Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я-концепция как социально-психологический феномен





Психология Я-концепции как одна из социально-психологических схем личности в теоретико-концептуальном плане в целом опира­ется на положения феноменологического подхода или гуманисти­ческой психологии, символического интсракиионизма и в незна­чительной степени психоанализа. Я-концепция - что сложный со­ставной образ или картина, включающая в себя совокупность пред­ставлений личности о себе самой вместе с эчоционально-оценоч-ными компонентами этих представлений. Я-концепция личности формируется в процессе жизни человека но основе взаимодействия со своим психологическим окружением и реализует мотивацион-но-регуляторную функцию в поведении личности.

2.4.1. История вопроса: феноменологический подход

Термин «Я-кониегшия» появился в научном языке на рубеже Х1Х-ХХ веков в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого обьекта. Американский психо­лог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890 г.) первым предложил идею Я-концепции и внес существенный вклад в ее разработку. Со­гласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два ас­пекта: эмпирический объект (Me), познаваемый субъективным оце­нивающим сознанием (I). Я как объект состоит из четырех аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого, Джеймс предложил формулу оценивания личностью самого себя Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:

успехи

самооценка = ■

притязания

Социальная психология личности ______________________________95

Феноменологический подход к поведению {гуманистическая психология), в котором теория Я-концепции стала связующим ин-гегративным принципом, интерпретирует поведение на языке фе­номенального поля субъекта как субъективно воспринимаемой и осознаваемой реальности индивида (К Левин), а не на языке ана­литических категории, конструируемых внешним наблюдателем В целом теория Я-концепции, разработанная в рамках феноменоло­гического подхода, сводится к следующим положениям.

1 Поведение есть продукт восприятий индивида, которые по своей природе феноменологичньг психологическая реаль ность индивида — зто не объективная реальность как таковая, а продчкт его субъективных восприятий в момент поведения

2 Центральной, интегрирующей точкой феноменального пиля является Я-концепиия, вокруг которой организуются все субъективные восприятия индивида

3 Я-концепция явтяется одновременно и продуктом воспри­ятий, и совокупностью представлений, в которой содержат­ся ценности, привнесенные из социокультурной среды

4 С формированием Я-концепции поведение в целом начи­нает регулироваться ею

5. Я-концепиия относительно согласованна во времени и си­туативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность.

6 Потребность в положительном отношении к себе от других людей возникает параллельно с формированием Я-концеп­ции Потребность в положительном отношении к себе самому (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми

7. Для снятия расхождений между данными текущего жиз­ненного опыта и Я-концепцией используются различные защитные стратегии

8. Существует одно главное мотивационное побуждение че­ловека - потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей Я-концепции







Date: 2015-05-05; view: 822; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию