Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система органов предварительного расследования в Российской Федерации
В соответствии с современным законодательствомпредварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением. Деятельность органов предварительного расследования направлена также на – · выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением, · обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, · выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению. Предварительное расследование – самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Выводы, сделанные в процессе предварительного расследования о виновности, о доказанности или же иные выводы не являются окончательными. Они перепроверяются в ходе судебного следствия, составной части судебного разбирательства. Суд, в который поступает уголовное дело, хотя и основывается при проведении судебного процесса на материалах, собранных органами предварительного расследования, но осуществляет свое собственное исследование доказательств: · заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей; · изучает заключения экспертов; · осматривает вещественные доказательства и т.д. Выводы суда о виновности подсудимого, о доказанности обстоятельств преступления могут не совпадать с выводами органов предварительного следствия. Задачами предварительного расследования являются: · быстрое и полное раскрытие преступления, под которым понимают установление в определенном законом порядке всех обстоятельств преступления и совершившего его лица; · изобличение виновных путем сбора достаточного количества доказательств, на основании которых можно сделать однозначный вывод о виновности лица в совершении преступления; · обеспечение правильного применения закона в ходе предварительного расследования; · выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления; · принятие мер по обеспечению материального ущерба – розыск и изъятие похищенного, наложение ареста на имущество и вклады и т.д. Осуществление предварительного расследования должно основываться на следующих принципах: · осуществление производства по делу в точном соответствии с законом; · всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела; · равенство граждан перед законом и судом; · обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту; · презумпция невиновности; · гласность; · неприкосновенность личности и жилища, охрана личной жизни и тайны переписки; · публичность, то есть государственное начало в борьбе с преступностью. Предварительное расследование осуществляется уполномоченные на то законом органами. В зависимости от преступления предварительное расследование осуществляется либо органами предварительного следствия, либо органами дознания. Основной формой расследования преступлений является предварительное следствие. Предварительное следствие – это расследование, проводимое специально уполномоченными лицами – следователями, с целью решения стоящих перед ними задач по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных, установлению других обстоятельств дела и привлечению виновных к уголовной ответственности. Предварительное следствие осуществляется: · следователями прокуратуры; · следователями органов Федеральной службы безопасности; · следователями органов внутренних дел; · следователями Федеральной службы налоговой полиции. Правом на производство отдельных следственных действий или расследования в полном объеме наделен прокурор, начальник следственного отдела и следователь (в соответствии с УПК РФ). Никакие другие органы и должностные лица не вправе производить предварительное следствие. Несмотря на то, что привлекая лицо в качестве обвиняемого, органы предварительного расследования считают его виновным, согласно конституционному принципу «презумпции невиновности» государство признает его виновным только после обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу. В то же время предварительное расследование является объективно необходимым. Органы расследования в силу своей разветвленности, близости к местам совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление и в кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства. Суд, рассматривающий дело, не вправе выйти за рамки предъявленного обвинения, расширить объем обвинения, применить закон о более тяжком преступлении (ст. 252 УПК РФ). Второй формой предварительного расследования является дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. От предварительного следствия оно отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами. Дознание представляет собой производство органом дознания предварительного расследования по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ч.3 ст.150 УПК РФ) Дознание осуществляется в 2-х формах: · по делам, по которым предварительное следствие необязательно, в порядке, установленном гл.32 УПК РФ · по делам, по которым предварительное следствие обязательно, в порядке, предусмотренном ст.157 УПК РФ. Дознание осуществляется с соблюдением следующих процессуальных особенностей: · срок производства дознания не более 20 суток, в случае необходимости он может быть продлен прокурором еще до 10 суток; · при необходимости органы дознания могут возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу; · по окончании дознания составляется обвинительный акт – процессуальный документ, в котором формулируется обвинение и приводятся доказательства, подтверждающие обвинение и доказательства, на которые ссылается сторона защиты. К органам, осуществляющим дознание (См.: ст. 40, 157 УПК РФ), относятся:
Дознание и предварительное следствие имеют сходство и различия. Общим для обеих форм расследования является: · решаемые задачи; · принципы осуществления задач; · процессуальная форма, (закон установил единый порядок производства следственных действий для всех органов дознания и предварительного следствия); · равная юридическая значимость результатов (установленные ими в результате процессуальной деятельности фактические данные имеют равное доказательственное значение). Различия состоят в следующем: · состав органов; · методы работы (например, следователь в отличие от органа дознания не осуществляет оперативно-розыскных мероприятий, а лишь дает распоряжение об их проведении органу дознания или специальным оперативным подразделениям); · сроки расследования (на следствие отведено 2 месяца, на дознание – 20 суток); · процессуальный режим (например, когда производство предварительного следствия не обязательно и материалы дознания уже являются основанием для рассмотрения дела в суде); · степень процессуальной самостоятельности следователей и лиц, производящих дознание (органы дознания, в отличие от следствия, наделены правом производить действия оперативно-розыскного характера). Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно уполномоченными на то подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий. Виды оперативно-розыскных мероприятий: · опрос граждан; · наведение правок; · сбор образцов для сравнительного исследования; · проверочная закупка; · исследование предметов и документов; · наблюдение; · отождествление личности; · обследование помещений зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств; · контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; · прослушивание телефонных переговоров; · снятие информации с технических каналов связи; · оперативное внедрение; · контролируемая поставка; · оперативный эксперимент. Основными процессуальными актами, составляемыми при производстве предварительного расследования, являются постановления и протоколы. Постановление – это процессуальный документ, в котором выражается решение следователя, органа дознания или прокурора, принятое при производстве предварительного следствия или дознания. Оно может касаться отдельных процессуальных действий (постановление на обыск, выемку и другие процессуальные действия) или всего дела в целом (постановление о прекращении уголовного дела). Постановления по уголовным делам следователя, органа дознания или прокурора, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Протокол – это процессуальный документ, в котором отражаются ход и результаты следственных действий или фиксируется факт выполнения того или иного требования уголовно - процессуального закона. О производстве каждого следственного действия должен быть составлен протокол (протокол обыска, допроса, следственного эксперимента и т.д.). В соответствии с УПК РФ составляются также протоколы, удостоверяющие факты ознакомления с материалами дела, факт объявления об окончании предварительного расследования и другие. Таким образом, если протокол – это процессуальный документ описательно-удостоверяющего свойства, то постановление – это документ, в котором выражено решение следователя, обязательное для исполнения всеми должностными лицами и гражданами. Date: 2015-05-05; view: 1487; Нарушение авторских прав |