Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ПРОЦЕССЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ





Если слушатели смотрят на часы, это еще ничего. Хуже, когда они начинают трясти часы, чтобы проверить, не остановились ли они.

У. Беркетт

Изложение в этом параграфе построено в форме во­просов и ответов. Это позволит читателю проверить свои познания. Как своего рода тест с развернутыми ответа­ми и пояснениями предлагаемый материал может быть использован на практических и семинарских занятиях.

Вопросы

1. Выступающий не стоит на месте, прохаживается перед слушателями. Как это отразится на восприятии его выступления?

2. Нужно ли во время выступления менять громкость и тембр голоса?

3. Вы волнуетесь, выступая. Как справиться со своим волнением?

4. Как влияет рассказанный выступающим анекдот на восприятие слушателями: а) улучшает; б) улучшает, если не коробит слушателей; в) ухудшает.

5. То же относительно комментариев личного характера.

Ответы и пояснения

1. Все зависит от того, каков статус выступающего.

Если он ниже, чем у слушателей (например, испол­нитель — перед заказчиками, студент-дипломник — перед госкомиссией, диссертант — перед ученым со­ветом), то прохаживание перед слушателями может иметь отрицательный эффект.

Если же статус выступающего выше (например, ру­ководитель перед подчиненными), то это улучшает восприятие его речи. И причины здесь три.

Первая состоит в том, что контролирующий боль­шее пространство воспринимается окружающими как более значимый. Подсознательно и его слова воспри­нимаются как внушающие большее доверие.

Вторая — внимание повышается непроизвольно. Мы машинально реагируем на движение объектов вблизи нас. Головы слушателей будут поворачиваться в соответствии с перемещением оратора (это, кстати, хоро­шее средство от утомления, так как движениями шеи (стимулируется приток крови к мозгу).

Третья причина вытекает из ответа на следующий вопрос.

2. Громкость и тембр голоса должны (в разумных пре­делах) меняться во время выступления. Это освежает восприятие, снижает степень утомления слушателей.

Способствует этому перемещения выступающего во время речи.



3. Очень поддерживают оратора те, кто внимательно его слушает, да еще и с доброжелательностью на лице. Найдите таких среди слушателей и рассказывайте, обращаясь к ним. Это поможет вам справиться с волнением.

4. Анекдот, шутка улучшают восприятие речи, если, конечно, не коробят слушателей. Недопустимо задевать достоинство кого-либо из присутствующих. Например, так называемые «мужские» анекдоты шоки­руют женщин, «женские» — не нравятся многим мужчинам, ибо в них мужчины представлены далеко не в лучшем виде, «национальные» — не всегда нравятся представителям национальности, затронутой в анекдоте.

5. Личные комментарии оживляют восприятие. Внимание всякий раз усиливается, когда выступа­ющий приводит личные наблюдения, случаи из жизни и т.д.

Вопросы

6. Вам предстоит сделать очень важное сообщение, ар­гументировать серьезные предложения. Какую продолжи­тельность выступления вы заявите?

7. Вам задали вопрос, интересующий всех. Ответа вы не знаете. Вы попытаетесь выкрутиться или сознаетесь, что не можете ответить?

8. Некоторые ораторы, чтобы справиться с волнением, принимают успокоительные таблетки. Как это влияет на выступление? Другие способы побороть волнение.

Ответы и пояснения

6. Если заявлено очень мало времени (до 10 минут), выступление сразу же воспринимается слушателями как «проходное», рядовое. Кроме того, за это время аргу­ментировать серьезные предложения, убедить слуша­телей очень трудно. Заявленное время «до 20 минут» у кого-то может вызвать недовольство, но обычно пред­седательствующий становится на сторону докладчика, обратив внимание на важность и сложность вопроса. В результате внимание аудитории к выступлению при­влечено.

Рассчитывать на большее время нежелательно. Иссле­дования показали, что люди внимательно могут слу­шать одного выступающего в среднем 15—20 минут. Удерживать их внимание сверх этого времени способ­ны лишь выдающиеся ораторы. Предел их возможнос­тей — 1 час. После этого слушатель теряет интерес, каким бы эффектным ни было выступление.

7. Обычно большинство ораторов «выкручиваются». Однако на занятиях, при групповом обсуждении во­проса, большинство приходят к правильному выводу: надо сознаться, что не знаешь ответа.

Не стоит недооценивать способность слушателя от­личить ответ от видимости ответа.

Вспоминается передача «Телевизионное знакомство», на которую был приглашен М.С. Горбачев. Выдающаяся спо­собность Михаила Сергеевича уходить от ответов была вконце передачи «оценена» ведущим Урманисом Оттом. Выражая разочарование (свое и зрителей), он-сказал: «Ми­хаил Сергеевич, я, видно, совсем потерял форму. Ведь за полтора часа мне не удалось получить ответ ни но один мой вопрос!».

Автор книги интересовался мнением об этой передаче у многих, кто ее видел. И практически все, независимо от образования и своих политических пристрастий, выска­зали свое разочарование (а многие — раздражение) тем, что не услышали ответов по существу поставленных во­просов.



Видимость ответа воспринимается слушателями или как попытка обмана, или как недооценка их интел­лекта. Так что попытка «выкрутиться» — плохой путь. Наоборот, человек, честно сознавшийся в том, что он не знает ответа, вызывает уважение. Такое признание является скрытым комплиментом слушателям: «Я не умнее вас».

8. Волнение выступающего есть проявление уваже­ния к аудитории. Не случайно артисты, выступление для которых — привычное дело, на вопрос, волнуются ли они перед выходом на сцену, всегда отвечают «да». Не сказать этого — значит проявить пренебрежение к зрителям. Как сказала однажды в свойственной ей от­кровенной манере одна очень популярная певица: «Если боишься публики, так чего тогда лезешь на сцену?». Волнение говорящего вызывает сочувствие слушателя.

Вот наблюдение из моей преподавательской прак­тики.

Экзамен на первом курсе. К столу преподавателя под­ходит очередная экзаменующаяся. «Ваша фамилия?» спрашивает преподаватель, чтобы найти ее зачетку. В ответ молчание. Взглянув на девушку, преподаватель видит ужас в ее глазах: она не может вспомнить даже свою фамилию!

«Ну что ж, будем искать вместе»,— улыбаясь говорит преподаватель. Читает фамилии с зачеток, с улыбкой сличает фотографии с «оригиналом»: «Эта?». Девушка кивает головой. «Ну что же вы так разволновались? Все будет хорошо, все у вас получится. Вы написали что-нибудь? Давайте я посмотрю».

Так, подбадривая студентку, преподаватель помогает ей осилить экзамен. Язык у него не поворачивается за­дать сложный вопрос.

Нечто аналогичное происходит и при выступлении перед аудиторией.

Однако если чрезмерное волнение мешает выступа­ющему говорить, надо что-то предпринять. Прежде все­го следует убедить себя, что ничего страшного не слу­чится, если выступление не получится. Осознание этого раскрепощает. Затем выпить холодной воды. Сделать не­сколько глубоких вдохов и энергичных движений.

Пить таблетки не рекомендуется: подавляя эмоции, они делают речь бесстрастной, бесцтветной, а реак­цию заторможенной.

Иногда ораторов смущает мысль о возможном про­вале. Неудачи бывают и у опытных ораторов. Смири­тесь, реагируйте на все спокойно и рассудительно.

Причиной тревожности может быть недостаточ­ная подготовленность к выступлению. Известный су­дебный деятель XIX века А.Ф. Кони писал по этому поводу: «Чтобы меньше волноваться перед выступ­лением, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше вол­нуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду, или, вернее, ре­зультату подготовки. Не видимый ни для кого пред­варительный труд — основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что осталось сказать».

Прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие со­вершают роковую ошибку, не удосуживаясь подгото­вить свою речь».

Вопросы

9. Во время вашего выступления председательствующий сообщил, что ваше время истекло. Как вы отреагируете на это: а) «Я заканчиваю»; б) «Прошу еще полторы ми­нуты»; в) «Таким образом...»; г) «И последнее, самое глав­ное...»; д) «В заключение хочется сказать еще- и о...»

10. Некоторые известные ораторы при построении выступления используют законы симфонической музыки. Что это за законы?

11. В чем состоит «прием эллипса» при выступлении*?

Ответы и пояснения

9. Ответам а и б слушатели обычно не верят: высту­пающий уже проявил неуважение аудитории, нарушив регламент, проявит и еще. Не уложился в 10 минут, не уложится и в полторы.

Ответом в оратор игнорирует сделанное замечание и может позволить себя говорить сколько угодно.

Ответ д неплохой, но не лучший. «Сказать о...» — расплывчатая формулировка для подведения итога ска­занному. А именно резюме ожидают слушатели.

Ответ «И последнее, самое главное...» следует при­знать лучшим. Слушатели захотят его услышать, иначе будут считать время зря потраченным.

10. Симфоническая музыка — высшая форма инстру­ментальной музыки. Будучи хорошо разработанной, эта форма музыкального воздействия учитывает на психо­логические особенности нашего восприятия. Именно для его облегчения в симфонии перемежаются темпы. Пер­вая часть чаще всего — в быстром темпе (аллегро), вто­рая — в медленном (адажио) или в умеренно медлен­ном (анданте). Затем темп снова меняется.

Большой знаток классической музыки, бывший незау­рядным оратором «гений зла» Адольф Гитлер строил свои выступления по законам построения симфоний. О силе его воздействия на аудиторию можно судить по кадрам кинохроники. Правда, при этом вспоминается афоризм: «У толпы много голов, но мало мозгов».

11. «Прием эллипса» состоит в недоговаривании по­следнего слова в фразе. Слушатели сами договаривают это слово, чем вовлекаются в процесс активного слу­шания.

Вопросы

12. Часть аудитории настроена к вашему выступле­нию враждебно. Ваши действия?

13. Как справиться с мешающим вам слушателем?

14. Слушатели были равнодушны, а затем стали про­являть критическое отношение к выступающему. Како­вы возможные причины этого ?

Ответы и пояснения

12. При проявлениях враждебности частью слушате­лей можно порекомендовать следующее.

Постарайтесь рассказать что-либо особенно интерес­ное, чтобы захватить инициативу.

Выделите людей, которые разделяют ваши взгля­ды, и обращайтесь к ним а) с приветственным жестом и улыбкой, б) словесно: «Вот Иван Иванович мо­жет подтвердить!».

Если есть неумолкающий лидер в аудитории, пред­ложите ему выйти на трибуну: пусть не с места, а ли­цом к аудитории попытается что-нибудь сказать. И в любом случае скажите спокойно: «Это одна точка зре­ния. (Сделайте нажим на слове «одна».) У меня другая. Послушайте и меня».

Обобщите выкрики (даже попросите их повторить, если нужно). А потом скажите: «Я с вами полностью согласен!», или «Моя точка зрения иная» — и изложи­те ее.

Понизьте голос, говорите медленнее, как бы вкрад­чивым голосом. Когда люди кричат, человек, говоря­щий шепотом, оказывается в центре внимания.

Образно говоря, «не вставайте на пути волны». Если не чувствуете в себе сил, чтобы справиться с аудито­рией, побудьте некоторое время просто наблюдателем. Продолжайте выступление, когда «запал» аудитории пройдет и она остынет.

13. Отдельную мешающую личность можно нейтра­лизовать следующими приемами: «зависните» над ним; скажите ему «спасибо» и продолжайте говорить; со­глашайтесь: «Да, вы правы, но...»; улыбнитесь этому человеку, и все; обыграйте его слова с помощью ка­кой-нибудь забавной истории.

14. Возможные причины возникновения критиче­ского отношения к выступающему: его слова задели самолюбие присутствующих; выступление неинтерес­ное и к тому же затягивается; внешний вид оратора или манера держаться восприняты как вызывающие; позиция превосходства оратора по отношению к ауди­тории; какие-либо обвинения в адрес слушателей (на­пример, в невнимательном слушании); навязывание своей точки зрения (скажем, попытка кого-то из слу­шателей возразить пресечена оратором); употребление грубых выражений и жаргона.

 






Date: 2015-04-23; view: 409; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2020 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию