Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная типология личности
Важной категорией в социологии выступает понятие социального типа личности. Социальный тип личности представляет собой продукт историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей и отражает их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы. В социологии выделяют: модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности рассматривается как эталон личности будущего. В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Эрих Фромм, который создал концепцию социального характера. По определению Фромма социальный характер – это «ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры». Значение социального характера Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувства безопасности и защищенности. Классическому капитализму по Фромму присущи такие черты социального характера как: индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает характер ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности (путь к успеху, конкуренция). Соответственно Фромм выделял четыре типа характера в буржуазном (западном) обществе: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. Все эти типы он считал неплодотворными и противопоставлял им социальный характер, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности. «Иметь или быть»
В современной социологии получило широкое распространение выделение социальных типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций: 1. «Традиционалисты» ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, а такие качества как самостоятельность и стремление к самореализации у них выражены слабо. 2. У «идеалистов» наоборот сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение к авторитетам. 3. «Реалисты» сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга, здоровым скептицизмом, самодисциплиной и самоконтролем.
Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует появление определенных социальных типов личности. В тоже время социологи отмечают и обратное воздействие устойчивых личностных качеств и поведенческих стереотипов на возникновение и развитие общественных отношений того или иного типа.
Date: 2015-05-08; view: 458; Нарушение авторских прав |