Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О процедуре тренинга⇐ ПредыдущаяСтр 56 из 56
В этой главе (из-за ограниченности объема) мы не имеем возможности привести конкретные упражнения и психотехники, используемые нами в процессе тренинга саморегуляции во взаимодействии. Скажем лишь об общей процедуре такого тренинга и последовательности его шагов. После "обмена опытом и мифами" спонтанных психотехник саморегуляции, после добавления наших мифов саморегуляции и метафорической модели "психотехнической воронки", участникам предлагается попробовать и потренировать некоторые психотехнические приемы, соответствующие различным "входам" в "воронку". Последовательно проводятся упражнения, связанные с телом (наблюдение за телесными ощущениями и некоторые физические упражнения), дыханием, восприятием пространства, воспоминаниями, воображением, ритмом, чувствами и мыслями. После каждого упражнения происходит обсуждение того, к каким изменениям в состоянии привело то или иное упражнение. Подчеркивается индивидуальный характер этих изменений. Затем участники тренируются в создании синтетических психотехник, в которых используются разные "входы", разная последовательность шагов. Например, кто-то может начать с дыхания, затем переключиться на работу с пространством и оказаться в нейтральном состоянии, а потом, мысленно перемещаясь в этом пространстве, оказаться в том месте, где происходило какое-то событие, о котором он хочет вспомнить, затем погрузиться в это воспоминание, ощущая то состояние, в котором находился тогда, затем снова выйти в "здесь и теперь" через нейтральное состояние. Последний этап тренинга предполагает использование освоенных психотехник в процессе взаимодействия. Здесь тренируются также процессы присоединения к состоянию партнера, следования ему и ведения. На этом этапе используются парные упражнения с задачей изменить состояние партнера, изменяя собственное состояние. И, наконец, участники имеют возможность проиграть те рабочие ситуации, которые у них вызывают трудности ("выводят из себя", вызывают тяжелое чувство, что "проиграл" своему партнеру, когда партнер вызывает неприязнь и проч.). Здесь мы часто используем видео-обратную связь, снимая разыгрываемые ситуации на видеокамеру и затем анализируя их в терминах "что произошло с тобой или партнером, когда ты или партнер сделал то-то". В этом смысле мы используем широко известный арсенал методов группового социально-психологического тренинга [см. (4, 6, 10)]. Таким образом освоенные психотехники опробоваются на практике и проверяются на эффективность. Контрольные вопросы 1. Какие психотехнические мифы лежат в основе практики изменения состояний? 2. С помощью каких индикаторов можно описать состояния человека? 3. Что такое "следование" и "ведение" во взаимодействии с партнером? 4. Какие известные вам техники регуляции состояний можно отнести к телесно-ориентированным психотехникам? Дыхательным? 5. Какие вы знаете психотехники регуляции состояний, в которых используются воспоминания и воображение? 6. С чем связана необходимость регуляции состояний во взаимодействии? ЛИТЕРАТУРА 1. БернЭ. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Санкт-Петербург, 1992. 2. Бэндлер Р., Гриндер Д. Из лягушек — в принцы: Нейролингвистическое программирование. Новосибирск, 1992. 3. Гроф С. Области человеческого бессознательного. М., 1980. 4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985. 5. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М.,1972. 6. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990. 7. ЛабунскаяВ.А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. Ростов-на-Дону, 1986. 8. Линдеман X. Аутогенная тренировка.М., 1980. 9. Мастеров Б.М. Соотношение "академического" и "практического" подходов в психологической подготовке студентов педвуза // Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузе. Новосибирск, 1988. 10. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. 11. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985. 12. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.,1988. 13. Эткинд А.М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания//Вопр. психологии. 1987. №6. 14. O 'Hanlon W.H. Taproots. Underlying principles of Milton Erickson's therapy and hypnosis. N Y, L., 1987. 15. Rogers C.R. Client-centered therapy. Boston. 1951. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ Адаптация межкультурная (к инокультурной среде) 167-173 — мотивация к 171 — U-кривая адаптации 169-170 — W-кривая адаптации 169-170 Аккультурация 168, 172 — психологическая 168 Анализ конкретных ситуаций из жизни клиента 234-236 Анкетирование 256 Ассимиляция 172-173 Атрибуции изоморфные 177 Аутотренинг 334 Благоговение перед жизнью 113 Блокировка в группе 316, 326-327 Вводные 320-321 Введение 339-340 Взаимодействие 338-340 — миф 338-339 — уровни 340 Взаимодействие властей и населения (в экстремальных условиях) 91, 104, 107-114, 117-118 — интерактивные стратегии 92, 110-111, 117-123 — информационные стратегии 92, 110-111, 116-118 — материалы для анализа 118 Вовлечение в потребление 189-190 Воздействие 317, 323, 360 — инструктивное 311-312, 317, 320 -321, 323 — психологическое на организацию 44–45 — ситуация 320 — социальная база 41-43 — эффект 324 Воронка психотехническая 352-353, 358 Восприятие опасности (риска) 107-111, 113 — властями 107-110 — населением 109 — образы 109 — преуменьшение 110-111 — приемлемость 107-108, 110-111, 112-114 -------оценка уровня 107-120 Выбор 214-216, 223-225 Гипнабельность 356 Гипноз 354-357 — директивный 354 — недирективный 356 Гуманитарная экспертиза 87-123 — в России и странах бывшего СССР (специфика) 112-113 — готовность региона к 117, 120-121 — заказ 97, 100, 103-106, 109 -------анализ 103-106 — заказчик, 92-98, 103-106, 109-110 -------отношение к 118 — инициатор (инициатива) 89- 93, 96-99 — интервьюер 91, 116 — определение 106-107 — предмет 102-103 — пресс-конференция 93-95 — ситуация 121 — функции 115, 122 — цель 101-102 — эксперт 89, 93, 95-99, 102-103, 106-111, 114-117, 120-123 -------включенный 115-117 -------гуманизация конфликта как сверхзадача 122-123 -------коммуникативные умения 115-117 -------независимый 95, 106, 110 ------- определение 114 -------поведение (требование к) 121-1231 -------экспертный дистресс 121 — экспертное исследование 87-99, 104-106, 114-119 -------информация 115-120 -----------документальная (фоновая) 115 ----------- источники 115-122 -----------основная (базовая) 114—116 -------методика 87, 91-99, 114-118 -----------анкетный опрос 93, 95 -----------контент-анализ 93, 95, 117-118 -----------экспресс-опрос 88 --------------групповой 91-99, 117 --------------индивидуальный 91-93,96-99 -------процедура 87, 96, 114-116 -----------выбор методики 114-116 -----------предварительный зондаж 88, 96 — экспертное заключение 91-101, 118-120 -------структура 118-119 -------убедительность 119 -------экспертные оценки 91-95, 97, 118-119 -------экспертные предложения (рекомендации) 91-95, 97-99, 116-119 — экспертный мониторинг 97 Давления группового эффект 313, 325-327 Депривация социальная 224-225 Диагностика состояния дел 25 Диагностическая установка 116 Дискуссия межгруповая 44—45 "Диффузия заказчика" 25-26 Допустимых жертв принцип 113 Запрос к школьному психологу 219-221 Игра деловая 44 Идентичность этническая 172-173 Инструктивное — высказывание 320-321 — схема 312, 320-321, 326-327 Инструкции 324 — достройка 323 — контрактная форма 324 — проективный характер 323 — схема 312, 320-321, 326-327 Интеграция межкультурная 173 Интервью диагностическое 254-255 Интерпретация — и миф 320 — модели 310, 321-327 Индикаторы состояний 344—350 — воображение 349 — воспоминание 348 — дыхание 345 — мысли 349 — ритм 347 — тело 345 — чувства 347 Интимно-личностное общение 150-153, 163-166 Информирование установочное 318-319 Катарсис 237 Катастрофа 86-95, 98-99, 105, 106-109, 123 — определение 106-107 — переживание 107 — регион (район бедствия) 90-93, 98-99, 104-105, 123 — техногенная 87-88, 101-102, 105 — чернобыльская 88-91, 93-95, 98, 104-105, 109-110 -------конфликт 104-105, 109-110 -------регион (зона) 87-91, 93-95, 98, 109-110 Качественные методы в прикладном исследовании 265-267 — адаптационная группа 278 — аналогия 275 — глубинное интервью 187, 278 — группа конфликта 278 — Дельфи 279 — десантная группа 278 — завершение предложений 273 — завершение рисунка ("bubbles") 273 — коллаж 276 — креативная группа 278 — лепка 276 — модификация поведения 278 — мозговой штурм 279 — направленные ассоциации 271-273 — направленные мечты 276 — "образ/ответ" (манипулирование) 277 — персонализация 275 — психологический рисунок 275-276 — расширенная креативная группа 277-278 — ролевая игра 275 — свободные ассоциации 271-272 — столкновение с руководством 279 — Peer-группа 278 Когнитивный диссонанс 110-111 Компетентность в общении 150-153, 162-166 — конфликтная 150, 155-156 Консультант 32 Консультативная беседа 230 — контакт с клиентом 230-233, 244-247 -------вербальный 245 -------невербальный 245-246 — стимулирование клиента на рассказ 234-235 — структурирование 234-235 — технология 239-244 -------акцентирование противоречий в рассказе клиента 237-238 -------акцентирование эмоциональных переживаний в рассказе клиента 240-242 -------использование интерпретаций 235-236, 243-244 -------использование паузы 239, 246 -------использование перифраза 244 -------краткость и точность высказываний консультанта 240 -------парадоксальные вопросы 242 -------приближение языка консультанта к языку клиента 239-240 -------ограничение речи консультанта в диалоге 238 -------уточняющие и углубляющие формулировки 242-243 — этапы 230-231 -------завершение 232-233, 239-240 -------начало 233 -------психокоррекционное воздействие 237-239 -------расспрос 234-237 Консультативная гипотеза 234 Консультация психологическая 35 — как профессиональная ниша 37 Контракт 27-28 — как парадигма групповой работы 318-319 — как форма инструктирования 325-327 Контроля локус 322 Копирование образца 150, 161 Культурная дистанция 171 Культурный ассимилятор 177-183 Культурный шок 167, 168 Личностно-творческая тенденция 150, 163-166 Личностный рост 169 Локус жалобы клиента 230 Маркетинг 48, 51 — психологических услуг 48, 62 Маркетинговая стратегия 50-51 — клиент-центрированная 50,60 — сбытовая 59-60 Маркетинговое мышление 47, 54 Межгруповых отношений контекст 43 Мезагруппы 43 Менеджер по персоналу 66-67 Миф — и опыт 317-321 — разработка 311, 319-320 Миф психотехнический 336-337 — взаимодействия 338-340 — "вождение автомобиля" 341 — о всаднике 341 — "о навыке езды на велосипеде" 342-343 Мифологизация модельной ситуации 316-318, 323 Моделирования — процесс 306-307 — субъект 307-308 — феномен психологический 311-312 — эффект 320 Модели 308, 313 — интерпретация 310, 321-327 — отладка 320-321 — параметры 321 — проектирование 312, 316-317, 321-322 — репрезентация 306-309, 321, 326 — условия 311-318,326 Модель деятельности социально-психологической службы в организации 251-253 Мотивация 194-195, 311-312, 318 Наблюдение 257 Нейтральность психолога 33-34 Нормативная тенденция 150, 162-167 Обучение активное 305, 320 Общественная потребность 102-103 — репрезентации -------массовый запрос 102-103 -------социальный заказ 102-103 — структура 106-108 — факторы 106-107, 110-111 -------выживания 106-107 -------жизненной необходимости 106-107 -------комфорта 106-107 Опасность 106-109, 111-112 — техногенная угроза 110 Опыт 309 — и миф 317-318 — неосознаваемый 317, 323-327 — реинтерпретация 310, 322-323 Организационная диагностика 248 — общая 247 — определение 249 — отличие от научного исследования 252 — предварительная 249 — специальная 249 — текущая 249 Организационная парадигма 261-262 — опросник 263 — шкалы 262 Организационная ситуация 38-41 Организационное консультирование 57-60, 249 Организационное развитие 251-251 — консультирование 252 — психологическое обеспечение 252 Организация социальная 37 — определение 250 — системный подход 250 — социотехническая концепция 250 Ответственность консультанта — перед заказчиком 24 — перед спонсором 24 Открытая система 250 Отношение модельное 306-307 Парадигма кадрового консультирования 70-72 — по процессу 70-72 — по ресурсам 70-72 Партитура игры 319-321 Педагогическое взаимодействие 209-211 "Подмена клиента" 25-26 Позиция внешнего консультанта 37 Поиск смысла 243 Политика 130-135 Политическая психология 135-138, 141-149 Политический лидер 138-140, 144—148 Помощь психологическая 150, 215, 219 Посредник 28 Потребность в индивидуализации 243 Потребность в любви 243 Потребность во власти 243 Приспособление к новой культурной среде 168-169, 173 Пристройка 339 Программа аттестации 82 Проектирование 200-203, 211-213, 311 — аналитический план 312-316 — модели 312, 316 — синтетической модели 312, 317-321 — сюжетное 319-320 Проекции механизм 318 Пространство клубное 35-37 Профессиональные требования к консультанту по управлению персоналом (кадровому консультанту) 69 Профиль организационных характеристик 259-260 Процедура психотехническая 336 — тренинга 360-362 Процесс — автономизации профессиональных групп 75 — групповой 307, 312 — маргинализации профессиональных групп 75 Психодиагностика организации 251-252 Психологическая коррекция 211-212 Психологическая поддержка в экстремальных условиях 88-93, 98-99, 123 —посттравматический стресс 88, 90-91 —психореабилитационные работы 90-93, 99 -------стратегия 90-93, 99 Психологическая служба в школе 211-213, 225-226 Психологическое консультирование 201-202, 230-247 — определение 230-231 — этические принципы 230-231 -------анонимность 231 -------доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту 231 -------запрет давать советы 231 -------ориентация на нормы и ценности клиента 231 -------разграничение личных и профессиональных отношений 232 Психологическое проектирование (конструирование) 201- 203, 211-212 Психопрофилактика 225-226 Психотехники 226, 343-344 Реактивное сопротивление 110-111 Реклама 185 —исследования 186-189 -------качественные 186-187 -------количественные 186-187 -------мотивационные 187, 196-195 — методика "Что делал, на что потратил деньги" 196 — мониторинг 191-192 — образ марки 187, 197-199 — проективные методы 196-197 — узнаваемость 192 — эффективность 188, 192-194 Решения — выработка групповая 313, 319 — принятия фаза 313-314 Риск 111-114 — согласие на 112 — условия согласия 112-114 -------институт добровольности 112 -------институт законности 112 -------институт контроля 112 Ролевое кольцо 22-25 Рутинный дистресс 109 Самоактуализация 243 Самоопределение 215-221, 223-228 Ситуация — игровая 319-320 -------партитура 319-320 — квалификация исхода 323-325 — модельная 306-312, 318-321 -------исходы 321-323 -------мифологизация 316-318, 321-322 -------структура 312-316 — поведенческая 308,311 — субъекты 320-321 — структура 311-312, 317 Ситуация (повышенного) риска 86, 91, 96-102, 106-110, 116-117, 124-125 — проблемная (критическая) ситуация 100-102 — проблемное поле 86, 91, 98, 109-110, 119 -------классификатор 91, 98, 124-125 — факторы тревоги 119, 124-125 — экологического 96-97 Служебно-деловое общение 150-153, 162 Совершенствование общения 150-153, 161, 164 Совместная деятельность учителя с учеником 209 Состояние 337-338 — "измененное" 353-355 — "нейтральное" 357-359 — "нормальное" 351 Социализация 203, 206, 221-224 Социальная неопределенность 222-223 Социальная нестабильность 206-207, 220-224, 228 Тесты — опросник Р. Кэтелла 256-257 — типологический опросник Майерс-Бригс 257 Типы заказов на консультирование 71 Тренинг — межкультурный 174—177 -------атрибутивный 177 Трудности общения базовые 150, 157-159 Управление инструктивное 311-314, 320, 326 Учитель 28-31 Фокус-группа 186, 276, 280-283 — групповая дискуссия 285-286 — групповое интервью 282 — демонстрационная доска 290 — модератор 292-301 — неструктурированный (открытый) вопрос 298-299 — полустандартизованное интервью 281-282 — полуструктурированный вопрос 299 — рекрутирование участников 291-293 -------методика "снежный ком" 197, 292 -------отборочная анкета 291 — респонденты 291-292 — "субъективная информация" 281-292 — структурированный вопрос 299 — техника "просьб об уточнении" 300 — техника "пятисекундных пауз" 300 — топик-гайд 287 — фокусированное интервью 282-283 — фоновая информация 292 — экспертиза социальных программ 284 Формирующая стратегия 150, 159 Целеполагание совместное 307-308 Ценовая политика 55-57 Школа как институт социализации 203-206, 223-224 Школьный психолог 202-203, 210-213, 219-221, 225 Эксперт 28-32 Этапы кадрового процесса 78-79 Этапы консультационного процесса 72 Юношеский возраст 214-228 именной указатель
Оглавление Предисловие.......................................................................................5 Час ть1 ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1 Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности (А.И. Дощов,ю м Жуков, Л А. Петровская)...............................................................................7 1.2 Позиции психолога-практика (Ю.М. Жуков)..............................21 1.3 Стратегии работы социального психолога-практика (О. В. Соловьева) 35 Ч а с т ь II ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 2.1 Психология маркетинга. Формирование маркетингового мышления (Е Н. Емельянов, С Е. Поварницына) 47 2.2 Практика работы с персоналом в организациях (Т ю Базаров) 68 2.3 Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях: идеология, методология, процедура (А. у Хараш) 87 2.4 Психология в политике — от обьяснений к воздействию (Л я Гозман) 129 2.5 Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи (Л А. Петровская).........................................................................150 2.6 Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации (Т г Стефаненко) 167 2.7 Практические направления социально-психологических работ в области рекламы (Ю э Ширков) 185 2.8 О стратегиях работы психолога в школе (Е М. Дубовская, О. А. Тихомандрицкая) 200 2.9 Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы (Е П. Белинская, Т.А. Араканцева)...................................................214 Ч а с т ь III МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 3.1 Консультативная беседа (Ю Е. Алешина)..................................230 3.2 Методы социально-психологической диагностики организации (С А. Липатов) 248 3.3 Качественные методы в решении практических социально-психологических задач (О. т Мельникова) 265 3.4 Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях (Н. Н. Богомолова, О. Т. Мельникова, Т В. Фоломеева).........................281 3.5 Моделирование в группах активного социально-психологического обучения (П. в Растянников) 305 3.6 Саморегуляция во взаимодействии (М А. Иванов, Б М. Мастеров) 334 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ......................................................365 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ.............................................................372 Date: 2015-05-05; view: 553; Нарушение авторских прав |