Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возраст и труд





При решении профессиональных задач психические функции и процессы находятся в состоянии повышенной активности. Оперирование пространственными образа­ми, гибкость в установлении связей между образными, понятийными и действенными компонентами мышления связаны не только с видом профессиональной деятельно­сти, но и с уровнем образования субъекта деятельности.

Известны исследования, проведенные с помощью лон-гитюдного и биографического методов изучения творче­ской деятельности и жизненного пути человека, которые подтверждают зависимость показателей интеллектуаль­ного развития человека от его деятельности. Г. Леман (США) сделал вывод о разновременной последовательно­сти в проявлении способностей в разных видах деятель­ности. Оптимальные показатели проявления способно­стей располагаются в пределах возрастов средней взрослости: в спорте - 25-30 лет, в поэзии - 25-29 лет, в прозе - 30-39 лет, в живописи - 30-40 лет, в филосо­фии и медицине - 35-39 лет, в шахматном спорте -подъем в 35 лет, некоторое снижение наблюдается в 41 -43 года, а заметный спад - в 47 лет.

Научная деятельность наиболее интенсивной оказалась у тех ученых, которые сочетают ее с педагогической рабо­той. Последняя является благоприятным условием форми­рования научной направленности ученого на всех этапах его исследовательской деятельности, что обеспечивает высокую степень ее продуктивности.

На интеллектуальное развитие взрослого влияет его участие в творческом труде (например, рабочий - изоб­ретатель).

Ценностные ориентации человека зависят от возраст-ного фактора. Так, до 25 лет большая роль в развитии


здесь в уровне развития памяти и мышления. Фронталь­ный прогресс протекает в этот период в условиях относи­тельной самостоятельности функционирования памяти, мышления и внимания, о чем свидетельствует небольшое число межфункциональных связей.

Вторая фаза развития тех же функций - специализа­ция - начинает активно проявляться преимущественно после 26 лет, о чем свидетельствует нарастание внутри-функциональных и межфункциональных связей. Начиная с 30 лет специализация психических функций доминиру­ет, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства.

Средства воздействия на человека в период профес­сиональной подготовки к самостоятельной трудовой дея­тельности через специализацию психических функций приводят к рациональному сочетанию общих и специаль-ных способностей.


логического, образного и практического мышления, взаи­мосвязи между которыми отличаются подвижностью и гибкостью.

Как показывает экспериментальный материал, в про­цессе учебной деятельности наряду с расширением ум­ственного кругозора человека происходят глубинные преобразования и изменения в структуре психических функций, являющихся компонентами интеллекта. Необу-чающиеся отстают от обучающихся по развитию как вер­бального, так и невербального интеллекта. Обучение ускоряет процесс интеллектуального развития в разные периоды зрелости.

Таким образом, при условии постоянной оптимальной нагрузки, операционных преобразований и мотивации отмечается прогресс развития психических функций и интеллекта. При отсутствии подобных условий наблюда­ется преждевременная инволюция этих функций даже в более молодые годы.


 


личности принадлежит стремлению к знаниям, в возрасте 26-30 лет на передний план выступают заботы о благопо­лучии семьи, улучшении жилищных условий. В группе ра­бочих старше 40 лет доминирует жизненная ориентация на условия труда и отдыха, после 50 лет - стремление к повышению заработка с приближением пенсионного возраста.

Труд требует со стороны человека умственного напря­жения, поэтому является стимулом развития не только профессиональных умений и навыков, но и интеллек­туальной системы в целом. Интенсивность развития взрослого зависит от направленности труда и его напря­женности, от включенности в деятельность различных психофизиологических особенностей человека.


Различают способности общие и специальные. Общие способности отвечают требованиям многих видов дея­тельности, к ним относят интеллект, речевые и волевые качества личности. Специальные способности - свойства личности, помогающие человеку в достижении высоких результатов в конкретном виде деятельности (живопись, музыка, конструирование и др.). Между общими и спе­циальными способностями существуют взаимосвязь и взаимодействие. Для успеха в деятельности необходимо определенное сочетание общих и специальных способно­стей.

Способности, как считает Б. М. Теплов, не только про­являются в деятельности, они создаются этой деятель­ностью. Именно в процессе деятельности, учебной и трудовой, происходит тренировка, упражняемость психо­физиологических функций, психических процессов и свойств личности в соответствии с требованиями дея­тельности.



f


жизненных целей, в чем большая роль принадлежит воле­вым качествам личности. С возрастом ориентация на оценку другими становится меньше, личность становится самодостаточной и самостоятельной. Принимать само­стоятельно правильные решения и следовать им в пове­дении, прогнозировать результаты деятельности - ка­чества, которые приобретают особо важное значение в самореализации. Другие компоненты самоорганизации, такие, как самооценка и самоконтроль, необходимы для коррекции процесса достижения жизненных целей, наме­ченных планов.

те уже сформирована и стабильна.

Мотивационная сфера характеризуется тем, что мо­лодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит пе­ред необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рожде­ние детей и выбор профессионального пути. Таким обра­зом, поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются но­вые мотивы его поведения.

Ч- I

Наиболее значимыми мотивами выбора профессии яв­ляются практические соображения, родительские уста-

■-»

87. Изменения в психологии взрослого в период средней взрослости (от 40 до 60 лет) В 40-50 лет жизни человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жиз­ненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отно­шения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители, и им требуется помощь. В орга­низме человека начинают происходить закономерные физиологические изменения, к которым ему также прихо­дится приспосабливаться: ухудшается зрение, замедля­ются реакции, "ослабевает сексуальная потенция у муж­чин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психически переносят крайне тяжело. У многих начинают появляться проблемы со здо­ровьем. Отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отража­ется на функционировании когнитивной сферы чело­века, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность. Развитие аффективной сферы человека в этом воз­расте протекает неравномерно. Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумы-ваться о том, что он смертен и что его время уходит. Этот период жизни человека обладает чрезвычайно вы­соким потенциалом для развития стресса, люди часто ис­пытывают депрессию и чувство одиночества. Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет струк-

Date: 2015-05-05; view: 622; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию