Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследования детско-родительских отношений





Самые разные исследования подтверждают, что наибольшему росту лично­сти ребенка способствуют установки родителей на принятие ребенка, на де­мократические отношения с ним. В то время как дети родителей с такими уста­новками обнаруживают ускоренное интеллектуальное развитие, оригинальность, эмоциональную уверенность и хороший самоконтроль, дети авторитарных ро­дителей, отказывающих им в принятии, как правило, бывают эмоционально нестабильными, непослушными, агрессивными и задиристыми (Baldwin, 1949). Но решающим оказывается восприятие детьми того, как их оценивают родите­ли. Если детям кажется, что родители оценивают их позитивно, они будут по­лучать удовольствие от своей внешности и от особенностей своей личности. Если же они чувствуют, что их оценивают негативно, у них разовьется ощуще­ние неуверенности в себе, и даже к своему телу они будут относиться негативно (Jourard & Remy, 1955). По-видимому, знак, который будет иметь родительская оценка, в огромной степени отражает степень самоприятия самого родителя. Матери, которые принимают себя, имеют тенденцию принимать и своих детей (Medinnus & Curtis, 1963).

Обширное исследование причин, влияющих на формирование самооценки, еще больше помогает оценить важность параметров, предложенных Роджерсом. Куперсмит (Coopersmith, 1967) провел исследование самооценки, которую он определил как оценку, которую индивид дает самому себе и которую обычно старается поддержать. Самооценка, следовательно, есть личное суждение инди­вида относительно собственной ценности. Это обобщенная личностная харак­теристика, а не моментальный аттитьюд или аттитьюд, характерный только для отдельных ситуаций. Самооценка измерялась вопросником (Self Esteem Inventory), содержащим 50 вопросов, большинство из которых заимствовано из шкал, первоначально использованных Роджерсом. Дети заполняли вопросник, и затем исходя из полученных результатов их поделили на группы с высокой, средней и низкой самооценкой. Оказалось, что по сравнению с детьми, имеющи­ми низкую самооценку, дети с высокой самооценкой более напористы, более независимы и более креативны. Испытуемые с высокой самооценкой к тому же с меньшей легкостью принимали оценки реальности, данные другими людьми, если только они не совпадали с их собственными наблюдениями, и обнаружива-


Теория личности, разработанная Карлом Роджерсом 2 17

ли большую гибкость, более богатое воображение и способность находить ориги­нальные решения проблем. Другими словами, субъективные показатели самооценки оказались связанными с соответствующими характеристиками поведения.

А что удалось узнать о происхождении самооценки? Куперсмит собрал дан­ные о восприятии своих родителей самими детьми, оценки своих сотрудников, которые интервьюировали матерей, и ответы самих матерей на вопросник, касающийся их установок относительно воспитания детей и реально использу­емых методов воспитания. Результаты показали, что внешние индикаторы пре­стижа, такие, как богатство, уровень образования и должность, не оказывают столь определяющего влияния на самооценку, как это часто предполагалось. Напротив, на суждения о собственной ценности главным образом влияют ус­ловия жизни в семье и непосредственное межличностное окружение. Видимо, на суждения детей о себе оказывает влияние процесс отраженной оценки, т.е. они принимают мнения о себе, выраженные значимыми для них людьми, и затем используют эти мнения в своих собственных суждениях о себе.

Какие виды родительских установок на воспитание и какие действия роди­телей оказываются важными для формирования самооценки? Три сферы дет-ско-родительских взаимодействий являются, по-видимому, наиболее важными. Первая касается степени принятия, интереса, любви и тепла, проявляемых по отношению к детям. Исследования показывают, что матери детей, имеющих высокую самооценку, больше их любят и находятся в более близких с ними отношениях, чем матери детей, имеющих низкую самооценку. Интерес со сто­роны матери, видимо, интерпретируется ребенком как показатель его значи­мости, показатель того, что он стоит заботы, внимания и времени тех людей, которые сами для него важны.

Вторая решающая сфера детско-родительского взаимодействия — это об­ласть дозволения и наказания. Исследования показывают, что родители детей, имеющих высокую самооценку, предъявляют ясные и четкие требования, на которых твердо настаивают. Наградой, как правило, служит предпочитаемая детьми форма проявления любви и привязанности со стороны родителей. В от­личие от такой модели поведения, родители детей, имеющих низкую само­оценку, мало направляют ребенка и к тому же резко и неуважительно с ним обращаются. Эти родители не устанавливают четких правил поведения для сво­их детей и не настаивают на исполнении, они склонны чаще применять нака­зание, чем награду, и склонны прибегать к силе и лишению любви.


И наконец, третья сфера детско-родительского взаимодействия касается степени демократизма. Родители детей, имеющих высокую самооценку, уста­навливают широкий набор правил и ревностно на них настаивают, но внутри этих рамок нет никакого принуждения, права и собственное мнение ребенка уважаются и признаются. Родители детей, имеющих низкую самооценку, уста­навливают мало ограничений и плохо очерчивают их рамки, и в то же время они авторитарны, склонны к диктаторству, отвержению и бескомпромисснос­ти в используемых ими методах контроля. Куперсмит обобщил результаты сво­его исследования следующим образом: «Самое общее заключение об истоках высокой самооценки можно сформулировать в виде трех условий: тотальное или почти тотальное принятие детей их родителями; четко определенные и



Глава 5. Феноменологическая теория


ВНУТРЕННЯЯ (INTRINSIC) МОТИВАЦИЯ: ПОЛУЧАТЬ БОЛЬШЕ И МЕНЬШЕ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ СВОЕЙ РАБОТОЙ?


Как вы думаете, дети, вознаграж­даемые за рисование, больше или меньше будут интересоваться рисо­ванием, чем дети, которых за рисо­вание ничем не вознаграждали? Как вы думаете, студенты колледжа, ко­торым платили за решение голово­ломки, больше или меньше будут за­интересованы продолжать решать го­ловоломки, чем студенты, которым за такое же решение ничего не пла­тили? Возможно, результат вас уди­вит, но он полностью согласуется с идеей Роджерса о самоактуализации и противоречит теории подкрепле­ния: в обоих упомянутых случаях соб­ственная внутренняя мотивация и интерес к деятельности уменьша­лись, когда за действия полагалась награда!

Видимо, награда и другие спосо­бы управления могут мешать разви­тию внутренней (самоценной) моти­вации, т.е. увлечению деятельностью, вызванному бескорыстным интере­сом, а не ожидаемой наградой. Об­стоятельства же, которые способст­вуют переживанию вызова, ощуще­нию компетентности и контроля над событиями, видимо, способствуют


развитию внутренней мотивации. Та­ким образом, стиль воспитания, ори­ентированный на автономию ребен­ка, больше благоприятствует раз­витию внутренней мотивации, чем стиль, ориентированный на контроль за ребенком и управление им.

Было обнаружено, что люди с развитой внутренней мотивацией предпочитают дела, заставляющие их активизироваться, неудача мобилизу­ет их энергию и усиливает настойчи­вость, они креативны и экспрессивны, а также обладают высокой самооцен­кой. Спортсмены, люди, работающие по найму и студенты — все, как ока­залось, лучше исполняют свою рабо­ту в условиях, стимулирующих внут­реннюю мотивацию, по сравнению с ситуациями, где подчеркивается внешнее вознаграждение или конт­роль извне.

Конечно, это не значит, что если получать больше денег, то получишь меньше удовольствия от работы, хотя это и означает, что деньги — это да­леко не все.

Источники: Deci & Ryan, 1985, 1991; Kasser & Ryan, 1996; Koestner & McClelland, 1990; Lepper, Greene & Nisbett, 1973.


Теория личности, разработанная Карлом Роджерсом









Date: 2015-05-09; view: 499; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию