Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовая схема





Со времен школьных сочинений мы с вами помним основную схему:

— вступление,

— основная часть,

— заключение.

А дальше схема просто разворачивается:

— Вступление:

— вступление ко вступлению,

— основная часть (мысль, идея) вступления,

— …

— …

— …

— завершение вступления и переход ко вступлению к основной части,

— Основная часть:

— вступление к основной части:

— вступление ко вступлению (хотя бы и пара слов),

— основная часть вступления к основной части,

— завершение вступления к основной части,

— первая часть основной части:

— вступление,­

— основная часть,

— …

— …

— …

— заключение,

— вторая (третья, четвертая… десятая, двадцатая) часть основной части:

— вступление,

— основная часть,

— …

— …

— …

— заключение,

— завершение основной части, итоги.

— Заключение:

— вступление к заключению,

— основная часть заключения,

— завершение, окончательные выводы.

· Совсем кратко эта схема укладывается в «правило английского офицера и джентльмена»: сначала скажи, что ты собираешься сказать, затем скажи это и уже потом скажи, что ты только что сказал.

Эти триады вложены одна в другую в любом деле вплоть до простейших операций. Мы над ними не задумываемся, но схема: «начало — суть дела — конец» очевидным образом присутствует всегда. И наша работа над содержанием работы будущей группы — не исключение. Трудности начинаются тогда, когда мы пытаемся «состряпать курс» из кусков без начала и конца. Или даем начала и концы — без основной части, без опыта-переживания.

Планирование

Теперь, когда схема ясна, разберемся, как и чем мы ее наполняем.

У нас есть идея курса или цикла групповой работы. Допустим, это идея научить участников продуктивно вести себя в ситуации конфликта.

· Конфликта бытового, рабочего, семейного, школьного, конфликта интересов и так далее. Наверное, мы оговорим, что речь идет о психологической части. Хотя, если вы тренер по рукопашному бою, наверное, вы добавите что-то еще.

Соответственно, нам нужно:

— Выполнить введение, то есть предложить участникам тему — конфликты, разобрать возможные варианты конфликтных ситуаций, выделить обобщенную структуру, собрать мнения и способы о том, как действуют участники обычно. И в этих мнениях и способах тоже выделить общее. То есть мы погрузим участников в материал курса, выстроим обстановку и атмосферу. А заодно пройдем стадию знакомства и используем потенциал стадии конфликта. Чтобы затем —

— Перейти к основной части. Поскольку идея была в том, чтобы научить, то всеми доступными нам способами мы здесь будем обучать участников разнообразию приемов поведения, переживания и размышления в конфликте. Здесь будут упражнения, игры, обсуждения и тому подобное. Попутно мы несколько раз перезапустим групповую динамику, чтобы поддерживать группу в стадии работоспособности. И когда мы все это сделаем, можно будет —

— Завершить работу, подвести итоги и предложить подумать о том, как полученное применять в повседневной жизни.

Таким образом мы получаем три основных блока работы: введение в тему, обучение и практика применения. Продолжаем планирование.

Введение в тему можно разделить таким образом:

— Вступительное слово ко всему семинару:

— Представление,

— Представление участников, опрос о намерениях,

— Обобщение намерений, краткий рассказ о предстоящей работе, установление правил (расписание, перерывы, периодичность и т.д.).

— Введение о конфликтах:

— История с метафорическим смыслом,

— Перечисление нескольких конфликтных ситуаций,

— Обсуждение с участниками:

— Обсуждаем, как возникает конфликт в перечисленных ситуациях,

— Предлагаем вспомнить конфликтные ситуации и предположить, что их вызвало,

— Обобщение высказанного:

— Структурируем и рисуем на плакате (доске) типичные начала и схему возникновения конфликта, полученную по итогам обсуждения.

— Получение опыта:

— Одно или несколько ролевых упражнений или игра, вводящая участников в потенциально конфликтные отношения. Ведущий может провоцировать конфликты и даже их раздувать, опираясь на «типичные начала».

— Игра или ролевое упражнение, демонстрирующее возникновение конфликтных отношений между группами. Роль ведущего та же.

— Сбор информации от участников:

— Обсуждение полученного опыта. Участники рассказывают, что они делали, ведущий помогает выделить структуру привычных способов поведения участников в конфликте.

— Обобщение:

— Ведущий зарисовывает схему (схемы) обычного поведения.


Тут самое время заняться основной частью, которую можно распределить таким, например, образом:

— Вступление к основной части:

— Тут мы прямо переходим от предыдущей части. Уже готовую схему (схемы) привычного поведения мы теперь предлагаем рассмотреть с точки зрения эффективности.

— Здесь начинается содержательная часть:

— Нам нужно предложить способ определения эффективности. Мы можем для этого:

— Продолжить обсуждение (если участники еще не засиделись),

— Организовать мозговой штурм и подвести его итоги,

— Попросту объяснить технику.

— И теперь полученную технику нужно отработать. Это и будет упражнением.

— Получив инструмент определения эффективности, мы начинаем анализировать привычное поведение, выделяя как сильные и удачные ходы, так и слабые-неудачные. Одна за другой выкристаллизовываются рабочие последовательности.

— Можно сначала все сформулировать, а потом предложить серию упражнений для отработки. Можно чередовать: одна схема — одно упражнение.

— Кульминацией основной части будет большая игра (деловая или моделирующая, например, семейные отношения), в которой можно не только отследить применение верных последовательностей действий, но и передать участникам чувство успеха. (На основе тех же последовательностей).

· Дескать, «это работает!!!»

— Возбужденным (или деловым) обсуждением итогов этой игры и заканчивается основная часть.

Теперь нам остается подвести общие итоги:

— Мы переводим обсуждение прошедшего в разговор о будущем: как, где и когда в ближайшее время у участников выдастся возможность применить все это в жизни, и как, предположительно, они собираются действовать:

— Ведущий объясняет суть предстоящего разговора,

— Участники высказываются по очереди (или в микрогруппах, если людей много),

— Ведущий подводит итоги.

— В заключение можно провести групповой транс (иногда такие трансы неправильно, но привычно называют «медитациями»), куда войдут добросовестные внушения о применении в жизни всего полезного, что участники получили от своей работы.

· Предлагаемый пример так же произволен, как и любой другой. Это именно предварительное планирование. Со всеми недостатками. Вряд ли вам стоит брать этот план и тут же воплощать его в жизнь. Здесь мы разбираемся, как идет процесс планирования работы в группе, а не как проводится курс по психологии конфликта.







Date: 2015-05-05; view: 555; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию