Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Базовая схема
Со времен школьных сочинений мы с вами помним основную схему: — вступление, — основная часть, — заключение. А дальше схема просто разворачивается: — Вступление: — вступление ко вступлению, — основная часть (мысль, идея) вступления, — … — … — … — завершение вступления и переход ко вступлению к основной части, — Основная часть: — вступление к основной части: — вступление ко вступлению (хотя бы и пара слов), — основная часть вступления к основной части, — завершение вступления к основной части, — первая часть основной части: — вступление, — основная часть, — … — … — … — заключение, — вторая (третья, четвертая… десятая, двадцатая) часть основной части: — вступление, — основная часть, — … — … — … — заключение, — завершение основной части, итоги. — Заключение: — вступление к заключению, — основная часть заключения, — завершение, окончательные выводы. · Совсем кратко эта схема укладывается в «правило английского офицера и джентльмена»: сначала скажи, что ты собираешься сказать, затем скажи это и уже потом скажи, что ты только что сказал. Эти триады вложены одна в другую в любом деле вплоть до простейших операций. Мы над ними не задумываемся, но схема: «начало — суть дела — конец» очевидным образом присутствует всегда. И наша работа над содержанием работы будущей группы — не исключение. Трудности начинаются тогда, когда мы пытаемся «состряпать курс» из кусков без начала и конца. Или даем начала и концы — без основной части, без опыта-переживания. Планирование Теперь, когда схема ясна, разберемся, как и чем мы ее наполняем. У нас есть идея курса или цикла групповой работы. Допустим, это идея научить участников продуктивно вести себя в ситуации конфликта. · Конфликта бытового, рабочего, семейного, школьного, конфликта интересов и так далее. Наверное, мы оговорим, что речь идет о психологической части. Хотя, если вы тренер по рукопашному бою, наверное, вы добавите что-то еще. Соответственно, нам нужно: — Выполнить введение, то есть предложить участникам тему — конфликты, разобрать возможные варианты конфликтных ситуаций, выделить обобщенную структуру, собрать мнения и способы о том, как действуют участники обычно. И в этих мнениях и способах тоже выделить общее. То есть мы погрузим участников в материал курса, выстроим обстановку и атмосферу. А заодно пройдем стадию знакомства и используем потенциал стадии конфликта. Чтобы затем — — Перейти к основной части. Поскольку идея была в том, чтобы научить, то всеми доступными нам способами мы здесь будем обучать участников разнообразию приемов поведения, переживания и размышления в конфликте. Здесь будут упражнения, игры, обсуждения и тому подобное. Попутно мы несколько раз перезапустим групповую динамику, чтобы поддерживать группу в стадии работоспособности. И когда мы все это сделаем, можно будет — — Завершить работу, подвести итоги и предложить подумать о том, как полученное применять в повседневной жизни. Таким образом мы получаем три основных блока работы: введение в тему, обучение и практика применения. Продолжаем планирование. Введение в тему можно разделить таким образом: — Вступительное слово ко всему семинару: — Представление, — Представление участников, опрос о намерениях, — Обобщение намерений, краткий рассказ о предстоящей работе, установление правил (расписание, перерывы, периодичность и т.д.). — Введение о конфликтах: — История с метафорическим смыслом, — Перечисление нескольких конфликтных ситуаций, — Обсуждение с участниками: — Обсуждаем, как возникает конфликт в перечисленных ситуациях, — Предлагаем вспомнить конфликтные ситуации и предположить, что их вызвало, — Обобщение высказанного: — Структурируем и рисуем на плакате (доске) типичные начала и схему возникновения конфликта, полученную по итогам обсуждения. — Получение опыта: — Одно или несколько ролевых упражнений или игра, вводящая участников в потенциально конфликтные отношения. Ведущий может провоцировать конфликты и даже их раздувать, опираясь на «типичные начала». — Игра или ролевое упражнение, демонстрирующее возникновение конфликтных отношений между группами. Роль ведущего та же. — Сбор информации от участников: — Обсуждение полученного опыта. Участники рассказывают, что они делали, ведущий помогает выделить структуру привычных способов поведения участников в конфликте. — Обобщение: — Ведущий зарисовывает схему (схемы) обычного поведения. Тут самое время заняться основной частью, которую можно распределить таким, например, образом: — Вступление к основной части: — Тут мы прямо переходим от предыдущей части. Уже готовую схему (схемы) привычного поведения мы теперь предлагаем рассмотреть с точки зрения эффективности. — Здесь начинается содержательная часть: — Нам нужно предложить способ определения эффективности. Мы можем для этого: — Продолжить обсуждение (если участники еще не засиделись), — Организовать мозговой штурм и подвести его итоги, — Попросту объяснить технику. — И теперь полученную технику нужно отработать. Это и будет упражнением. — Получив инструмент определения эффективности, мы начинаем анализировать привычное поведение, выделяя как сильные и удачные ходы, так и слабые-неудачные. Одна за другой выкристаллизовываются рабочие последовательности. — Можно сначала все сформулировать, а потом предложить серию упражнений для отработки. Можно чередовать: одна схема — одно упражнение. — Кульминацией основной части будет большая игра (деловая или моделирующая, например, семейные отношения), в которой можно не только отследить применение верных последовательностей действий, но и передать участникам чувство успеха. (На основе тех же последовательностей). · Дескать, «это работает!!!» — Возбужденным (или деловым) обсуждением итогов этой игры и заканчивается основная часть. Теперь нам остается подвести общие итоги: — Мы переводим обсуждение прошедшего в разговор о будущем: как, где и когда в ближайшее время у участников выдастся возможность применить все это в жизни, и как, предположительно, они собираются действовать: — Ведущий объясняет суть предстоящего разговора, — Участники высказываются по очереди (или в микрогруппах, если людей много), — Ведущий подводит итоги. — В заключение можно провести групповой транс (иногда такие трансы неправильно, но привычно называют «медитациями»), куда войдут добросовестные внушения о применении в жизни всего полезного, что участники получили от своей работы. · Предлагаемый пример так же произволен, как и любой другой. Это именно предварительное планирование. Со всеми недостатками. Вряд ли вам стоит брать этот план и тут же воплощать его в жизнь. Здесь мы разбираемся, как идет процесс планирования работы в группе, а не как проводится курс по психологии конфликта. Date: 2015-05-05; view: 555; Нарушение авторских прав |