Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возраст и труд
При решении профессиональных задач психические функции и процессы находятся в состоянии повышенной активности. Оперирование пространственными образами, гибкость в установлении связей между образными, понятийными и действенными компонентами мышления связаны не только с видом профессиональной деятельности, но и с уровнем образования субъекта деятельности. Известны исследования, проведенные с помощью лон-гитюдного и биографического методов изучения творческой деятельности и жизненного пути человека, которые подтверждают зависимость показателей интеллектуального развития человека от его деятельности. Г. Леман (США) сделал вывод о разновременной последовательности в проявлении способностей в разных видах деятельности. Оптимальные показатели проявления способностей располагаются в пределах возрастов средней взрослости: в спорте - 25-30 лет, в поэзии - 25-29 лет, в прозе - 30-39 лет, в живописи - 30-40 лет, в философии и медицине - 35-39 лет, в шахматном спорте -подъем в 35 лет, некоторое снижение наблюдается в 41 -43 года, а заметный спад - в 47 лет. Научная деятельность наиболее интенсивной оказалась у тех ученых, которые сочетают ее с педагогической работой. Последняя является благоприятным условием формирования научной направленности ученого на всех этапах его исследовательской деятельности, что обеспечивает высокую степень ее продуктивности. На интеллектуальное развитие взрослого влияет его участие в творческом труде (например, рабочий - изобретатель). Ценностные ориентации человека зависят от возраст-ного фактора. Так, до 25 лет большая роль в развитии здесь в уровне развития памяти и мышления. Фронтальный прогресс протекает в этот период в условиях относительной самостоятельности функционирования памяти, мышления и внимания, о чем свидетельствует небольшое число межфункциональных связей. Вторая фаза развития тех же функций - специализация - начинает активно проявляться преимущественно после 26 лет, о чем свидетельствует нарастание внутри-функциональных и межфункциональных связей. Начиная с 30 лет специализация психических функций доминирует, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства. Средства воздействия на человека в период профессиональной подготовки к самостоятельной трудовой деятельности через специализацию психических функций приводят к рациональному сочетанию общих и специаль-ных способностей. логического, образного и практического мышления, взаимосвязи между которыми отличаются подвижностью и гибкостью. Как показывает экспериментальный материал, в процессе учебной деятельности наряду с расширением умственного кругозора человека происходят глубинные преобразования и изменения в структуре психических функций, являющихся компонентами интеллекта. Необу-чающиеся отстают от обучающихся по развитию как вербального, так и невербального интеллекта. Обучение ускоряет процесс интеллектуального развития в разные периоды зрелости. Таким образом, при условии постоянной оптимальной нагрузки, операционных преобразований и мотивации отмечается прогресс развития психических функций и интеллекта. При отсутствии подобных условий наблюдается преждевременная инволюция этих функций даже в более молодые годы.
личности принадлежит стремлению к знаниям, в возрасте 26-30 лет на передний план выступают заботы о благополучии семьи, улучшении жилищных условий. В группе рабочих старше 40 лет доминирует жизненная ориентация на условия труда и отдыха, после 50 лет - стремление к повышению заработка с приближением пенсионного возраста. Труд требует со стороны человека умственного напряжения, поэтому является стимулом развития не только профессиональных умений и навыков, но и интеллектуальной системы в целом. Интенсивность развития взрослого зависит от направленности труда и его напряженности, от включенности в деятельность различных психофизиологических особенностей человека. Различают способности общие и специальные. Общие способности отвечают требованиям многих видов деятельности, к ним относят интеллект, речевые и волевые качества личности. Специальные способности - свойства личности, помогающие человеку в достижении высоких результатов в конкретном виде деятельности (живопись, музыка, конструирование и др.). Между общими и специальными способностями существуют взаимосвязь и взаимодействие. Для успеха в деятельности необходимо определенное сочетание общих и специальных способностей. Способности, как считает Б. М. Теплов, не только проявляются в деятельности, они создаются этой деятельностью. Именно в процессе деятельности, учебной и трудовой, происходит тренировка, упражняемость психофизиологических функций, психических процессов и свойств личности в соответствии с требованиями деятельности. f
те уже сформирована и стабильна. Мотивационная сфера характеризуется тем, что молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Таким образом, поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения.
Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские уста- ■-»
Date: 2015-05-05; view: 643; Нарушение авторских прав |