Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды созидательной критики
Очень легко похвалить кого-то. Гораздо труднее сделать корректное, необидное замечание по делу. Некоторые конструктивные варианты критических оценок приведены ниже. Из их числа нетрудно выбрать тот, который наилучшим образом подходит к конкретной ситуации. Подбадривающая критика («Ничего. В следующий раз сделаете лучше»). Критика-надежда («Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете такое же задание лучше»). Критика-аналогия («Как-то раз я, как и вы, допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»). Критика-похвала («Работа сделана в целом хорошо. Но для такого ответственного случая надо бы лучше»).
Безличная критика («В нашем коллективе есть, к сожалению, еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»). Критика-озабоченность («Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших коллег, как...»). Критика-сопереживание («Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано»). Критика-сожаление («Очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»). Критика-удивление («Как? Вы не смогли сделать эту работу?»). Критика-ирония («Делали, делали и... сделали. Работка — что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?»). Критика-упрек («Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!»). Критика-намек («Я знал одного человека, который поступил, как и вы. Но плохо ему потом пришлось...»). Критика-замечание («Не так сделали. В следующий раз лучше посоветуйтесь»). Критика-предупреждение («Если вы еще раз допустите подобное...»). Критика-требование («Работу надо переделать»). Критика-вызов («Допустили столько ошибок — сами и решайте, как выходить из положения»). Конструктивная критика («Работа выполнена не на должном уровне. Что собираетесь предпринять?»). Критика-опасение («Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена так же»).
Искусство критики: десять основных правил Выше мы говорили об отрицательных моментах, сопровождающих критику. Каждому из нас приходилось остро почувствовать их на себе. Чтобы избежать этих отрицательных моментов, необходимо выполнять определенные правила. О трех из них — см. в параграфе 5.2. Там мы говорили о необходимости 1) выслушать объяснение критикуемого, 2) сохранения ровного тона, 3) сначала похвалить, прежде чем критиковать. Дополним их еще некоторыми. Критикуйте поступки человека, а не его самого. Естественно спросить: «Чем вы объясните ваш промах?». И, наоборот, грубой ошибкой являются обобщения с переходом на личность и навешивание ярлыков («бездельник», «разгильдяй», «лодырь» и т.п.). Каждый может согласиться, что он ошибся, особенно если факты налицо, но никто не согласится с тем, что он плохой человек. В последнем случае закладывается конфронтация, отдаляющая стороны от взаимопонимания. Осознание же ошибки - это уже путь к ее исправлению. Не ищите «козла отпущения». Обвиняемые всегда это чувствуют, как и любую другую несправедливость, хотя и не всегда говорят об этом, чтобы не обострять отношения. Однако если вы поступите так, за вашей спиной они выскажут все, что думают о вас. Date: 2015-04-23; view: 592; Нарушение авторских прав |