Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расхождение Я-концепции с субъективным опытом





В основном позиция Роджерса по отношению к психотерапии уже была изложена в предыдущей главе. Для Роджерса здоровый человек может отразить субъективный опыт в своей Я-концепции. Для здорового человека характерна конгруэнтность между Я и опытом, открытость опыту и отсутствие защитных реакций. Напротив, Я-концепция невротика структурирована таким образом, что не соответствует опыту организма. Индивид, психологически плохо при­способленный, отказывается пропускать в сознание значимый сенсорный и эмоциональный опыт. Опыт, который неконгруэнтен Я-концепции, подсозна­тельно воспринимается как угрожающий и либо отрицается, либо искажается. Эта ситуация получила название расхождение Я-концепции с субъективным опы­том. В результате мы получаем ригидное сохранение Я-концепции, защищаю­щейся от воздействия субъективного опыта, угрожающего целостности Я и фрустрирующего потребность человека в позитивной самооценке.

Хотя Роджерс не дифференцировал формы патологии, он ввел дифферен­циацию типов защитного поведения. Например, используя механизм рациона­лизации, человек искажает отражение своего поведения таким образом, чтобы оно соответствовало его представлению о себе. Если вы считаете себя челове­ком, который не делает ошибок, то вы, вероятнее всего, припишете причину ошибки кому-нибудь другому или обстоятельствам. Другой пример защитного поведения — фантазия. Человек, который в порядке защиты убеждает себя, что он адекватен, может воображать, что он принц и все женщины от него без ума, и он будет отрицать любые впечатления, не согласующиеся с этим образом. Третий пример защитного поведения — проекция. В этом случае потребность реализуется, но в такой форме, что сама потребность не осознается, а поведе­ние воспринимается как вполне согласованное с образом Я. Люди, чьи Я-кон­цепции не приемлют «нехороших» сексуальных мыслей, могут считать, что их вынуждают об этом думать.

Типы защитного поведения у Роджерса по описанию очень схожи с защит­ными механизмами у Фрейда. Однако для Роджерса важным аспектом защитно­го поведения является регулирование состояния неконгруэнтности между Я и субъективным опытом с помощью отрицания и искажения восприятия: «Сле­дует заметить, что образы восприятия исключаются, потому что они противо­речат [Я-концепции], а не потому, что они оскорбительны для его Я» (Rogers, 1951, р. 506). Кроме того, классификация видов защиты не так принципиальна для Роджерса, как для Фрейда.

Следовательно, согласно Роджерсу, психологическая патология означает, что отношения между Я-концепцией и актуальным опытом нарушены. Однако большинство исследований посвящено отношениям между Я и идеальным Я.



Глава 6. Феноменологическая теория


АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ИДЕАЛЬНОЕ Я И ПУГАЮЩЕЕ Я -МОТИВИРУЮЩИЕ ГРАНИ САМОСОЗНАНИЯ?


Накануне важного экзамена вы вольно или невольно представляете, как вы получаете А*. Затем вы вооб­ражаете, что будет, если вы получи­те F. Обе возможности могут быть весьма реальны. Предвкушение А мо­жет быть таким желанным, а вероят­ность F — такой пугающей, что вы решите лишний час посидеть над учебниками.

Что представляют собой идеаль­ное и пугающее Я? Недавние иссле­дования уделяют внимание идеально­му Я и пугающему Я и сравнивают их с актуальным Я (Harary & Dona­hue, 1994). Здесь приведено упражне­ние, которое может помочь вам по­думать о ваших идеалах и страхах и сравнить их со своим актуальным Я.

Сначала подумайте о том, каким вы видите себя в целом, и оцените


 

НЕ СОГЛАСЕН

свое актуальное Я, как вы воспри­нимаете его именно сейчас, в дан­ный момент, используя перечень из пяти характеристик, приведенных ниже. Следующий шаг: задумайтесь о своем идеальном Я — о том, какой бы вы хотели видеть свою личность, и оцените ее, используя те же пять свойств. И наконец, займитесь сво­им пугающим Я — тем, какой лично­стью вы боитесь, что можете стать, и оцените ее соответственно. Оцен­ки, полученные по пятибалльной шкале «Согласен-не согласен» (шка­ла прилагается), проставьте в соот­ветствующие столбцы для каждого вида Я.


 


* В американских университетах принята буквенная система оценок, где А ка, a F — означает провал. (Примеч. пер.)


высшая оцен-


Клинические приложения



 


Когда вы внесете все свои оценки в таблицу, то сможете подсчитать разницу между идеальным Я и акту­альным Я и между актуальным Я и пугающим Я. Например, рассмотрим человека, весьма компанейского (он оценивает себя как «общительного» — 5 баллов), но который чувствует, что в идеале ему следовало бы быть по­сдержанней и больше времени тра­тить на учебу (идеальное Я по пока­зателю общительности оценивается в 3 балла); в результате получается раз­ница минус 2 балла, что означает, что необходимо убавить свою соци­альную активность, чтобы прибли­зиться к идеальному Я. Другой чело­век может считать, что он преодолел свою застенчивость (актуальное Я по показателю общительности оценива­ется в 3 балла), но он боится, что снова может оказаться в одиночестве, т.е. вернется к своему прежнему оди­нокому Я (пугающее Я оценивается по показателю общительности в 1 балл). В результате получается раз­ница плюс 2 балла, она положитель­на и означает, что на сегодняшний



момент человек успешно избегает своего пугающего Я.

Возможно, вам будет интересно вычислить обе разности для каждой оцениваемой характеристики и по­смотреть, где располагается ваше Я по отношению к идеальному Я и пу­гающему Я. По одним характеристи­кам ваше реальное Я может дальше отстоять от идеального Я (и ближе к пугающему Я!), чем по другим. Мо­жет быть, как раз эти отклоняющиеся стороны вашей личности вам и хотелось бы изменить? Суть дела в том, чтобы знать, что вы хотите для себя (ваши идеалы), чего вы не хо­тите (ваши опасения) и что побуж­дает вас действовать. Одних людей вдохновляет представление своего идеального Я, а другие бросаются действовать «с места в карьер» под впечатлением образа пугающего Я. А что применимо к вам? Если вы хо­тите измениться, хорошо начать с по­пытки представить огромный спектр возможностей, которые открывает перед вами жизнь.


В этих исследованиях расхождение между Я и идеальным Я использовалось как показатель адаптации: чем меньше расхождение, тем лучше приспособленность. Проводилось много экспериментов, целью которых было подтвердить, что здо­ровье и самооценка связаны именно с отношением Я и идеального Я. Напри­мер, Хиггинс, Бонд, Клэйн и Штроман (Higgins, Bond, Klein & Strauman, 1986) обнаружили, что у людей с большим расхождением между Я и идеаль­ным Я чаще встречаются депрессии. Другие исследователи считают, что при­способленность еще больше зависит от того, насколько близко Я оказывается к пугающему (нежелательному) Я (Ogilvie, 1987). Иными словами, самооценка человека и удовлетворенность жизнью могут больше зависеть от того, насколько он не похож на пугающее Я, чем от того, насколько он похож на идеальное Я. Хиггинс (Higgins, 1987) предложил целую теорию, объясняющую связь Я-концепции и аффекта. Это интересная современная разработка положения Роджерса о том, что внутренняя несогласованность Я порождает эмоциональ­ные трудности. Помимо идеального Я, Хиггинс ввел понятие «должного Я». В то время как идеальное Я охватывает надежды, амбиции и желания индиви-



Глава 6. Феноменологическая теория


да, должное Я состоит из убеждений, связанных с долгом, ответственностью и обязательствами.

Согласно теории Хиггинса, расхождение между Я-концепцией и идеалом вызывает эмоции депрессивного типа. Например, если у студента есть идеал — быть отличником, а учится он на тройки, он будет чувствовать себя разочаро­ванным, печальным и даже слегка подавленным. Напротив, расхождение меж­ду Я-концепцией и должным Я скорее приводит к возбуждению, беспокойству. Например, если студент убежден, что он должен быть отличником (его долж­ное Я), но получает тройки, он, вероятно, будет чувствовать страх, угрозу или тревогу. Таким образом, различение идеального Я и должного Я важно тем, что помогает развести два типа эмоций, связанных с Я: эмоции депрессивного типа (например, разочарование, печаль, подавленность) и эмоции возбужде­ния, беспокойства (например, страх, угроза, тревога).


Хиггинс утверждает, что идеальное Я и должное Я служат своего рода са­моруководством, чтобы направлять и организовывать социальное поведение. Хотя иногда они действуют заодно, с таким же успехом они могут вступать и в конфликтные отношения. То, что мы считаем идеальным для себя, не всегда совпадает с тем, что, как нам кажется, мы должны делать. Например, многие женщины чувствуют конфликт между желанием быть хорошими специалиста­ми (идеальное Я) и социальными ожиданиями, в соответствии с которыми они должны быть хорошими матерями (должное Я). Именно такого рода конф­ликты, считал Роджерс, клиент должен осознавать и прорабатывать, чтобы измениться в процессе терапии.







Date: 2015-05-09; view: 1125; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию