Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психотехнические мифы и язык саморегуляции





Первый миф, который вводится в процессе тренинга — это миф о наличии у людей состояний. Термин "состояния" используется здесь в нетрадиционном смысле. Когда клиенты говорят о себе, они часто используют слово "состояние": плохое состояние, тяжелое состояние, возбужденное состояние, впадаю и не могу выбраться из какого-то состояния, такое состояние, что ни о чем другом не могу думать и ничем другим заниматься. В этом контексте "состояние" не означает, строго говоря, ни "эмоционального" состояния, ни "функционального" состояния — того, что понимается под этими терминами в психологии. Ближе всего то, что клиенты обозначают словом "состояние", к тому, что в некоторых традициях называется "состоянием сознания". Мы обычно используем именно этот термин, так как для клиентов он оказался узнаваем и, хотя и не определен, связан с личным внутренним опытом. Предполагается, что в каждый данный момент человек находится в каком-то состоянии, хотя не всегда фиксирует на этом внимание.

Состояния не бывают плохими или хорошими, хотя могут быть субъективно приятными или неприятными. Но все состояния в определенной степени нужны человеку. Если человек не выспался — нормально находиться в сонном состоянии. Если человека обидели — нормально быть раздраженным, рассерженным, расстроенным или подавленным.

Существует динамика состояний человека. Состояния сменяют друг друга, и это тоже нормально. Ребенок веселится и возбуждается, но если это состояние усиливается, то оно может кончиться слезами и сном. На похоронах люди горюют, но очень часто через какое-то время начинают улыбаться и даже петь. Такая смена состояний естественна. Динамика состояний подчиняется принципу маятника: при определенной степени усиления состояние переходит в свою противоположность.

Проблемы возникают тогда, когда человек "застревает" на каком-либо состоянии, даже если оно субъективно приятно, как, скажем, состояние эйфории.

Миф взаимодействия. В ходе взаимодействия люди оказывают друга на друга воздействие, изменяют состояния своего партнера по общению. С этой точки зрения, всякое профессиональное общение протекает на трех уровнях: 1) коммуникативном (содержание общения), 2) отношений (статусы, роли, позиции участников общения) и 3) состояний. В профессиональном общении сознательно обращают внимание на его содержание — обмен информацией, суть проблемы или задачи, которая решается в этом взаимодействии. Реже в поле внимания участников оказывается отношенческий уровень: "выяснение отношений", выяснение взаимных позиций, борьба за власть и авторитет. И уж совсем редко участники взаимодействия сознательно работают на изменение состояний партнера и своих собственных.

Между тем эти два уровня часто оказываются центральными в конкретных взаимодействиях (это блестяще показал П.М. Ершов (1972), введя понятия "пристройки" и "позиционная борьба"; именно эти уровни общения

обсуждаются в популярных психологических концепциях общения Д. Карнеги, Э. Берна, Э. Шострома, хотя эти авторы и придерживаются весьма разных позиций).

Обращаясь с жалобой, клиент нередко просто забывает о проблеме, с которой пришел, и вся его энергия тратится на то, чтобы унизить работника сферы услуг, поднять за счет этого свой статус и почувствовать себя увереннее. Слова, которые он произносит, относятся к испорченному в прачечной костюму, плохо приготовленной пище, но удовлетворится клиент только тогда, когда увидит, что работник сервиса испытывает неприятные чувства. Бесполезно, даже порой просто противопоказано доказывать клиенту, что это не ваша вина — это только подольет масла в огонь. "Работа" в такого рода взаимодействиях реально идет на изменение чувств, состояний, позиций, а не направлена на решение деловой проблемы.

Человек начинает общение в определенном состоянии. Не играет роли, связано ли это состояние с прошлым опытом общения с данным партнером, организацией, которую этот партнер представляет, или оно принесено из других ситуаций, абсолютно не связанных с данным взаимодействием. Оно может определяться его физическим самочувствием, наконец. В практике делового взаимодействия и общения это несущественно, потому что приходится иметь дело с партнером в любом состоянии, принимать это как некоторую данность: раздражение, гнев, радость и эйфория, доброжелательное спокойствие, сонливость, возбужденность. В зависимости от этого исходного состояния партнер будет готов или не готов вести диалог, пользуясь терминологией Э. Берна (1992), на "взрослом" уровне, или он будет "выяснять отношения", или, наконец, будет просто реагировать агрессивно на любое предлагаемое к обсуждению содержание. Для эффективного взаимодействия с партнером необходимо по каким-то индикаторам понять, почувствовать его состояие и, при необходимости, постараться помочь ему изменить это состояние на более "рабочее", "взрослое". Можно изменить состояние партнера, заставляя его ждать начала разговора, можно предложить разговор на ходу, в спешке, или, наоборот, усадив его в глубокое удобное кресло. И все же основным инструментом воздействия на состояние партнера является наша собственная личность, и путем такого воздействия будет наше собственное состояние. Стоит войти с партнером в контакт и изменить свое собственное состояние, как состояние партнера также изменится. В практике нейролингвистического программирования (НЛП) [см., например (2)] это называется пристройкой и ведением. Можно пристроиться к состоянию партнера, почувствовать его, какое-то время побыть в нем и затем, изменяя свое собственное состояние, изменить состояние партнера. Таким образом, для эффективного взаимодействия недостаточно просто владеть содержанием и уметь решать содержательные проблемы. Необходимо обладать социальной компетентностью [см. (6)], уметь общаться на "отношенческом" уровне и работать как с состояниями партнера, так и со своими собственными.


Для работы со своими состояниями их необходимо уметь чувствовать, вычленять, различать. Состояния индивидуальны. Поэтому нужно создать свой собственный арсенал психотехнических приемов, который был бы эффективен для вас лично, учитывал бы особенности именно ваших состояний и их динамику.

И, наконец, в тренинге используются мифы, касающиеся собственно саморегуляции.

Вождение автомобиля. Когда опытный водитель управляет автомобилем, он краем глаза смотрит на дорогу, при этом думает о чем-то своем или разговаривает с пассажиром. Он не обращает внимания на то, как его рука переключает передачи, нога давит на педаль акселератора или выжимает сцепление — все это делается автоматически. Но если что-то не заладилось с автомобилем, если ухо уловило какой-то посторонний шум в двигателе, внимание водителя будет сосредоточено на всех этих операциях. Прислушавшись, водитель может решить, что все в порядке, не стоит обращать внимание на этот шум, и вернуться к своим мыслям и привычному режиму управления. Если же он, попробовав увеличить или снизить обороты, прислушавшись к работе двигателя на различных передачах, заподозрит что-то серьезное, то остановит автомобиль и приступит к ремонту.

То же происходит и с регуляцией состояний. Каждый человек достаточно опытен во взаимодействии. Массу вещей здесь мы делаем автоматически. У каждого есть свой стиль общения. Регуляция — это способность вовремя услышать "шум в двигателе", "биение колеса" и осознавать: что я делаю? в каком я состоянии? в каком состоянии мой партнер? Иногда уже только этого этапа — осознавания, слежения за своими состояниями — бывает достаточно для изменения как самого состояния, так и, соответственно, хода взаимодействия. Но иногда нужно "сделать остановку" и что-то изменить.


Миф о всаднике. В западной традиции существует общепризнанный символ — всадник, руки которого крепко держат поводья, его ноги в стременах сжимают бока коня, находящегося в полной его власти. Он направляет своего коня куда пожелает, чтобы вершить великие дела и подвиги.

В восточной традиции часто встречается другой символ: повозка, влекомая лошадью, и дремлющий возница, чуть придерживающий поводья.

Эти две "картинки" могут служить хорошими метафорами двух традиций саморегуляции. В западной традиции принято насиловать себя, сдерживать, направлять разумом и волей. Можно "держать себя в руках", а можно и "отпустить" себя, "пойти вразнос". На Востоке существует старинная поговорка: лошадь сама знает дорогу домой. И больший акцент делается на то, чтобы прислушиваться к себе, больше доверять себе, стараться почувствовать, куда тебя "ведет", что я хочу, что со мной происходит.

И часто те состояния, в которых "ведет" человека их спонтанная, внутренняя динамика, оказываются более эффективными для решения конкретных жизненных задач в этот момент: борьбы, решения сложной интеллектуальной проблемы, общения и др.

С этой точки зрения саморегуляция — это не способ "взять себя в руки", а техника, позволяющая почувствовать собственные внутренние "движения" и последовать в этом направлении. Очень часто, чтобы изменить свое состояние, бывает достаточно просто его вычленить, может быть, назвать каким-то словом и просто последить, "куда" оно развивается.

Миф о навыке езды на велосипеде. Существует два способа овладения навыками саморегуляции. Один предполагает регулярные упорные упражнения и тренировки. Таких тренировок требует, например, классический метод аутогенной тренировки по Шульцу. Человеку даются точные инструкции о том, что он должен делать и в какой последовательности. И чем больше человек повторяет упражнения, тем совершеннее и прочнее будет его навык.

Второй способ основан на том, чтобы найти свой путь достижения некоторого состояния, свою психотехнику. Раз "попав" на этот путь, почувствовав, как это с тобой происходит, можно с легкостью совершенствовать эту свою психотехнику, опираясь на свое внутреннее ощущение. Если удается найти свою психотехнику и внутреннюю опору, то этот навык уже не пропадет никогда. В этом смысле такой процесс овладения техниками саморегуляции напоминает овладение навыком езды на велосипеде. Бесполезно объяснять, что "когда падаете влево, поворачивайте руль влево, а когда падаете вправо, то вправо". Пока человек не почувствовал равновесие, он не поедет. Но когда это чувство удалось поймать, человек, можно считать, уже умеет ездить. Этот навык не исчезает со временем: можно не ездить на велосипеде двадцать лет, а потом сесть и поехать.


Интересно, что обсуждение этих мифов часто воспринимается клиентами как "теория". Но уже здесь появляется эффект узнавания клиентами своих внутренних реалий и возникают зачатки если не общего языка, то контекста. Чтобы дать возможность каждому участнику тренинга включиться в этот контекст и сделать его более личным, вводится дополнительный миф о том, что каждый человек умеет регулировать свои состояния и у каждого для этого существуют свои собственные, стихийно наработанные, излюбленные психотехники.

Для того чтобы создать "банк" таких психотехник, участникам тренинговой группы предлагается начать с самого простого: по кругу рассказать, что каждый из участников делает, чтобы "привести себя в порядок" после трудного и напряженного рабочего дня или в перерывах, когда нужно восстановиться.

Высказываемые способы достаточно разнообразны. Приведем лишь некоторые примеры того, что обычно говорится клиентами на наших тренингах: "поесть чего-нибудь горяченького", "принять душ или ванну", "на несколько минут закрыть глаза и вспомнить что-нибудь приятное", "помыть полы или постирать", "послушать музыку", "включить телевизор, радио, магнитофон одновременно и при этом читать газету — через какое-то время наступает пустота в чувствах и мыслях", "прочесть несколько страниц хорошо знакомой и любимой книги", "уйти в комнату и прокрутить перед глазами весь прошедший день — тогда перестаешь о нем думать", "посмотреть несколько минут на дерево за окном".

Стоит обратить внимание на то, что теперь обыденные способы саморегуляции получают в глазах участников статус "психотехники", где можно различить и психотехническую процедуру, и внутренний процесс изменения состояний, и субъективное описание этих состояний ("миф" того или иного состояния). Не занимаясь теоретизированием на этот счет, мы тем не менее подчеркиваем этот момент, напомнив известную шутку о том, что наконец-то "узнали, что говорим прозой". Когда все участники рассказали про свой личный опыт, в группе возникает гораздо больший уровень доверия, что позволяет двинуться дальше.







Date: 2015-05-05; view: 507; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию