Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы измерения Я-концепции





Роджерс постоянно упоминал, что свою работу он начал не с понятия Я. На самом деле в начале работы он считал Я неясным и достаточно бессмысленным термином. Однако, слушая, как клиенты формулируют свои проблемы и выра­жают свое отношение к разным вещам, он обнаружил, что в той или иной степени они все активно используют слово «Я». Хотя суждения клиентов о себе произвели на него сильное впечатление, Роджерс все же чувствовал, что необ­ходимо объективно определить это понятие, разработать способ его измерения и исследовательский инструмент.

Техника Q-сортировки. Роджерс начал свои исследования, записав несколько терапевтических бесед и затем распределив по нескольким катего­риям все слова, относящиеся к Я. После этого первого исследования с запися­ми бесед он применил метод Q-сортировки, разработанный Стефенсоном (Stephenson, 1953). Техника Q-сортировки часто использовалась для измерения Я-концепции. В этом случае экспериментатор дает испытуемому набор карто­чек, каждая из которых содержит утверждение, касающееся какой-то личнос­тной характеристики. На одной карточке может быть написано: «Легко заводит друзей», на другой: «Испытывает трудности с выражением гнева» и так далее на всех картах. Испытуемых просили прочитать эти утверждения (всего их око­ло 100) и затем рассортировать карточки в соответствии с тем, какие характе­ристики, по их ощущению, подходят им больше всего, а какие — меньше всего. Им предлагали разложить карточки в определенном порядке: на одном конце должны лежать карточки, «наиболее характерные для меня», а на дру­гом конце — «наименее характерные для меня». Испытуемым было указано, на сколько кучек надо разложить карточки и сколько карточек должно быть в

нимичное использование рефлексивных терминов «self» («Я»), «self-concept» («Я-концепция») и «self-image» («Я-образ»), т.е. применение терминов, характеризующих компоненты рефлексивного Я человека, для описания этого психологического образования как целого. Подобная традиция становится характерной и для русской психологической лексики. (Примеч. науч. ред. и пер.)


Теория личности, разработанная Карлом Роджерсом



АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ПРИСУЩЕ ЛИ ЧУВСТВО Я ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЧЕЛОВЕКУ?


Большинство владельцев собак когда-нибудь да ставили эксперимент, давая своей собаке посмотреться в зер­кало. Было ли там узнавание себя? Изу­чение животных заставляет предпола­гать, что существа, стоящие ниже при­матов по эволюционному развитию, не узнают себя в зеркале. Шимпанзе способны на это при условии, что им будет предоставлено некоторое время пообщаться с зеркалом. Получив не­который опыт, шимпанзе используют зеркало, чтобы изучать себя и прихо­рашиваться (т.е. проявлять поведение, направленное на свой образ), а не иг­норируют свое отражение и не реаги­руют на него как на чужака (подобно, например, рыбам, которые демонст­рируют агрессию, направленную про­тив своего отражения в зеркале).

Исследования формирования у детей направленного на образ Я пове­дения перед зеркалом приводят к пред­положению, что развитие самоузнава­ния — постепенный процесс, начина­ющийся где-то около четырех месяцев от роду. В это время младенцы начина­ют реагировать на связь между своими телодвижениями и изменениями в зер­кальном отражении. А что происходит с узнаванием каких-то своих конкрет­ных особенностей? Если ребенку, ко­торый смотрит на себя в зеркало, на­мазать нос губной помадой и затем снова дать посмотреться в зеркало, от­реагирует ли ребенок на красное пят­но как на элемент себя? Такое узнава-


ние своих специфических особеннос­тей, проявляющееся в направленном на свой образ поведении у зеркала, по-видимому, появляется в возрасте где-то около года.

Узнавание себя, выражается ли оно в поведении, направленном на соб­ственное отражение в зеркале или как-то иначе, может быть связано с разви­тием сознания и психики. Очевидно, что этот вопрос очень важен для пси­хологии. Это означает не только то, что мы можем осознавать себя и ощущать себя, но и то, что мы можем знать и эмпатически воспринимать чувства других людей. Ирония судьбы заклю­чается в том, что те самые процессы, которые заставляют нас испытывать самые горькие чувства по отношению к себе, одновременно дают нам воз­можность наилучшим образом пони­мать чувства других людей.

«Зеркало, зеркало на стене, неуже­ли ты это обо мне?»* Очевидно, этот вопрос могут задать только очень не­многие представители живого царства на Земле. От людей он требует некото­рой зрелости, но узнавание себя на­чинает развиваться очень рано и со­ставляет существенную часть нашей жизни на протяжении всех последую­щих лет.

Источник: Lewis & Brooks-Gunn, 1979.

* Ср. у Владислава Ходасевича: «Я, я, я. Что за дикое слово! / Неужели вон тот — это я? / Разве мама любила такого, / желто-серо

Примеч пер ' и всезнающего как змея



Глава 5. Феноменологическая теория


АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

КОНГРУЭНТНОСТЬ Я И ИДЕАЛЬНОГО Я: ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ СО ВРЕМЕНЕМ?


Представления Роджерса об иде­альном Я и метод Q-сортировки, ко­торый он пропагандировал, по-пре­жнему привлекают внимание совре­менных исследователей. Один из примеров — работа Блока и Робинса (Block & Robins, 1993), изучавших ди­намику самооценки начиная с под­росткового периода и заканчивая ран­ней взрослостью.

Изменилась ли ваша самооценка с того времени, когда вам было чуть больше десяти лет, к тому времени, когда вам минуло двадцать? Судя по данным Блока и Робинса, ответ мо­жет зависеть от вашего пола: в сред­нем в этот формирующий личность период самооценка растет у мужчин и снижается у женщин.

Уровень самооценки определялся по степени сходства между представ­лением о себе и представлением об идеальном Я. Оба эти конструкта из­мерялись методом Q-сортировки при­лагательных, которые включали та­кие самоописания, как «склонный к соперничеству», «любящий», «ответ­ственный» и «творческий». Испытуе­мые, чье представление о себе совпа­дало с их идеальным Я, получали высокий балл по самооценке. И на­оборот, испытуемые, чье представ­ление о себе резко расходилось с их идеальным Я, получали низкие бал­лы по самооценке.


Между 14 и 23 годами мужчины становятся более уверенными в себе, а женщины — менее уверенными. Если в 14 лет самооценка у них при­близительно одинакова, то к 23 го­дам у мужчин она становится намно­го выше. Очевидно, мужчины и жен­щины различаются по тому, как они переживают подростковые годы, и по тому, как они преодолевают переход во взрослое состояние. Для молодых мужчин ситуация более благоприят­на. Эта фаза жизни ассоциируется с приближением к их идеалу. К сожа­лению, для женщин все наоборот: они отдаляются от своего идеала по мере вхождения во взрослость.

Какие личностные особенности характерны для мужчин и для жен­щин с высокой самооценкой? Блок и Робине провели глубинное интер­вью с испытуемыми, которым было по 23 года, и обнаружили, что жен­щины с высокой самооценкой глав­ным образом ценят близкие отноше­ния с людьми. Мужчины с высокой самооценкой, наоборот, эмоцио­нально более дистанцированы от дру­гих и сильнее контролируют свои чув­ства. Половые различия во взаимосвя­зях самооценки с межличностными отношениями отражают очень раз­личные ожидания, которые суще­ствуют в обществе по вопросу о том, что значит быть женщиной или муж-


Теория личности, разработанная Карлом Роджерсом



чиной. Не удивительно, что те моло- к тому, что, по нашему мнению, це-
дые взрослые, чьи личности соответ- нится в обществе. Содержание идеаль-
ствуют культурным ожиданиям, чаще ного Я кое-что говорит нам о каче-
будут удовлетворены собой, а их ствах, которые человек ценит и по­
Я-концепция будет ближе к идеаль- тому пытается проявлять, чтобы
ному Я. получилась высокая самооценка. Ин-
Без ответа в этом исследовании тересный вопрос для будущих иссле-
остается феноменологический воп- дований — каким образом содержа-
рос, который представлял бы боль- ние идеального Я влияет на психо-
шой интерес для Роджерса: каково со- логическое приспособление? Включает
держание идеального Я? Различают- ли идеальное Я характеристики само-
ся ли мужчины и женщины своими актуализирующегося человека или же
представлениями об идеальном Я? они содержат предписания общества,
Идеальное Я, видимо, особенно вос- касающиеся идеального мужчины или
приимчиво к внешним влияниям — идеальной женщины?

каждой кучке. Например, если карточек всего 100, испытуемых могут попро­сить рассортировать карточки на 11 кучек в следующем порядке: 2—4—8—11 — 16—18—16— 11—8—4—2. Это нормальное распределение, и оно выражает сравни­тельную оценку испытуемым того, насколько каждая характеристика ему со­ответствует.

Таким образом, Q-сортировка фактически представляет собой задание, в котором испытуемый сортирует утверждения (в данном случае о самом себе) по категориям, ранжируя их от наиболее характерных до наименее характер­ных. Кроме того, те же фразы могут быть распределены по такому же числу категорий, но в отношении идеального Я — от «ближе всего к моему идеальному Я» до «дальше всего от моего идеального Я». Это дает возможность количе­ственно оценить различия или рассогласования между Я и идеальным Я. Как мы увидим далее (в главе 6), такие понятия и показатели оказываются очень важны для понимания психопатологии и изменения личности под воздействием психотерапии. С помощью Q-сортировки мы получаем данные о субъективном восприятии испытуемыми частей их феноменального поля. Однако эти данные не являются в полном смысле феноменологическими, так как испытуемые должны использовать утверждения, предложенные экспериментатором, а не свои собственные, и должны классифицировать эти утверждения по заранее определенным категориям в соответствии с нормальным распределением, а не в соответствии с распределением, которое они могли бы предложить сами и которое имело бы для них больше смысла.

Перечень прилагательных и Семантический дифференциал. Для того чтобы получить субъективные отчеты о Я, используются и другие методы. Например, Перечень прилагательных, где испытуемые выбирают прилагатель­ные, которые они могут отнести к себе, и Семантический дифференциал (Osgood,



Глава 5. Феноменологическая теория


Suci & Tannenbaum, 1957). Созданный для измерения аттитьюдов* и определе­ния значения понятий и не будучи личностным тестом, Семантический диф­ференциал может быть использован и для психодиагностики личности. При заполнении бланка Семантического дифференциала индивид оценивает какое-либо понятие по ряду семибалльных шкал, обозначенных полярными прилага­тельными, такими, как хороший—плохой, сильный—слабый или активный—пассив­ный. Таким образом испытуемый может оценивать понятие «Я сам» или «Мое идеальное Я» по каждой из биполярных шкал. Тогда оценка по любой из шкал покажет, чувствует ли испытуемый, что одно из прилагательных этой шкалы очень хорошо описывает данное понятие или что оно лишь в некоторой степе­ни соответствует данному понятию, или что ни одно из двух полярных прила­гательных не приложимо к данному понятию. Таким образом, мы получаем данные о значении этого понятия для индивида.

Подобно Q-сортировке, Семантический дифференциал — это структури­рованная техника, в которой испытуемый должен оценивать понятия и ис­пользовать биполярные шкалы, заданные экспериментатором. Структура дан­ного метода дает возможность собирать данные, удобные для статистического анализа, но, как и в Q-сортировке, она оставляет свободу в выборе самих по­нятий и шкал для их оценки. Не существует единственного стандарта Семанти­ческого дифференциала. Можно использовать разнообразные шкалы для опре­деления субъективного значения таких понятий, как отец, мать, врач. Для при­мера рассмотрим оценки понятий «Я сам» и «Мой колледж» по таким шкалам, как либеральный-консервативный, формальный—неформальный, прилежный-любящий развлечься. В какой степени вы воспринимаете себя похожим на свой колледж? Как это связано с вашей удовлетворенностью студенческой жизнью в данном колледже? В одном исследовании было обнаружено, что, чем больше студентам кажется, что они не похожи на свой колледж, тем большую неудов­летворенность они испытывают и тем более вероятно, что они «вылетят» из колледжа (Pervin, 1967a, 1967b).

Иллюстрацией того, как можно было бы использовать Семантический диф­ференциал для оценки личности, является случай множественной личности. В 50-е годы два психиатра — Корбетт Тигпен (Corbett Thigpen) и Харви Клекли (Harvey Cleckley) описали ставший знаменитым случай «трех ликов Евы». Это был случай женщины, у которой было три разных личности, каждая из кото­рых доминировала в какой-то период времени, а затем уступала место другой, причем менялись они очень часто. Эти три личности получили имена Ева Бе­лая, Ева Черная и Джейн. Исследуя этот случай, психиатры смогли сделать так, чтобы каждая личность из трех оценивала ряд понятий по Семантическому дифференциалу. Затем полученные оценки были качественно и количественно проанализированы психологами Ч. Осгудом (С. Osgood) и 3. Лурия (Z. Luria),

* Английский термин «attitude», обозначающий словесную оценку человеком некоторого пред­мета или явления, здесь и далее переводится словом «аттитьюд». Распространенный в литературе перевод этого термина словами «социальная установка» не вполне адекватен. Выбирая вариант перевода, надо считаться с тем, что в психологии термин «установка» используется для описания совсем иных явлений, а добавление к нему слова «социальная» часто противоречит смыслу атти-тьюдных феноменов. (Примеч. науч. ред.)


Теория личности, разработанная Карлом Роджерсом



АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ОДНО Я ИЛИ МНОГО Я?


Роджерс видел в Я-концепции определенный паттерн восприятий человеком своего Я. Я-концепция представляет собой структурное це­лое, которое может быть измерено такими методами, как Q-сортировка и Семантический дифференциал. Од­нако сегодня психологи считают, что индивид может иметь множество Я-концепций — некоторые из них хо­рошие, а некоторые — плохие, не­которые актуализированы в настоя­щем, а некоторые — возможные Я-концепции — предназначены для будущего.

Рассмотрим, к примеру, следую­щих двух индивидов. Иван Боеский (Ivan Boesky) был суперзвездой Уолл­Стрита, он сколотил огромное состо­яние, а затем стал причиной опозо­рившего его грандиозного скандала в финансовых кругах, разгоревшегося из-за его незаконной деятельности. На Уолл-Стрите он демонстрировал алч­ность, чтобы увеличить свое состоя­ние, и одновременно с этим разда­вал деньги благотворительным обще­ствам, колледжам или общественным институтам, делая это без грома фан­фар и без желания купить за это ка­кое-то особое к себе отношение или благодарность. В 1984 г. он сказал себе: «Я человек, состоящий из множества разных частей. Во мне есть эгоисти­ческий интерес, но есть и другая сто-


рона, которая влияет на тысячи ве­щей, которыми я занимаюсь. Служе­ние обществу. Филантропия».

Гектор «Мачо» Камачо был чем­пионом по боксу. У него было два Я, резко отличающихся друг от друга. Его Я по имени Гектор было довольно ти­хим человеком, со своей долей со­мнений и страхов. Что же касается Мачо Мэна* (Macho Man), то это был человек, которому нравилось гонять с бешеной скоростью роскош­ные авто, позировать для журнала «Плэйгерл»**, рассказывать другим о том, какой он привлекательный муж­чина и какой он страшный противник для соперников. По его собственным словам: «Гектор не такой плохой, как Мачо Мэн. Мачо Мэн — человек, работающий на публику, боксер. Гек­тор — скромный, добрый парень, ко­торый одалживает деньги людям на улицах Испанского Гарлема».

Так можно ли говорить о един­ственной Я-концепции или психоло­ги должны заняться изучением свя­зей между множеством Я?

Источник: The New York Times, June 13, 1986, and December 22, 1986.

* В английском языке man — мужчина, а в испанском языке macho — самец. Мачо Мэн (Macho Man) — «крутой» мужчина (При­меч. пер.)

** Журнал для женщин, аналогичный знаменитому журналу для мужчин «Плэйбой». (Примеч. пер.)



Глава 5. Феноменологическая теория


Ева Белая Воспринимает мир совершенно нормальным образом, хорошо соци­ализирована, но собой не удовлетворена. Главное свидетельство нару­шений личности — тот факт, что себя она считает не очень хорошей, довольно пассивной и определенно слабой.

Ева Черная Выработала агрессивную модель приспособления к миру, считая себя во всех отношениях совершенной. А чтобы преодолеть разрыв с реаль­ностью, она воспринимает мир совершенно неадекватно. Если Ева Черная воспринимает себя как совершенство, то и понятия НЕНА­ВИСТЬ и ОБМАН она вынуждена считать позитивными ценностями.

Джейн Демонстрирует наиболее «здоровую» модель: она не отвергает приня-

тые в ее среде оценки понятий, сохраняя при этом и позитивную оценку своего Я. Видит себя пусть и не очень сильной (хотя и не сла­бой), но приближающейся к позитивному и активному полюсам се­мантического пространства.

Рис. 5.1. Краткие описания трех ликов множественной личности, основанные на оцен­ках по Семантическому дифференциалу (Osgood & Luria, 1954).

которые не знали, о ком идет речь. Их анализ содержал и описание фактов, и выходящую за рамки простого описания интерпретацию личности авторов оце­нок. Например, о Еве Белой было сказано, что она находится в хорошем контакте с социальной реальностью, но испытывает сильный эмоциональный стресс; о Еве Черной говорилось, что она не находится в контакте с социальной реально­стью и довольно самоуверенна, а Джейн внешне выглядела совершенно здоро­вой, но скованной и однообразной. Более детальное, хотя и все равно неполное описание трех личностей, сделанное на основе Семантического дифференциала, приведено на рис. 5.1. Оказалось, что психологический анализ, основанный на оценках по Семантическому дифференциалу, хорошо совпадает с описаниями, данными двумя лечащими психиатрами (Osgood & Luria, 1954).

Q-сортировка, Перечень прилагательных и Семантический дифференциал — все эти методы приближаются к роджерианскому идеалу феноменологического самоотчета; к тому же полученные с их помощью данные статистически надежны и теоретически обоснованны. Можно возразить, что люди обладают не одной Я-концепцией, а многими, что эти тесты не затрагивают глубин бессознательного и что они подвержены искажениям со стороны защитных механизмов. И тем не менее Роджерс считал, что эти тесты дают нам полезные показатели.

Date: 2015-05-09; view: 1173; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию