Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как проводить обсуждение
Обсуждение (дискуссию, диспут, просто беседу или разговор с группой) очень важно именно проводить. А не позволять возникать спонтанно и увлекать вас, куда получится. И если ведущий обсуждение — проводит, то он в обсуждении — не участвует. · Он подводит итоги, что гораздо важнее. Обсуждение — такое же упражнение, потому что дает нам материал и группе — опыт. После этого нужно сделать выводы. Ведущему. И, сделав выводы, переходить к следующему упражнению. Что важно помнить при проведении обсуждений: — Положение ведушего относительно группы меняется. Нужно различать роль «мы вместе» и роль «над группой». Когда даем задание, передаем слово, определяем очередность и вообще руководим процессом — «над». Эту роль еще можно назвать «организатор процесса». Когда комментируем или предлагаем подумать и задаем вопросы, когда нам нужно подводить итоги — «мы». Эта роль своего рода «идеального участника», который своим поведением показывает группе, как нужно высказываться. Когда участники высказываются, наша роль — «лучший слушатель в группе» (персональный слушатель для каждого участника). Ведущий не отвлекается, ведущему интересно, что скажет каждый участник. · Иначе люди в группе рассудят: ведущий нас не слушает, ему безразличны наши высказывания. Так зачем мы будем говорить? — “Ошибка педагога”: навязчивая манера вставлять свои комментарии после каждого высказывания участников. Пусть ведущий высказывается по существу лишь в начале и в конце обсуждения (ввод в тему и подведение итогов). Остальное время он — обслуживает дискуссию. То есть обеспечивает интересную тему, организует процесс передачи слова и внимание аудитории к выступающему, поясняет аспекты обсуждаемой темы (это роль беспристрастного эксперта: что понимать под тем или иным термином, без оценок, только определения и информация). · «Подведение итогов» с оценочным комментарием по каждому высказыванию воспринимается людьми как агрессия и фальшь: предлагал свободно высказаться, а сам не только нашим мнением не интересуется, но еще и ругается, постоянно норовит поправить и вообще показать, какой он умный. Словом, использует группу в своих целях. Плюс, при неудачном, спорном комментарии можно застрять в дискуссии. То есть — потерять статус ведущего. Это не ваше шоу! Будьте «в тени» настолько, насколько возможно. Если, конечно, вы хотите, чтобы группа втягивалась в процесс и с интересом что-то обсуждала. Если же вы хотите заглушить обсуждение, действуйте наоборот. — Навыки ведущего: важно быстрое установление личного контакта, безоценочное слушание, наводящие и открытые вопросы, поощрение выступающего и конструктивность собственных отзывов. — Место судьи-эксперта и его утрата: Если ведущий не примыкает ни к одной из сторон, одинаково обслуживая их все (вплоть до подведения итогов), если он не пристрастен, то его мнение в конце будет группе интересно. Он «рассудит». Поэтому ошибочны выдвижение изначальных жестких позиций (и группа спорит с вами, а не внутри себя), конфронтация и споры по ходу (вместо этого можно использовать уклончивые ответы: “или так”, суггестивные шаблоны и т.д.). Не помогает делу активное встревание, когда процесс уже пошел, отказ от роли мудрого слушателя и наблюдателя (который знает больше, чем говорит) в пользу роли участника (а значит, на равных). Стоит преодолеть соблазн прямо тут же «научить», высказать “очень кстати” пришедшую мысль. Мы избегаем демонстрации личной заинтересованности — ничего личного, мы на работе. · Но проблема нам интересна. А еще более интересны нам высказывания участников. — Вход в дискуссию: постановка проблемы. Когда мы предлагаем группе тему или вопрос для обсуждения — хотя бы и поделиться впечатлениями от прошедшего упражнения — нужно демонстрировать эмоциональную вовлеченность. Нам действительно интересно! · Только пусть группа видит, что ведущему интересны участники и их душевные состояния и мнения. Вариант «мне, ведущему, это лично интересно, у меня есть такая проблема, и давайте о ней поговорим» — не годится. Чтобы участники втянулись в разговор, имеет смысл апеллировать к чувствам слушателей (эмоциональная иллюстрация, выбор части темы, которая задевает участников лично), предлагать ряд возможных вопросов (пусть аудитория выберет то, что ей ближе), предоставить широкое поле возможных сторон обсуждения в рамках заявленной темы. Хороши провокационные замечания, отказ от заранее заявленного “правильного подхода”. Нам нужны вопросы, а не ответы. — Принцип “добровольца”: если к концу вступительного слова никто не вызвался начать обсуждение сам, обращаемся к тому, который на вступительном слове телом выказал наибольшую эмоциональную включенность-заинтересованность (кивал, подался вперед, давал эмоциональную мимику навстречу ведущему). · «Нам нужен доброволец, и добровольцем будешь ты». — Слушание: — а) активное, поддерживающее слушание, отражение чувств — вовлечение в беседу, поощрение к высказыванию своего мнения; — б) регулирование: возвращение к теме, сворачивание долгоговорения, помощь в формулировании основной мысли (я правильно понял, что?..); — Попутная эмоциональная вовлеченность: Мы поддерживаем в себе интерес — и как настройку фона обсуждения для группы, и как регулирование направления обсуждения. Интереса у нас тем больше, чем более «по теме» высказываение. — Благодарность участникам! Аплодисменты! «Поглаживания!» — Завершение выступлений и передача слова: Продолжая слушать, мы замедляем ритм кивания, подводим итог-согласие (“или так”), благодарим за высказанное. Все это с поддержкой и теплой интонацией, «поглаживаниями». Затем разрываем контакт глаз, переводим взгляд на следующего участника (мы до этого смотрели на того, кто выступал!), ободряюще киваем ему и прилашаем начать. — Прекращение выступлений, подведение итогов: Завершив последнее выступление, демонстрируем намерение «закругляться»: откидываемся на спинку стула, меняем интонацию голоса, всем своим видом показываем, что больше высказываний не будет. И, подводя итоги, даем не “правильный ответ”, а обобщение высказанных мнений, возможно краткое (!) предложение своего, как одного из многих (и это надо подчеркнуть). А потом выходим на новые вопросы, новую тему или следующее задание (эпизод работы). — Не противопоставлять себя группе: Наверное, не стоит злоупотреблять местоимениями “вы”, “вы все”, “ваши”. Напротив: “мы”, “у нас с вами”, “наша группа” (исключая моменты «общего руководства») и т.д. При подведении итогов стоит подчеркнуть, в чем мы все сошлись. · Хотя бы и в том, что такая-то тема — спорная. Если ведущий будет постоянно помнить о том, что обсуждение — для группы живой процесс, а для него — работа по поддержанию этого процесса, все пройдет хорошо. Просто делайте свою работу. Date: 2015-05-05; view: 510; Нарушение авторских прав |