Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первые указания
Так как же начинать работу группы? Со временем это уже не вопрос: для ведущих со стажем нет проблем вести первые минуты или первое занятие как не первое. · Вы, как всегда пришли, мы, как всегда работаем, все традиции, правила, образ действий ведущего и то, что группа работает стабильно — это нормально и естественно. Странно, если не так. Задача с первых же шагов перейти, минуя взаимное оценивание, к обычной работе (вы, как всегда ведете, управляете процессом, и для группы это естественно и обычно). Такая обычность и естественность с первых шагов достигается соответствием происходящего ожиданиям группы и — формированием у участников привычного восприятия вас, как ведущего и руководителя работы. · Не духовного вождя и гуру, а того, кто налаживает и обеспечивает процесс. То есть работает — НА группу, обслуживает ее работу и результат. В том числе и хитрыми вопросами и мудрыми комментариями. Вряд ли стоит напрягаться, чтобы понравиться всем. Большинство ждет от вас именно той работы, которую вы заявляли. Вот ее и делайте. · И — вспоминайте: «Психолог не обязан обслужить всех. Его профессия для этого недостаточно древняя». Что же касается привычки строить работу под вашим руководством, то это делается так. Поскольку люди пришли работать, но еще не знают, что и как нужно делать в обстановке психологической группы, ваши первые указания будут настолько само собой разумеющимися, что так же, как само собой, люди их и выполнят. И чем чаще поначалу так будет, тем скорее они привыкнут, что вы говорите и предлагаете именно то, что нужно. · Это именно предложения и просьбы — доброжелательные и спокойные. Вряд ли стоит «отдавать приказы» или «давать указания» — сама форма вызовет сопротивление. «Учить жить», наверное, тоже не стоит. Пусть первые просьбы касаются организации работы: «давайте сядем (встанем) в круг». Действительно, почему бы и не встать? «Внимательно посмотрите друг на друга». Мы бы это и сами сделали украдкой, а тут — прямое разрешение. Ну и хорошо. Смотрим. · А вы уже — тот, кто может разрешать. «Чтобы нам было удобнее работать...» — порядок, мы, участники, хотим, чтобы нам было удобнее работать (и попутно утверждается, что мы тут именно работаемы, а не влегкую развлекаемся) — «я бы предложил вам взять вот эти листочки с вопросами-подсказками». Отлично, дают — бери. Да и подсказки в ситуации, где еще не все ясно, вещь хорошая. Словом, все наши действия ведушего мы объясняем пользой, удобством и целесообразностью с точки зрения работы и результата (что совершенная правда, просто потом нам уже не придется это лишний раз проговаривать), и предложения-просьбы наши не требуют титанических усилий для выполнения. Разве что чуть большей, чем обычно, сосредоточенности и внимания. Но и понятно, мы же работаем — с первых минут — и уж совсем легкие задания нам будут просто скучны. Так проходит 15-20 минут, и группа уже — работает. То есть она занята делом, и это лучшее для всех участников доказательство вашей состоятельности как ведущего. · Точнее, вопрос о вашей состоятельности вообще не встает. Все идет, как должно быть: вы руководите, участники работают, вы делаете свое дело — они свое. Здесь можно сделать небольшое пояснение. Есть такая теория о когнитивном диссонансе. Согласно ей, новая информация воспринимается легко и непринужденно, если она составляет не более одной пятой от того, что уже известно и принято человеком. · Среди моделей работы Милтона Эриксона есть техника «5-4-3-2-1», суть которой (очень грубо!) заключается в том, что команда-внушение легко усваивается, если идет пятым предложением после четырех совершенно очевидных: «вы сидите в кресле, ваши ноги стоят на полу, руки лежат на коленях, глаза закрыты и, возможно, вам захочется сесть поудобнее...» Ну и так далее. Группе мы тоже предлагаем — команды. В нашем случае, группа достаточно легко выполняет инструкцию ведущего относительно сложного действия или упражнения, если до этого она уже минимум четырежды спокойно и без напряжения согласилась с его предложениями. · Давайте встанем в круг... У нас принято стоять «как настоящие мужчины», то есть так, чтобы справа и слева от юношей стояли девушки (если состав позволяет), юноши, кому будет приятно стоять рядом с девушкой, поднимите, пожалуйста руки! Спасибо. Тогда встаньте, «как настоящие мужчины»! Кстати, улыбнитесь друг другу. И — давайте внимательно приглядимся к тем, с кем вместе мы волею судьбы оказались прямо здесь и прямо сейчас. Что это за люди? Аналогично работают и утверждения о целях и задачах работы: «Мы с вами собрались здесь, чтобы заняться психологической практикой: научиться лучше понимать себя и людей — что нами движет, что и зачем мы делаем, разобраться, как работают и не работают человеческие отношения и как их строить и поддерживать, познакомиться с психологическими техниками и границами их применения» и т.д. Итак, представившись, вы следующим шагом предлагаете участникам три-четыре организационных инструкции. Инструкции эти просты, а цели предлагаемых действий очевидны: «чтобы нам было удобнее работать»… «чтобы понять, что это такое»… «чтобы перейти к основному упражнению»… Затем, по мере установления привычки следовать вашим указаниям, можно переходить к более сложным и содержательным инструкциям. · Потому что задача вхождения в группу уже выполнена. Какие инструкции можно считать простыми и пригодными для начала? Простота здесь должна быть двоякая: в понимании и в исполнении. Слушатели должны с первого раза понимать, чего вы от них хотите. А когда они задачу поймут, важно, чтобы выполнить ее было действительно легко. Здесь годятся любые мелочи: «отложите тетради», «возьмите ручки», «посмотрите в окно», «давайте сформируем красивый круг», «закройте глаза», «посмотрите на соседа», «вспомните, пожалуйста…», «представьте, как вы…». Не слишком годятся задания, подразумевающие физическое напряжение без явной того стоящей цели. «Встаньте на стулья, поднимите на руки соседа, бегите навстречу тому, на кого я покажу» — эти указания не подходят для начала. Так же не подходят сложные инструкции, которые требуют осмысления: «начинайте вспоминать свой последний удачный шаг сразу, как только вы вспомните то, что предшествовало этому шагу, но после того, как предыдущий шаг был неудачен. И когда это произойдет, поднимайтесь с места и идите искать себе в пару того, чье первое воспоминание структурно совпадает с вашим вторым…» · Вы бы стали выполнять такую инструкцию с самого начала работы в группе? Пусть группа с самого начала привыкает: понять вас легко, предлагаете вы вещи осмысленные и несложные в исполнении. · И вообще, знаете, что делаете. Тогда, когда группа уже вас узнала и привыкла использовать вас для руководства, можно позаботиться об управлении группой. Вхождение завершено. Date: 2015-05-05; view: 501; Нарушение авторских прав |