Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самоопределении





Прежде чем перейти к описанию конкретных действий школьного психолога, мы хотели бы прояснить свою позицию относительно принципиально возможных "идеологий" школьной психологической практики. Основной задачей школьного психолога является не только и не столько активное психологическое вмешательство на уровне как индивидуальной, так и групповой психокоррекционной работы, сколько создание условий для становления у подростка определенной степени самостоятельности в разрешении своих психологических трудностей, для активизации процесса рефлексии и ответственности за свою жизнь. Очевидно, что такой подход отражает преобладание в работе психопрофилактического направления.

С этой точки зрения проблема юношеского самоопределения в работе школьной психологической службы может разрешаться двумя основными способами: во-первых, через работу школьного психолога со школой как с социальной организацией в целом — и основной задачей при этом, очевидно, станет психологическая экспертиза изменений учебно-воспитательного процесса в плане удовлетворения его требованиям субъектности, а во-вторых, — через более активное внедрение практики групповой работы со старшеклассниками. Остановимся на каждом из них.

Основной задачей в обоих случаях должно стать формирование не только видения подростком широкого поля альтернатив в ситуации выбора, но и становление у него некоторой внутренней системы критериев их оценки. Так, в первом случае (работы на общешкольном уровне) речь может идти как о включении в учебный план новых дисциплин, так и о предоставлении учащимся права выбора в учебной деятельности: выбора предмета, учителей, факультативов, способов организации своей учебы и пр. В настоящее время в системе среднего образования достаточно широко представлена ориентация на расширение самой сферы потенциального выбора — мы имеем в виду введение нетрадиционных для школы учебных предметов, появление частного образования, а также различных лицеев, гимназий и проч. Однако, как правило, это оборачивается реальным отсутствием выбора в силу обязательности принятия этих альтернатив.

Целесообразно также иметь в школе специальную психолого-педагогическую программу, направленную на активизацию у подростка способности к выбору. Для иллюстрации сошлемся на опыт американских коллег. Так, в русле движения "Педагоги за расширение гуманистического потенциала" в американских школах реализуется проект, целью которого является помощь подростку в социальном самоопределении. Основу его составляет достаточно длинный список вопросов для групповых дискуссий по четырем основным блокам: экзистенциальному (проблемы жизни и смерти, Бога, жизненного предназначения), общесоциальному (проблемы алкоголизма, наркомании, преступности, расизма, насилия, отношений поколений), политическому (проблемы общественных идеалов, свободы личности, ориентировки в различных политических движениях) и отношения к будущему (проблемы экологии, межгосударственных отношений, ожидания изменений на планетарном уровне). Интересно, что уроки по данным темам ведут не учителя, а люди самых разных профессий, политических взглядов, религиозных убеждений и проч. Задача психолога, помимо организации диалога подростков и того или иного лектора, состоит в том, чтобы обеспечить наличие среди приглашенных

представителей различных социальных групп, политических и религиозных течений, а также соблюдение принципа: "У кого чего болит — тот о том не говорит" (например, священник не будет говорить о проблеме Бога, полицейский — о преступности). Такие дискуссии моделируют ситуацию социального выбора для подростков.

Обозначим возможные собственно психологические формы работы по проблеме юношеского самоопределения. К ним можно отнести следующие психотехники.

1. Упражнения на рефлексию жизненных целей. Подросткам предлагается изложить цели своей жизни, а затем дать письменные ответы на вопросы: Как я хотел бы провести ближайшие три года?" и "Если бы я узнал, что мне осталось жить 6 месяцев, как бы я прожил их?" Совместно с психологом обсуждается наличие сквозных целей, их отношение к какой-либо определенной категории (терминальные — инструментальные, личные — социальные), соотношение целей и повседневной деятельности подростков [см. (15)].

2. Упражнения на осознание себя в структуре социальных отношений. Подросткам предлагается составить список значимых людей. перечислить их достоинства и недостатки. Затем попытаться выделить нечто общее в характерах этих людей и в своем характере, найти несовпадения, попытаться объяснить их [см. (Там же)].


3. Упражнения на позитивное самоотношение (позитивные мысли и чувства о себе, способность относиться к себе с юмором, описание с большей точностью собственных достоинств и недостатков).

Групповая дискуссия в этом случае может быть сосредоточена на вопросах типа: "Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а что нет? Где безопасно говорить об этом? Надо ли преуспевать во всем? Какими способами другие могут показать, что ты им нравишься? Какими способами ты это можешь сделать сам? Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она состоит?" и проч. [см. (3)].

Перечень таких упражнений, естественно, может быть продолжен, исходя их тех или иных теоретических пристрастий школьного психолога, опыта практической работы, особенностей конкретных подростков.

Сегодня семья и школа как социальные институты находятся не только в ситуации объективной новизны предъявляемых к ним обществом требований, но и, что гораздо более существенно, в ситуации их недостаточной презентированности, что отражает общий ценностно-нормативный кризис социума. В этой ситуации нормативный кризис отрочества, состоящий в том числе в необходимости самоопределения в самом широком смысле, осложняется. Последнее ставит перед практиками системы образования, в том числе и перед школьными психологами, задачу помощи подростку в социализации, в ориентации его в поле множественных социальных выборов, и, в конечном итоге, в социальном самоопределении.

Контрольные вопросы

1. Раскройте социально-психологические следствия ситуации социальной нестабильности.

2. Дайте общую характеристику старшего подросткового возраста.

3. Какие, на ваш взгляд, социально-психологические проблемы могут вставать перед школьным

психологом

4. Как анализируется проблема юношеского самоопределения в различных теоретических ориентациях психологии (психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, интеракционизм)?

5. Какие еще, на ваш взгляд, могут быть запросы к школьному психологу у учащихся старшего подросткового возраста?

6. Предложите несколько социально-психологических тем для групповых бесед школьного психолога с родителями старшеклассников.

7. Как вы думаете, какие еще можно предложить психотехники для работы с проблемой юношеского самоопределения?

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдуевская (Белинская) Е.П., Волович А.С. Вверх по лестнице, ведущей вниз: особенности социализации в нестабильном обществе//Магистр. 1992. №3.

2. Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И В. Дубровиной. М., 1990.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

4. Волович А.С. Проблемы социализации выпускников средней школы: Автореф. канд. дис.М., 1990.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология.М., 1991.

6. Детский практический психолог в системе народного образования / Под ред ИВ Дубровиной. М.,1990.

7. КлеМ. Психология подростка.М., 1991.

8. Кон КС Ребенок и общество.М., 1988.

9. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.Л., 1983.

10. Новое педагогическое мышление. М.,1989.

11. Положение о психологической службе народного образования. М., 1989.


12. РаттерМ. Помощь трудным детям.М., 1987.

13. Собкин В. С, Писарский П. С. Российская школа на рубеже 90-х: социологический анализ. М.,1992.

14 Цукерман Г.А. Какая теория нужна школьной психологии? // Вопр. психологии. 1993. №1. 15. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост.М., 1991. Вып. 1. 1983.

Ч а с т ь III

МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Г л а в а 1 КОНСУЛЬТАТИВНАЯ БЕСЕДА

Ю.Е. Алешина

Психологическое консультирование, консультативная беседа, клиент, консультант, этапы беседы, контакт с клиентом, структурирование беседы, консультативная гипотеза, интерпретация, локус жалобы клиента,

поведенческий паттерн

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию.

Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является прежде всего изменение установок клиента — как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему, свое поведение. Определим психологическое консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Далеко не всегда существуют однозначные и простые ответы на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Остановимся подробнее на некоторых из этических требований, следование которым особенно важно [см. (3,9)].







Date: 2015-05-05; view: 579; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию