Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции и компетенция органов дознания





Производство дознания в Российской Федерации возлагается законом на административные органы государства и должностных лиц, выполняющих административно-распорядительные функции. Осуществление дознания для этих органов и лиц представляет собой производную, вспомогательную функцию по отношению к их основным функциям. Так, основными задачами и направлениями деятельности милиции являются –

· обеспечение личной безопасности граждан;

· предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений;

· раскрытие преступлений;

· охрана общественного порядка.

Командование Вооруженных Сил РФ призвано обеспечить боеспособность и боеготовность вверенных им подразделений, военной техники и т.д.

Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающих в своем большинстве в сфере их административной деятельности. Это дает возможность наиболее оперативно реагировать на каждый случай совершения преступления и квалифицированно, с учетом специфики той или иной управленческой деятельности, расследовать уголовные дела.

Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производство дознания, и их полномочия установлены Уголовно-процессуальным кодексом РФ и различными специальными законами: «О милиции», Таможенным кодексом и другими. В рамках отдельных ведомств дознание регламентируется соответствующими внутриведомственными нормативными актами.

С процессуальной точки зрения общим для всех органов дознания независимо от ведомственной принадлежности является:

· выполнение одних и тех же задач при производстве дознания;

· осуществление дознания по единым правилам, установленным уголовно-процессуальным законом;

· проведение дознания под надзором прокурора;

· возможность использования в целях более успешного производства дознания каждым из органов дознания своих людских и материальных резервов.

Многие из числа органов дознания помимо дознания и административной деятельности вправе осуществлять и оперативно-розыскную деятельность. Однако УПК РФ запрещает возлагать полномочия по проведению дознания на тех лиц, которые проводили или проводят по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. В соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности» определяются задачи оперативно-розыскной деятельности:

· выявление,

· предупреждение,

· пресечение,

· раскрытие преступлений;

· выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших преступление;

· розыск лиц, скрывающихся от органа дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших;

· добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, экологической безопасности РФ.

Задачами органов дознания, как и органов предварительного следствия, являются:

· быстрое и полное раскрытие преступлений;

· изобличение виновных;

· обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания также осуществляют прием, проверку, разрешение заявлений и сообщений о преступлениях.

В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголовное дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности.

В случае обнаружения признаков преступлений, перечисленных в ч.3 ст.150 орган дознания должен провести предварительное расследование в 20-дневный срок. По окончании расследования составляется составляется обвинительный акт, который вместе с материалами уголовного дела прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголовное дело прокурор передает для производства предварительного следствия.

Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных действий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск или иные следственные действия.

По закону в качестве органа дознания по уголовному делу выступает соответствующий руководитель (начальник). Он вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения. При поручении расследования подчиненному должностному лицу он имеет право осуществлять контроль за действиями и решениями лица, производящего дознание.

Лицо, производящее дознание, это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания по уголовному делу. Именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности. Данное лицо принимает дело к своему производству, осуществляет уголовно-процессуальные действия и принимает процессуальные решения (ст. 41 УПК РФ). Обладая определенной самостоятельностью, лицо, производящее дознание, вместе с тем осуществляет свои полномочия под контролем начальника органа дознания.

При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания в то же время в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознания.

Основным органом дознания является милиция. В соответствии с Законом «О милиции» она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В криминальную милицию входят оперативные службы, главными задачами которых являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. В соответствии с этими задачами сотрудники оперативных служб криминальной милиции осуществляют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передают следователю либо возбуждают уголовное дело, проводят неотложные следственные действия, а затем дело направляют по подследственности. Криминальная милиция также выполняет поручения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминальной милиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство дознания, утверждает их решения.

К компетенции милиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Поэтому в связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности в районных (городских) органах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание. Дознаватель осуществляет дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Дознание поручается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым уполномоченным). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности.

В вышестоящих органах внутренних дел существуют отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями.

Сами не осуществляют дознание –

· командиры воинских частей и подразделений,

· начальники воинских учреждений,

· начальники исправительных учреждений,

· начальники следственных изоляторов.

Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, которые впоследствии и осуществляют дознание по делам, отнесенным законом к компетенции этих органов дознания, а начальники контролируют их деятельность, утверждая (или не утверждая) основные решения по уголовному делу.

В таком же порядке организуют дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом.

Надзор за точным и неуклонным исполнением уголовно-процессуального законодательства органами дознания осуществляет прокуратура.

Date: 2015-05-05; view: 1218; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию