Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основная часть речи
Логика изложения и средства ее достижения. Все излагаемое должно вращаться вокруг стержневой идеи. Рассматриваются различные аспекты, способствующие ее лучшему осмыслению слушателями. При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения, выводов. В связи с этим рекомендуется иметь в запасе сокращенный вариант основной части речи и воспользоваться им, если вы не укладываетесь вотведенное вам время. Торопясь изложить как можно больше фактического материала, вы в итоге скомкаете заключительную часть своего доклада или вообще не сможете сформулировать и довести до слушателей свои выводы. Цифровые данные, поясняющие стержневую идею, для облегчения восприятия можно демонстрировать с помощью диаграмм, таблиц и графиков. Обязательным атрибутом демонстрации является указка. Но в устном выступлении объем цифрового материала должен быть ограниченным: цифры утомляют слушателей, как правило. Однако выводы из цифровых Данных являются наиболее аргументированной частью выступления, поэтому желательно, чтобы они имели ^прямое отношение к стержневой идее. Чтобы слушатели не сомневались в точности приводимых цифр, рекомендуется иногда «подглядывать» в текст, даже если вы помните их наизусть. Речевые инструменты. Не рекомендуется использовать (с целью произвести впечатление на аудиторию) малоизвестные слова и сложные словосочетания. Для точной передачи главной идеи используйте всем понятные слова и термины. Избегайте напыщенных фраз. Эффективным речевым инструментом являются шутки. Однако лишь хорошие и сказанные «к месту». Неудачная шутка, не всем пришедшаяся по вкусу, вредит самому оратору. При продолжительном выступлении шутки снимают усталость у слушателей, дают импульс для дальнейшей работы. Шуткой можно отделить один важный вопрос от другого, удачно вставленная шутка помогает подчеркнуть стержневую идею речи. Однако и в отношении юмора необходимо знать меру, чтобы вас не сочли легкомысленным человеком. Найти наиболее подходящую шутку, байку легче, если имеется их изрядный и постоянно пополняемый запас. Начинающим ораторам советуем следующее: 1) хорошо запомните точный ее текст, чтобы не исказить при выступлении; 2) говорите с самым серьезным видом: контраст между формой изложения и содержанием будет вашим союзником (блестящим рассказчиком шуток, анекдотов был Юрий Никулин); 3) сделайте небольшую паузу, перед тем как произнести ключевые слова шутки, чтобы усилить впечатление, и паузу после ее произнесения. А теперь о пяти «не»: • Не анонсируйте шутку, так как теряется элемент ее внезапности. • Не зачитывайте ее. • Не объясняйте суть шутки и не извиняйтесь за нее. • Не используйте непринятую терминологию, жаргона, нерассказывайте сомнительных историй. • Не расстраивайтесь, если не услышите смеха. Возможно, слушатели все же получили удовольствие от вашей шутки, а это и было вашей целью. Шутки смягчают напряжение, особенно в острых дебатах. «Не правда ли, господин Реннер, если вы придете к власти, то повесите меня», — сказал однажды Аденауэр известному коммунисту. Тот на это: «Конечно, господин канцлер, но со всем почтением». Министру иностранных дел Германии Геншеру плохо давался английский язык. Вынужденный выступать на этом языке, он начал так: «У меня с английским, как с женой, — люблю, но не владею». Слушатели наградили его аплодисментами. Важным средством донесения до слушателей основной мысли и ее запоминания являются повторения. В отличие от письменного текста, где повторения считают признаком бедности словарного запаса, в выступлении они психологически оправданны. Недаром говорят: «Повторение — мать учения». Не стоит заблуждаться, что важная мысль, произнесенная однажды, сразу дойдет до сознания слушателей. Еще Чингисхан говорил: «Если хочешь, чтобы твою мысль запомнили, — не уставай ее повторять». У Платона есть интересное суждение: «Лишь долго двигая перед собой светильник, освещающий предмет с разных сторон, можно осветить весь предмет». Мысль, запечатлевшаяся в памяти, ценнее пятидесяти, которые пронеслись в голове, не оставив следа. Лучше крепко вбить один хороший гвоздь, чем воткнуть дюжину канцелярских кнопок, которые отвалятся через час. Повторения постепенно внедряют проповедуемую мысль в сознание слушателя. Происходит это в соответствии с притчей, приписываемой выдающемуся немецкому ученому Александру Гумбольдту. В ней говорится, как мы воспринимаем новые идеи: сначала — «Какая чушь!», затем — «В этом что-то есть...», наконец — «Кто же этого не знал?!». Наглядные пособия. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — в справедливости этого утверждения не сомневается никто. Как считают психологи, человек запоминает в среднем 10 % из того, что слышит, и 50 % того, что видит. Диаграммы, рисунки, схемы, графики, служащие для наглядности излагаемого материала, являются, кроме того, и своего рода «скелетом» выступления, помогая докладчику не сбиться с мысли. Однако плохо подготовленные пособия будут только раздражать слушателей. Да и сам выступающий будет испытывать затруднения, если, например, плакат написан мелким шрифтом. В больших аудиториях предпочтительна демонстрация слайдов. Цветные, качественно исполненные слайды значительно помогают восприятию излагаемого, оставляя благоприятное впечатление от всего выступления.
Заключительная часть Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом, а главное — достижению его цели. В заключении имеет смысл повторить свою стержневую идею и, кроме того, вновь вернуться к краткому изложению моментов, вызвавших наибольший интерес слушателей. Закончить выступление можно и каким-либо решительным заявлением. В процессе восприятия речи действует «закон края»: лучше запоминаются начало и конец сообщения. По-эгому и рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные ее положения. В заключении подводится итог сказанному, делаются выводы, формулируются конкретные задачи. Очень важны последние слова. Продумывая заключительную часть речи, особенно тщательно поработайте над ними. Это окупится сторицей. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние слова призваны усилить эффект, результативность выступления. Неплохо, если это уместно, закончить выступление на юмористической ноте, так как это оставляет аудиторию в хорошем настроении и создает благоприятное впечатление от выступления в целом. Найти наиболее подходящую шутку, байку легче, если имеется их изрядный запас. Профессиональные ораторы имеют его и постоянно пополняют. Date: 2015-04-23; view: 696; Нарушение авторских прав |