Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельностный подход к психологии личности





Он разработан А. Н. Леонтьевым и явился одним из методоло­гических принципов отечественной социальной психологии лич­ности Ключом к подлинно научному пониманию личности Леон­тьев считал «исследование процесса порождения и трансформа­ции личности человека в его деятельности, протекающей в конк­ретных социальных условиях» (Леонтьев. 1975, с 173)

Деятельность порождает все психические феномены, качестаа, особенности, процессы и сое гояния В отличие от индивида личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (там же) В основе представ­лений о личности лежит учение о деятельности, ее строении, ее разви­тии и ее преобразованиях, о различных ее видах и формах. Из всех этих разновидностей в качестве главной выделяется предметная дея­тельность. Исходными единицами психологического анализа лично­сти являются деятельности субъекта, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций Дня пони­мания структуры личности важной представляется мысль Леонтьева о иерархическом отношении деятельностеи Соподчинение деятельно-стей, порождаемых ходом их развития, лежит в основании личности.

Анализ строения деятельности Леонтьев приложил к характерис­тике личности. Главными психологическими составляющими дея­тельности являются ее мотивы. Леонтьев разделяет мотивы на два вида мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы. Включением понятия смысла в структуру деятельности он подчеркнул психологич­ность понимания личности. Леонтьев отметил особую функцию поня­тия «смысл» в структуре личности. Смысл получил характеристику личносп ного В нем содержится отражение в сознании личности отно­шения мотива к цели Личностный смысл выступает как особое сверх­чувственное качество личности Личностные смыслы интегрируются друге другом в связанную систему, обозначенную Леонтьевым терми­ном «смысловые образования личности» Иерархические связи моти­вов образую г ядро личности «Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерар-хизированных мотивационныхлиний» (Леонтьев, 1975, с. 221) «Внут­ренние соотношения основных мотивационныхлиний в совокупно­сти деятельностеи человека образуют как бы общий «психологичес-

80_____________________________________________________ Глава;

кий профиль* личности» (там же, с. 222). Выстроенные на едином де-ятельностном основании представления о личности позволили Леон­тьеву рассмотреть широкий круг психологических явлении в мотива-ционной {потребности, эмоции), поведенческой (действия, деятель­ность) и когнитивной сферах. В последней особое место занимают сознание и самосознание. В сознании происходит процесс объедине­ния, «сшивания» деятельностей, развития и распада связей между ними. В концепции Леонтьева категории личность, сознание, дея­тельность выступают в своем диалектическом взаимодействии, трие­динстве. Это триединство отражено и в названии его последней кни­ги: «Деятельность. Сознание. Личность».

Наиболее полная реализация деятельностного подхода в социаль­ной психологии личности представлена в концепции деятельностного опосредования межличностных отношений, разработанной А. В. Петровс­ким Социально-психологический акцент этой концепции состоит в том, что основополагающими категориями в ней являются: личность, деятельность и коллектив. Важность эт их категорий вынесена в назва­ние его книги «Личность. Деятельность Коллектив». Суть концепции деятельностного опосредования сводится к следующему. Межлично­стные отношения в группе опосредованы содержанием и ценностями группы. Спецификация деятельности, рассматриваемая с позиций де­ятельностного подхода, в концепции Петровского определяется тем, что эта деятельность совместная, социально детерминированная. Со­циально-психологические явления в группе определяются содержани­ем этой деятельности, многоуровневой структурой групповой актив­ности, уровнем развития групп. Вектор этого развития — от диффузной группы до развития коллектива, который представляет собой группу, где «межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности* (Пет­ровский, 1982, с. 47). Петровский с учениками детально проанализиро­вал большой состав социально-психологических феноменов - мотива-ционное ядро выбора в межличностных отношениях, референтность, самочувствие личности в группе, самочувствие группы, самооценка, ожидаемая оценка, лидерство, коллективистическая идентификация, сплоченность, ценностно-ориентационное единство, совместимость, феномен возложения ответственности Субъектами всех этих феноме­нов являются группа и личность. Анализ сложной диалектики лично­сти и группы привел Петровского к важному для социальной психоло­гии личности выводу «личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержа­нием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из

Социальная психология личности _______________________________ 81

участников» (там же, с. 223). Личность в этой связи с деятельностью выступает в «качестве целостного (совокупного) субъекта относительно устой­чивой системы су&ъект—объект—субъект и суСгьект-су&ьект-объектных опю- шении, складывающихся в деятельности и общении и оказывающих воздей­ствие на других людей» (там же, с.227). Выделение главного в личности дало Петровскому основание обозначить свою концепцию личности как концепциюличности в коллективе, в группе, в системе межлично­стных отношений. В конечном итоге концепция деятелъностного опосредования межличностных отношении дополняется концепцией интраиндивидуальной репрезентации личности и концепцией персо-нализации. В этих трех концепциях взаимосвязаны интер-, интра- и метаиндивидуальная репрезентации личности.







Date: 2015-05-05; view: 509; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию