Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар № 2





Изучение проблемы возникновения и развития психики в психологии (3 ч.)

1. Понятие отражения в психологии. Свойства психического отражения.

2. Психологическое изучение проблемы развития психики в филогенезе

  • Этапы развития психики и нервной системы в филогенезе.
  • Характеристика форм поведения животных

3. Характеристика сознания человека: сознание, «бессознательное», самосознание.

Литература:

1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002

2. Бассин Ф.В. В вестибюле осознания. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 56 – 62.

3. А.Н. Леонтьев. Общая характеристика психики животных // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 62-68.

4. С.Л.Рубинштейн. Бытие и сознание. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1977. с. 43-53.

5. А.Р. Лурия. Мозг и психика // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 83-92

Методические рекомендации:

В процессе подготовки семинара необходимо предварительно повторить материалы лекции «Психика человека как предмет системного исследования».

По 1 вопросу изучить таблицу «Стадии и уровни развития психики и поведения животных» по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри (на с. 28).

1. 3 вопросу дать.характеристику понятия «психическое отражение» по статье С.Л.Рубинштейна (список лит-ры № 4); Решить задачу № 1:

2. На основе статьи А.Н. Леонтьева (список лит-ры № 3) дополнит ь характеристики поведения и подготовить примеры поведения животных, находящихся на разных стадиях и уровнях развития психики. найти значение выделенных терминов в психологических словарях

3. определить отличительные особенности сознания; подготовить доклад «Соотношение сознания и бессознательного в теории З.Фрейда» (2 чел. из группы) – 5 мин.; дать характеристику самосознания

4. выполнить тесты для самопроверки № 2

 

 

Практическая работа № 2 (выполнить в тетради)

Решить задачи:

1) Какие из положений, приведенных ниже, характеризуют психическое отражение, а какие – зеркальное отражение?[1]

а) Активно воздействует на среду;

б) Отражает явление только в момент его непосредственного воздействия;

в) Дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности;

г) Является фотографией отражающей действительность;

д) Сигнализирует о жизненно важном для организма.

 

2) О каком психологическом феномене идет речь в примерах? Дайте объяснение (см. статью Бассина Ф.В.).

1. Открытие Менделеевым периодической системы элементов и Кекуле – кольцевой структуры молекулы бензола. В обоих случаях решения приходили во сне…

2. Испытуемым раздаются фотографии лиц с предложением распределить эти снимки на классы «умных», «глупых», «злых», «добрых», «хитрых», «наивных», «вопросительный взгляд», «взгляд просьбы», «сомнение» и пр. Снимки распределяются разными испытуемыми в основном однотипно.

Тестовые задания для самопроверки

Общая способность организма к ощущению, реакция на факторы окружающей среды   а) раздражаемость; б) чувствительность; в) активность; г) саморегуляция. Первое исследование на пути экспериментального объективного изучения поведения животных было предпринято…. а) Э. Торндайком б) Ч. Дарвиным в) В. Кёлером г) И.П. Павловым
Высший уровень психического отражения действительности   а) психика; б) интроспекция; в) сознание; г) мышление. Высшее свойство мозга, которое заключается в способности отражать внешний мир, называется….. а) сознанием б) подсознанием в) ощущением г) психикой
Действия или акты, осуществляющиеся без санкции сознания, называется неосознаваемыми: а) операциями; б) процессами; в) установками; г) автоматизмами. Систематическое исследование интеллектуального поведения высших животных были начаты а) Скиннером б) Келлером в) Павловым г) Дарвиным
Способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия внешней среды называется   а) актуальностью; б) раздражимостью; в) чувствительностью; г) витальностью. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознаёт себя в качестве субъекта деятельности, называется … а) самосознанием б) представлением в) самоощущением г) самопрезентацией
Согласно А.Н. Леонтьеву, в эволюционном развитии психики отсутствует стадия … а) элементарной сенсорной психики б) перцептивной психики в) интеллекта г) опосредованной психики Двумя основными стимулами возникновения сознания психологи считают: а) развитие мышления и развитие памяти б) разделение труда и развитие речи в) развитие мышления и разделение труда г) развитие восприятия и развитие мышления
Формой психики, свойственной только человеку, является…   а) инстинкт б) ощущение в) сознание г) раздражимость Утверждение, что психика свойственна только организмам, обладающим нервной системой, относится к концепции…. а) аптропсихизм б) биопсихизм в) моропсихизм г) нейропсихизм
По К.Юнгу, психика человека не включает уровень…   а) подсознания б) личного бессознательного в) сознание г) коллективного бессознательного Первое исследование на пути экспериментального объективного изучения поведения животных было предпринято…. а) Э. Торндайком б) Ч. Дарвиным в) В. Кёлером г) И.П. Павловым
Высшее свойство мозга, которое заключается в способности отражать внешний мир, называется….. а) сознанием б) подсознанием в) психикой г) ощущением Цепь реакций на отдельные, последовательно действующие раздражители, называется поведением… а) последовательным б) цепным в) инстинктивным г) обусловленным
Рефлекс, при котором раздражитель прежде не вызывавший соответствующей реакции становиться сигнальным раздражителем а) условный рефлекс; б) рефлексия; в) рефлекс; г) рефлекторное кольцо Второй блок головного мозга обеспечивает а) поддержку тонуса коры; б) выработку программ поведения; в) хранение и переработку информации; г) контроль поведения.

 

 

Date: 2015-05-08; view: 991; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию