Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О. В. Соловьевой





Редакционный совет: В.И. Бахмин, Я.М. Бергер, Е.Ю. Гениева, Г.Г. Дилигенский, В.Д. Шадриков

Психология для студента

ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Под редакцией

Ю.М.Жукова,

Л.А.Петровской,

О.В.Соловьевой

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Психология".

Москва

Смысл

ББК 88,5 В 24

Авторский коллектив

А.И.Донцов, Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская, О.В.Соловьева, Е.Н. Емельянов, С.Е.Поварницына, Т.Ю.Базаров, А.У.Хараш, Л.Я.Гозман, Т.Г.Стефаненко, Ю.Э.Ширков, Е.М.Дубовская,

О.А.Тихомандрицкая, Е.П.Белинская, Т.А.Араканцева, Ю.Е.Алешина, С.А.Липатов, О. Т.Мельникова, Н.Н.Богомолова, Т.В. Фоломеева, П.В.Растянников, М.А.Иванов, Б.М.Мастеров

Ответственные редакторы Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская, О.В.Соловьева

Рецензенты

доктор психологических наук Р.Л.Кричевский доктор психологических наук А.В.Юревич

Книга выпущена при участии ЗАО "Академия-центр"

Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М Жукова, Л А Петровской, О В Соловьевой. — 3-е, исправленное изд. М.: Смысл, 1999. —377 с

Данное учебное пособие представляет собой первый опыт осмысления проблем, областей и методов практической работы, ведущейся социальными психологами России в настоящее время

Для студентов психологических и социологических факультетов университетов, факультетов социальной работы вузов, а также для психологов-практиков

© Издательство «Смысл», 1996, 1999 ISBN 5-89357-051-0 © Оформление Б Будинас, 1996, 1999

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современная ситуация переосмысления ориентиров развития общества и отдельного человека делает проблемы оказания психологической помощи особо значимыми и острыми. Представляемое вниманию читателей учебное пособие посвящено осмыслению и раскрытию проблем, понятий и задач практической социальной психологии. В нем анализируются цели, ценности, установки психолога, профессионально занимающегося практической работой, т.е. оказывающего помощь человеку, группе, организации.

Авторы пособия реализуют не столько нормативный подход, описывающий, какой должна быть практическая социальная психология, сколько исходят из наличного опыта ее развития, знакомя со сложившимися в ней к настоящему времени областями, проблемами, методами. Речь идет о таких областях практической психологии, как гуманитарная экспертиза, адаптация к новым социокультурным условиям, политика, маркетинг и реклама, работа с персоналом в организациях и др. Список областей и методов практической социальной психологии принципиально открыт и в дальнейшем несомненно обогатится.

Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им.М.В.Ломоносова, созданной профессором Г.М.Андреевой. Однако авторский коллектив шире штатного состава кафедры — он скорее представляет собой то, что в науковедении получило название "незримый колледж" и рассматривается как аналог научной школы. Каждый из авторов нашел свой выход в практику из академической науки, однако благодаря общим научным корням они и в практической работе образовали нечто похожее на сеть, ячейки которой являются очень разными и в то же время находятся в некоторых резонансных отношениях между собой. Колебания в этой сети порождают аккорды, обогащенные множеством голосов, разных, непохожих и в то же время созвучных — времени, культурной ситуации, професиональному сообществу и друг другу.

Бросающаяся в глаза пестрота текстов отражает реальное положение дел, сложившееся в различных областях практической психологии. Одни из этих областей уже достаточно разработаны, и в них накоплен ценный опыт, в других же делаются лишь первые шаги. Редакторы не сочли возможным и необходимым пытаться "причесать всех одной гребенкой" — пусть читатель получит неискаженное представление о характере работ в разных направлениях развития современной практической социальной психологии.

Интенсивно развивающаяся в последние два десятилетия психологическая практика нуждается в различных формах рефлексии — методологической, теоретической, методической. Данное учебное пособие и есть результат одной из первых (если не первой) попыток исследования, систематизации, анализа, а также обобщения накопленного в практике психологической работы опыта с тем, чтобы передать его студентам и начинающим коллегам.

Ю. М. Жуков,

Л. А. Петровская,

О.В. Соловьева

Часть 1

ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Г л а в а 1

ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская

Фундаментальная, прикладная и практическая социальная психология 1. Социально-исторической контекст становления практической социальной психологии

По меньшей мере три обстоятельства свидетельствуют о том, что престиж практической социальной психологии в последние годы заметно вырос и укрепился.

Во-первых, заинтересованное и уважительное отношение к этой области деятельности профессиональных психологов власть и деньги имущих. Социальные институты и организации различного уровня — от мелких частных фирм до правительства — все чаще и настойчивее обращаются к поиску социальнопсихологических резервов совершенствования своей деятельности. Сейчас мало кого удивит встреча с психологом в рекламном агентстве, банке, штаб-квартире политической партии, государственном комитете. Разумеется, психологические проблемы не являются главными или единственными проблемами современного общества, однако нельзя не видеть, что его "психологическая чувствительность" значительно возросла. Современного управленца сегодня вовсе не шокируют еще недавно столь экзотические для него словосочетания, как "социальная технология", "психологическое консультирование", "экспертиза", "отбор", — он сам теперь выступает заказчиком подобного рода услуг. Спрос рождает предложение. Не случайно за последние годы появилось столь беспрецедентное количество практических социально-психологических центров, компаний и фирм, специализирующихся в таких видах деятельности.

Во-вторых, сами профессиональные психологи в новых условиях пересмотрели свое отношение к практике. Превратившись из докучливой повинности имитировать "социальную нужность" в источник существования, именно практика позволила многим специалистам ощутить осмысленность собственной профессиональной деятельности, что, в свою очередь, способствовало подъему ее авторитета. По результатам двухлетней давности опроса ряда ведущих социальных психологов Москвы и Санкт-Петербурга, дальнейшее существование и развитие этой дисциплины во многом предопределено значительным увеличением доли прикладных разработок. И дело здесь, думается, не только в том, что наше государство недостаточно богато, чтобы финансировать не дающую практической отдачи любознательность, но и в самой природе социально-психологического знания. Источник социально-психологической информации, цель и способ ее получения в большинстве случаев исключают полностью отстраненное и беспристрастное к ней отношение. Более того, сама необходимость такой информации чаще всего продиктована потребностью принятия взвешенных практических решений: немедленных или отсроченных, реальных или виртуальных. Показательно, что отвечая в ходе упомянутого опроса на вопрос: "Быть социальным психологом — это, с Вашей точки зрения, призвание (миссия) или работа (профессия)", 50% респондентов указали, что это "в равной степени и то, и другое", 20% убеждены, что это "скорее призвание, чем работа" и лишь 15% ответили, что психология для них "конечно, работа".

В этой связи интересны итоги обстоятельного исследования структуры профессионального самосознания итальянских психологов, выполненного в начале 80-х годов под руководством А.Пальмонари [см. (8)]. К тому времени не так давно начавшаяся в Италии массовая университетская подготовка психологов — первый выпуск состоялся лишь в 1975 г. в Риме и Падуе — сопровождалась ожиданиями их вклада в решение острых социальных проблем итальянского общества, кстати, весьма напоминавших наши нынешние. Оказалось, что структура представлений психологов о психологии задана двумя ортогональными осями. Первая определена бинарной оппозицией общества и индивида как наиболее адекватных объектов психологического исследования и воздействия, вторая образована противопоставлением профессиональной компетентности, методической искушенности, с одной стороны, и личностных способностей, внутреннего призвания — с другой,

рассматриваемых как стратегия и инструмент психологического "вмешательства" в жизнь. Отношение к контексту и способу такого "вмешательства" определяет тип социопрофессиональной идентичности психолога.

Полученные данные свидетельствуют о наличии четырех основных типов идентичности, соответствующих квадрантам, образованным названными осями. Представители первого полагают, что психолог должен прежде всего выявить и устранить социальные корни человеческих страданий, иными словами, включившись в активную политическую борьбу, способствовать изменению провоцирующих их обстоятельств. Подобное служение обществу требует не столько технологических знаний и навыков, сколько шлифовки персональных достоинств посредством образования. Сторонники второго типа идентичности также считают, что главная задача психолога — познание и преобразование социальной реальности как условия создания достойного существования каждому, но, в отличие от первых, главным способом такого воздействия называют использование профессиональных техник и методов. Психологов третьего и четвертого типа идентичности сближает убежденность в том, что единственным доступным объектом психологической помощи является отдельный человек в системе конкретных межличностных связей. Однако одни из них считают себя скорее психоаналитиками, рабочим органом которых является их собственная личность, другие же, не отвергая психотерапию, называют себя клиническими психологами, обязанными владеть набором техник психодиагностики и коррекции. Итак, в первом случае прототипом социопрофессиональной идентификации служил образ политически активного борца, во втором — междисциплинарного эксперта, диагностирующего социальные проблемы и намечающего пути их разрешения, в третьем — психоаналитика, посредством психотерапии облегчающего страдания пациента, в четвертом — клинического психолога, проффессионально способствующего преодолению индивидуальных трудностей.

Легко заметить, что при всем различии названных прототипов, в каждом из них отчетливо запечатлена идея практической целесообразности психологии как вида профессиональной деятельности. В этом убеждают не только контакты с психологами-практиками, но и общение с маститыми коллегами-теоретиками, утратившими или скрывающими снобистское отношение к практике, а также собеседования с юными абитуриентами, восторженно мечтающими "помогать людям", и взаимодействие со студентами-старшекурсниками, деловито предпочитающими практико-ориентированные спецкурсы.

В-третьих, сегодня несомненно позитивное в целом отношение интеллигенции к практической социальной психологии. Значительно расширился круг лиц, профессиональная подготовка которых включает знакомство с основами социальной психологии. Зримо увеличился ассортимент общедоступной литературы по проблематике интимного и делового общения, групповых процессов, личности... Примелькались "психологизированные" рубрики в средствах массовой информации. Возросло количество людей, лично приобщившихся к разным формам социально-психологической практики. В итоге сформировалась прослойка психологов-дилетантов, ищущих в социальной психологии средства облегчения тягот нынешнего многотрудного бытия. Сколь действенно подобное социально-психологическое самолечение — предмет отдельного разговора.

Можно, разумеется, привести и другие свидетельства. Однако не стоит, по-видимому, полагать, что повсеместный интерес к практической социальной психологии порожден только и исключительно сиюминутными прагматическими обстоятельствами. При всей значимости подстегнувших его общественно-политических и экономических преобразований в нашей стране, следует признать, что "практичность" изначально и внутренне присуща социально-психологическому знанию. (Мы до сих пор говорили о положении социальной психологии в нашем отечестве. И это понятно, поскольку за годы советской власти социальная психология оставалась невостребованной и даже, видимо, опасной. В развитых странах положение этой науки было иное.)

Истоки социальной психологии, берущие свое начало в философских трактатах древности, обязаны своим появлением кристаллизации не столько познавательных, сколько реальных социальных проблем. "Государство" Платона, "Политика" и "Риторика" Аристотеля, "Беседы и суждения" Конфуция — убедительные и отнюдь не единственные доказательства того, что само зарождение социально-психологических идей обусловлено, во-первых, возникновением в социальной жизнедеятельности определенных коллизий, во-вторых, их специфической понятийной интерпретацией в терминах взаимодействия и взаимоотношений социальных субъектов, в-третьих, попыткой найти способы практического разрешения этих коллизий.

Приобретение социальной психологией на рубеже прошлого и нынешнего столетий статуса относительно самостоятельной и признанной науки также связано не только с успехами естествознания и прогрессом социальной философии и вычленившихся из нее дисциплин, но и с беспрецедентным размахом общественно-исторических преобразований. Драматические процессы утверждения государств современного типа, индустриализации, урбанизации обострили извечный конфликт индивида и общества и тем самым определили оправданность и необходимость изучения психологических механизмов консолидации и воспроизводства этносов и других больших социальных групп, массового сознания и поведения, социальной регуляции индивидуального поведения.

Первые социально-психологические теории М. Лацаруса, Г. Штейнталя и В.Вундта в Германии, Г.Лебона, Г.Тарда и Э.Дюркгейма во Франции, Г. Спенсера и У. Мак-Дуголла в Англии, В.М. Бехтерева в России, Ф.

Гиддингса в США и другие были в значительной степени отражением философских размышлений о человеке и обществе, однако их возникновение и признание были, несомненно, предопределены социальными перипетиями того времени. Показательно, что возглавлявшаяся Г. Тардом одна из семи секций IV Международного конгресса по психологии, состоявшегося в 1900 г. в Париже, именовалась "Социальная и криминальная психология". Почему организаторы конгресса провели официальное крещение социальной психологии в столь откровенно прикладном контексте? Ни президента конгресса Т.Рибо, ни его генерального секретаря П.Жане не заподозришь в незнании аргументов, свидетельствующих об академической осмысленности социальной психологии как таковой, без криминальных увязок. Этот тандем скорее свидетельствует, что социальная психология строилась и воспринималась как наука, способная не только теоретически реконструировать закономерности социальной жизнедеятельности, но и разработать способы ее оптимизации, предложить конкретные варианты практического решения актуальных общественных проблем, в том числе борьбы с преступностью.

Конечно, "практичность" первоначальных социально-психологических концепций была весьма относительной и рудиментарной. Состояла она главным образом в том, что их понятийно-логический строй отражал не только традиционный для философии поиск универсальных взаимосвязей абстрактных категорий, но и социально-исторические реалии. Однако ни отнесенность теоретических представлений к объективной действительности, ни даже их нацеленность на ее преобразование сами по себе прикладного знания не образуют. Вспомним слова Л.С.Выготского, считавшего, что социально-психологическая практика если и существовала в конце XIX — начале XX в., то была "колонией теории, во всем зависимой от метрополии; теория от практики не зависела нисколько; практика была выводом, приложением, вообще выходом за пределы науки, операцией занаучной, посленаучной, начинавшейся там, где научная операция считалась законченной" [см. (1). С. 387].

В сущности, эта оценка взаимоотношения теории и практики в психологии, данная Л.С.Выготским в 1927 г., справедлива и для большинства социально-психологических разработок, выполненных вплоть до 30-х годов. Да, на смену умозрительным рассуждениям пришел эмпиризм экспериментального толка. Да, соприкосновение с практикой перестало рассматриваться как осквернение научного исследования, на чем, впрочем, и мудрено было бы настаивать при сложившейся системе их финансирования. Однако до оптимистического вывода классика, что теперь "практика входит в глубочайшие основы научной операции и перестраивает ее с начала до конца; практика выдвигает постановку задач и служит верховным судом теории, критерием истины; она диктует, как конструировать понятия и как формулировать законы" (там же, с. 387-388), в социальной психологии начала века было еще далеко. В качестве первых симптомов подобных преобразований можно назвать работы Э. Мэйо, К. Левина, А.С. Макаренко и очень немногих других.

Что знаменовало собой для судьбы данной науки это движение навстречу практике, лишь в 70-е годы приведшее к основанию "Журнала прикладной социальной психологии" ("Journal of Applied Social Psychology"), а несколько позже к публикации ряда одноименных книг [см. (3, 4, 5, 6, 8)]? Что такое вообще "практическая социальная психология"? Традиционно она характеризуется "от противного", как нечто, существенно отличающееся и даже противоположное фундаментальной социальной психологии. Если целью последней выступает приращение знаний об общих закономерностях и механизмах возникновения и воспроизводства социально-психологических явлений, то первая направлена на решение конкретных проблем конкретных социальных субъектов1.

Date: 2015-05-05; view: 719; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию