Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индикаторы состояний





В нейролингвистическом программировании (НЛП), авторы которого пытались создать универсальную технологию психотерапии, тренинга, обучения, существует термин инвентаризации [см. (2)]. Речь идет о процедуре, позволяющей человеку оценить свое состояние. И это очень важный этап в саморегуляции.

В русском языке, как, наверное, и в любом другом, не хватает слов для описания состояний, которые к тому же каждый раз меняются, как только им удается подобрать подходящее название. Поэтому, чтобы ориентироваться в этом опыте и иметь возможность менять свое состояние или состояние партнера, приходится опираться не на слова, описывающие то или иное состояние, а на какие-то другие ориентиры, реперные точки, которые в совокупности позволяли бы получить некоторое представление о том, что происходит "внутри" человека в данный момент времени.

Анализ различных традиций саморегуляции (как "научных", так и "эзотерических"), самоотчеты наших клиентов о том, что они чувствуют в тех или иных состояниях, описания их спонтанно сложившихся психотехник позволили нам выделить ограниченное количество таких "реперных точек" и использовать их в

качестве языка описания и работы с состояниями в процессе тренинга. Естественно, мы далеки от мысли утверждать, что для описания состояний возможно использовать только те ориентиры, которые мы приведем ниже, или что эти ориентиры описывают состояния во всей их полноте. Однако мы постарались включить в их число все известные нам реперные точки, которые так или иначе используются при работе с состояниями во всех системах и подходах, с которыми нам удалось познакомиться.

Итак, традиционными индикаторами состояний являются: тело (телесные ощущения), дыхание, восприятие пространства, ритм, воспоминания, воображение (порождаемые образы), чувства, мысли (содержание и характер мышления).

Тело. В различных системах саморегуляции этот индикатор или путь вхождения в то или иное состояние представлен по-разному. В директивном гипнозе и аутотренинге обращают внимание на телесные ощущения: легкости-тяжести, тепла-холода, пульсации и другие [см. (8)]. В практической социальной психологии акцент делается на невербальном языке поз, жестов, мимики [см. (6, 7)]. В психотерапии, кроме этого, следят за зажимами и напряжениями в различных частях тела.

В НЛП, в психотехническом тренинге актеров, в практике обучения восточным боевым искусствам используется упражнение, когда человек должен полностью повторять позы и движения своего партнера. Если это делать хотя бы в течение 30 мин., то оба партнера приходят в одно и то же состояние, точнее, проходят и переживают ряд сходных состояний.

Часто бывает достаточно просто обратить внимание на то, как вы сидите или стоите, "прислушаться" к тому, "как это чувствуется в теле", и вы уже "понимаете" свое состояние. Достаточно сесть так, как сидит ваш партнер, и вы начинаете лучше чувствовать его состояние.

Существует множество систем, в которых человек, выполняя ряд физических упражнений, проходит ряд психических состояний. Самая известная из таких систем — хатха-йога.

Дыхание. Дыхание широко используется как индикатор состояний человека в обыденной жизни. По характеру дыхания мы можем точно определить, спокоен человек или возбужден и взволнован. "Через дыхание" описываются и более сложные состояния души (вспомним хотя бы бунинское "Легкое дыхание"). Существует множество систем, направленных на работу с физическим и психическим состояниями, где дыхание занимает центральное место. Эти системы могут основываться на научной парадигме, а могут следовать из тотальных философски-религиозных или эзотерических доктрин, из практики магии и шаманизма. Самые известные восточные системы психофизической подготовки через дыхание — хатха-йога (конкретнее — система упражнений пранаяма), китайская дыхательная гимнастика Ци-Гун. Станислав Гроф заимствовал из шаманской практики дыхательные приемы и создал целостную психотехническую (психотерапевтическую) систему, основанную на принципе голотропного дыхания [см. (3)]. Присоединение к дыханию считается одним из основных приемов гипноза.

Для нас здесь существенно лишь одно: в разных состояниях человек дышит по-разному. Стоит изменить дыхание и состояние изменится. Если пристроиться и подышать в одном ритме с другим человеком, то можно почувствовать его состояние. Если при этом партнеры дышат с закрытыми глазами, то у них нередко возникают сходные или даже одинаковые зрительные образы.

Восприятие пространства. Чаще всего на этот индикатор обращается внимание в практике гипноза или медитации. В обыденной жизни люди обращают внимание на восприятие пространства и его изменения только в экстремальных состояниях, когда "возникает ощущение, что вокруг меня ничего нет", что "все расплывается перед глазами", "все стало серым и блеклым", или, напротив, "все стало более отчетливым и ясным, цвета стали ярче", когда "чувствую, что потерял ориентацию, не знаю, где право, где лево". В психопатологии отмечаются такие феномены, как сужение сознания в аффекте, когда резко сужается поле зрительного восприятия при сильных эмоциональных переживаниях. Некоторые феномены восприятия пространства выступают в качестве клинических симптомов психических заболеваний. Например, феномен "дереализации", когда окружающая действительность воспринимается человеком как бы отделенной от него подобием стеклянной перегородки. Определенные "субъективные и объективные операции" с пространством достаточно широко используются и как спонтанные психотехники саморегуляции состояний, и как составные части специально разработанных систем. Многие люди для того, чтобы изменить свое состояние, используют такие приемы, как: "посидеть минутку с закрытыми глазами", "закрыть глаза и послушать музыку", "посидеть, тупо уставившись в одну точку", "уехать в какое-то новое место", "посидеть на высоком берегу реки и посмотреть на горизонт", "расфокусировать глаза". В любом случае то, как воспринимается пространство, является прекрасным индикатором состояний.

Ритм. Известно, что ритм широко используется в качестве инструмента изменений состояний человека. Звук метронома или ритмичная смена зрительных образов (смена цветных пятен на экране, вращающийся шарик, отражающий свет) являются одними из основных приемов гипнотизации. Ритмично повторяющиеся мантры (специальные звукосочетания) являются основой многих систем медитации. Звук шаманского бубна или барабана приводит участников ритуала в измененные состояния сознания. Ритмы джаза, тяжелого рока, латиноамериканских мелодий приводят слушающих и танцующих в совершенно разные состояния.

Однако ритм может служить не только "входом" в те или иные состояния сознания, но и индикатором состояний. То, как человек двигается, постукивает себя по колену или барабанит по столу, ритм его речи — по всем этим признакам можно судить о его состоянии. Обратив внимание на эти признаки в себе самом, можно понять свое состояние. Клиенты и участники тренингов часто говорят об этом: "не могу сидеть спокойно, хочется двигаться", "что-то внутри крутит и вертит", "чтобы успокоиться, мне нужно встать и походить из угла в угол", "мне нужно послушать определенную музыку, чтобы прийти в себя или настроиться на разговор", "мне очень помогает, если я закрываю глаза и начинаю дышать в определенном ритме, на счет". В НЛП есть техника, когда человеку предлагается, стоя с закрытыми глазами, вспомнить себя в ситуации успеха, удачи, где он чувствовал себя комфортно и уверенно. Затем предлагается вспомнить себя в неудачной ситуации. Наблюдатели могут видеть изменение ритма телесных микродвижений вспоминающего, могут увидеть его "удачный" и "неудачный" ритмы. Если в то время, когда человек вспоминает себя в неудачной ситуации, подойти и осторожным покачиванием задать его телу "удачный" ритм, то можно "удалить" из сознания это неприятное воспоминание или, по крайней мере, неприятный эмоциональный фон этого воспоминания.

Если двигаться, жестикулировать, говорить в ритме партнера, можно почувствовать его состояние. Если во взаимодействии обращать внимание на ритм беседы и иметь возможность управлять им, можно менять состояния партнера и свои собственные.

Воспоминание. Еще З. Фрейд обратил внимание на то, что воспоминания и забывания не бывают случайными. В определенных состояниях какие-то моменты жизни вспоминаются лучше и ярче, чем в других. И наоборот, вспомнив себя в каком-то возрасте, в какой-то ситуации и "пожив" в этом воспоминании, человек начинает испытывать те состояния, которые у него были в то время и в той ситуации (или, по крайней мере, близкие к ним), появляется склонность к тем же позам, жестам, эмоциональным реакциям, словам.

Клиенты часто жалуются на "застревание" на воспоминаниях, особенно неприятных, травмирующих: "Перед глазами все время вертится ситуация с моим деловым партнером, где я оказался не на высоте. Знаю, что бессмысленно все время думать об этом, что изменить уже ничего нельзя, но все равно, как бы я ни старался, мысли все время возвращаются к моей неудаче. И настроение все больше портится".

Определить, что человек сейчас что-то вспоминает, нетрудно. В НЛП, например, для этого используется наблюдение за движениями глаз человека. Если при этом проследить, а еще лучше - пристроиться к его дыханию, то можно почувствовать эмоциональный тон этого воспоминания, в каком состоянии находится сейчас человек.

Воображение. Этот индикатор и путь вхождения в то или иное состояние или изменения состояния по характеру своего функционирования близок к воспоминаниям, но апеллирует не только к реально происходившим с человеком событиям. То, что всплывает в сознании в форме образов, фантазий или представлений, также характеризует состояния человека. Разные состояния порождают разные образы. И наоборот, фантазируя и воображая что-то, можно изменить свое состояние: можно представить себя в удачной ситуации, увидеть, как ты там двигаешься, дышишь, какие эмоции испытываешь, почувствовать свой ритм — и вернуться в "здесь и теперь" в состоянии, "заимствованном" у своего образа.

Чувства. Когда одна подруга жалуется другой на плохое самочувствие, усталость, то нередко слышит в ответ совет такого рода: "А ты влюбись!" Если это "по жизни" удается, то, действительно, состояние меняется.

Чувства, которые переживает человек в обыденной жизни, и являются часто основным индикатором состояния. Состояния часто и называются именем этого чувства: радость, печаль, гнев, страх, раздражение, восторг, чувство одиночества и пр.

Во многих эзотерических и эмоционально ориентированных психотерапевтических системах часто переживание сильных, даже шоковых эмоций используется как путь изменения состояний. В традиции гуманистической психологии также существуют специальные техники работы с состояниями "через чувства": стоит "озвучить" свое чувство, сделать "Я-сообщение", как меняется состояние; стоит "озвучить" чувство партнера по общению, как изменится его состояние.

Мысли. Человек, поглощенный решением какой-то мыслительной задачи, ушедший в свои мысли, перестает замечать окружающее — он в измененном состоянии сознания, он "не здесь". То, как протекает процесс мышления у человека — "застревает" и "вязнет" на каких-то мыслях, мысли его скачут и "рвутся", или у него ощущение, что "в голове нет ни одной мысли" — все это является индикаторами его состояния. Во многих эзотерических системах слежение за мыслями, за переходом одной мысли в другую используется как путь погружения в медитативные состояния. В практике дзен-буддизма используется техника решения мыслительных задач, не имеющих решения в "нормальной" логике — коанов («Что такое "хлопок одной ладонью"», например).

3. "Плоскости" состояний и "психотехническая воронка"

В тренинговой практике бывает полезно представлять те психологические реальности и процессы, о которых идет речь, в виде наглядных схем, моделей. Естественно, такие модели и схемы могут не иметь ничего

общего с научными схемами и научными представлениями об этих реальностях и процессах. Скорее, они будут представлять собой некоторое наглядное изображение той "психотехнической мифологии", о которой мы говорили выше. Такие схемы и модели служат опорами участникам тренинга для ориентации их в своем внутреннем опыте, они будут задавать (и/или поддерживать созданный на предыдущих шагах тренинга) общий контекст и общий язык взаимодействия в тренинговой группе.

Наша практика показывает, что после обмена членов тренинговой группы своими спонтанными психотехниками и после введения нами некоторых психотехнических мифов клиенты хорошо принимают предлагаемые нами две наглядные модели описания состояний и их регуляции: "плоскость" состояний и "психотехническую воронку". На этом этапе тренинга описываемые этими моделями реальности и процессы оказываются узнаваемыми участниками, поскольку опираются на их личный опыт и на образовавшийся общий контекст. Мы рассматриваем эти модели как некоторый обобщенный психотехнический миф, который может быть соотнесен каждым членом тренинговой группы со своими индивидуальными мифами.

Каждый из перечисленных выше индикаторов позволяет лучше почувствовать состояния партнеров и свои собственные. Но целостное состояние человека невозможно свести ни к одному из этих параметров. Состояние может быть представлено в какой-то момент времени как некоторая плоскость, задаваемая теми индикаторами, которые мы пытались описать, подобно тому, как геометрическая плоскость задается совокупностью точек (см. рис. 2).

дыхание

пространство

"чувства" (^„1 LJ "воспоминание"

"воображение (образ)" Р и с. 2. Модель состояний человека

В так называемом "нормальном состоянии", которому невозможно дать какое-либо определение, но которое каждый субъективно знает и называет нормальным, человек не обращает внимания на свои чувства, мысли, телесные ощущения, на свое дыхание, на восприятие пространства и проч. Его сознание сосредоточено на предмете действия или мысли. Но стоит ему самому поменять какую-то из этих составляющих или это произойдет в результате внешнего воздействия (например, его что-нибудь испугает), как тут же начинают меняться и все остальные параметры. И это уже будет другая плоскость, другое состояние: изменится поза, дыхание, движения, речь. Опишем в качестве примера два состояния, используя эту "модель".

Состояние влюбленности. Ощущение легкости в теле, особая походка, которую можно заметить со стороны, особое дыхание ("легко дышится"), особый ритм ("внутренняя музыка"), особое восприятие пространства (меняется восприятие цветов, например), вспоминаются только встречи с любимым человеком, а все остальные воспоминания могут "улетучиться" ("живу сегодняшним днем"), в воображении — образ любимого человека, мечты о развитии отношений, мысли — «не могу думать ни о чем другом, кроме "предмета" своей страсти», либо необычайная легкость и продуктивность мысли (любовь дает "вдохновение").

Состояние, возникающее при зубной боли. Острое телесное ощущение боли, постоянное прислушивание к ней, тело спонтанно принимает определенные ("страдальческие") позы, поверхностное, учащенное, прерывистое дыхание перемежается глубокими вздохами, пространство часто воспринимается неясно, расплывчато ("боль застилает глаза"), пространство звуков становится источником дополнительных страданий (звуки часто кажутся физическими объектами, "прилетающими" из окружающего пространства и причиняющими дополнительную физическую боль), в воспоминаниях — опыт посещения дантиста, со всеми вытекающими из него "приятными" ощущениями, воображением либо блокируется, либо представляется все тот же зубоврачебный кабинет и бормашина, чувства — страх, раздражение — типичная эмоциональная реакция в этом состоянии, в мыслях — невозможно ни о чем думать, на чем-либо сосредоточиться, кроме зубной боли.

Чтобы представить динамику состояний и возможные пути саморегуляции, мы используем метафорическую модель, которую назвали "психотехнической воронкой". Метафора "воронка" подсказана нашими клиентами и участниками тренинговых групп. Рассказывая о своем опыте саморегуляции, использования тех или иных психотехник, они часто описывают свои ощущения словами "затягивает", "проваливаюсь", "погружаюсь", "двигаюсь, как по спирали". Эта модель может быть представлена в виде двух воронок, соединенных своими горловинами в фигуру, напоминающую песочные часы (см. рис. 3).

"Нормальное" состояние

Нейтральное, аутогенное, медитативное, трансовое состояние

"Другая реальность"

Р и с. 3. Психотехническая воронка

Так называемое нормальное состояние может быть представлено на этом рисунке верхней плоскостью "песочных часов".

Любое изменение данного состояния — будь то вследствие каких-то внешних воздействий или специальной работы с телом, дыханием, восприятием пространства, воображением — ведет к движению внутрь воронки, к плоскостям, находящимся ближе к ее "горловине". Человек может очень быстро попасть в "горловину", "скатившись" по склону воронки. А может двигаться туда постепенно, по спирали, виток за витком. Сама же "горловина", то состояние, к которому постепенно приводит такое движение, в обыденном языке описывается как "просоночное": состояние, возникающее на границе сна и бодрствования, когда уже/еще осознаешь окружающую обстановку, но одновременно еще/уже способен видеть яркие сновидные образы. В разных психотехнических традициях такое состояние может называться трансовым, медитативным, нейтральным, аутогенным. Из этой "горловины" открыт путь к управлению своими образами, чувствами, телесными ощущениями — выход к "новым реальностям". На рисунке этот путь показан как выход в широкую часть нижней воронки. Это те состояния, которые возникают во сне, при высокой температуре, при приеме наркотиков, в глубоком гипнозе, на продвинутых этапах медитации. Но если во сне, во время болезни, при приеме наркотиков этот процесс неуправляем, то психотехнический путь может сделать "выход и пребывание" в этих состояниях управляемым и контролируемым. Традиционно именно эти состояния принято называть "измененными состояниями сознания".

В нашей модели любое состояние вне плоскости так называемого нормального состояния можно считать "измененным состоянием". Речь, таким образом, может идти о различных измененных состояниях, обладающих своими особенностями.

В реальной жизни люди редко находятся в чисто "нормальном" состоянии. Любое взаимодействие либо приводит к появлению и осознанию каких-то чувств или мыслей, либо вызывает какие-то изменения в теле (неловкость, напряженность и зажимы, например). Встреча с "трудным" партнером по общению почти всегда приводит человека в измененное состояние сознания. В трансовом состоянии происходят сексуальные взаимодействия.

Такую точку зрения не так-то легко принять: ведь в обыденных представлениях измененные состояния сознания, транс — это всегда результат внушения, работы гипнотизера, экстрасенса или воздействия каких-то веществ, нередко они воспринимаются как признак "ненормальности". От таких состояний нередко стараются защищаться, не поддаваться им.

Но если попытаться разобраться, что делает гипнотизер, погружая человека в транс, или что рекомендуют делать обучающемуся аутотренингу или самогипнозу, то окажется, что практически во всех системах совершаются шаги, которые люди и так делают в процессе спонтанной саморегуляции или в обыденном, бытовом и деловом общении.

При директивном гипнозе для погружения человека в измененное состояние сознания обычно обращают его внимание на телесные ощущения (формулы могут быть самыми различными: "вы чувствуете нарастающую тяжесть век", "кисти рук становятся теплее и вы начинаете ощущать пульсацию", "мышцы становятся жесткими и неподвижными, тело становится деревянным"); обращают внимание человека на характер его дыхания и его изменения ("хочется глубоко вздохнуть", "дыхание становится глубоким, ровным, спокойным"); обращают внимание на особенности восприятия пространства ("и когда вы смотрите, не отрываясь, на мое лицо, оно постепенно начинает расплываться, менять цвет и форму, оно начинает занимать все поле вашего зрения"). Можно побуждать человека делать эти шаги одновременно, предложив, например, смотреть в одну точку до тех пор, пока она не начнет расплываться и пульсировать, и одновременно следить за ощущениями в теле и за изменениями дыхания. Можно делать эти же шаги последовательно, начиная с формул, касающихся телесных ощущений, затем подключая дыхание и восприятие пространства. Уже этих трех шагов, а иногда и одного из них, достаточно, чтобы человек вошел в измененное состояние сознания. При директивном гипнозе человека обычно стараются вести еще глубже. Ему предлагают, на фоне уже "размягченной" первыми шагами психики, что-то представить или вспомнить. И если человек "пошел за гипнотизером", то возникают яркие образы, сильные чувства, и он погружается в эту реальность.

Остающийся контакт (рапорт) с гипнотизером позволяет тому воздействовать на эту реальность и направлять поведение и самоощущение человека в этой реальности. Тогда можно направить человека на переживание какого-то сильного чувства, связанного с травмирующей ситуацией из прошлого опыта и таким образом избавиться от "эмоционального нарыва", постоянно воздействующего на человека из глубин его психики (т.е. решить психотерапевтическую задачу "отреагирования"). Можно направить человека на выполнение какой-то творческой деятельности или решение творческой задачи, на то, что тот не может сделать в обычном состоянии.

Директивному гипнозу поддаются не все люди. Известны разные статистики гипнабельности. Как правило, число "гипнабельных" при директивном гипнозе не превышает 30-40%.

В последние годы получил распространение недирективный гипноз, развитие которого связано с именем М. Эриксона [см. (14)]. Оказывается, недирективному гипнозу "поддаются" практически все люди.

И в том, и в другом виде гипноза используются одни и те же шаги, те же психологические пути введения человека в измененные состояния: и там, и здесь ведется работа с телом, дыханием, пространством, образами. Разница состоит в том, что директивный гипноз предполагает ведение человека гипнотизером, произносимые им формулы и инструкции не оставляют выбора человеку. Точнее, они дают гипнотизируемому только две возможности: следовать за гипнотизером, либо сопротивляться ему. Недирективный же гипноз построен именно на принципе выбора человеком того пути, по которому он в данный момент может идти, гипнотизер лишь предлагает ему несколько вариантов движения, а затем следует за клиентом по тому пути, который тот предпочел.

Сопоставляя эти два вида гипноза, можно сформулировать их различие на психологическом языке: понятие гипнабельности в данном случае означает способность человека принимать несвободу, чужую волю, уметь следовать за другим человеком. Это может даже, скорее, относиться к традиционной социально-психологической проблематике власти, ответственности, контроля, чем к области измененных состояний сознания. Ведь те же люди, которые "не поддаются" директивному гипнозу, с успехом проделывают те же шаги в режиме недирективного гипноза или реализуя свои собственные спонтанные методы саморегуляции.

По сути дела, при таком угле зрения на проблему центральным оказывается понятие пути, которое так часто используется в восточных традициях.

Если результирующее состояние, в которое желательно попасть в процессе саморегуляции, обычно с трудом поддается описанию, то, используя ориентиры ("индикаторы" и "входы"), задаваемые "плоскостью состояний" и "психотехнической воронкой", можно описать путь, по которому можно дойти до желаемого состояния. Этот путь будет состоять из некоторой комбинации шагов — психотехнических приемов работы с той или иной "составляющей".

В подборе таких индивидуальных комбинаций и состоит принцип тренинга по овладению методами саморегуляции. Человек может опробовать психотехники, соответствующие различным "входам" в "воронку" — техники работы с телом и телесными ощущениями, психотехники работы с пространством, дыхательные техники, техники воображения, работы с ритмом или какие-то синтетические техники и сам почувствовать, куда они "ведут" его состояния. Если техника, соответствующая какому-либо "входу", "не идет", то всегда имеется возможность опробовать другой "вход", поискать свой путь. Здесь человеку предоставляется возможность самостоятельного выбора. Но есть еще один не менее существенный момент. Человек может не только осуществлять выборы и строить индивидуальные комбинации предлагаемых психотехник, а, опираясь на миф "входов" и "воронки", самостоятельно конструировать свои собственные психотехники и проверять их эффективность на практике.

Date: 2015-05-05; view: 518; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию