Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внешние факторы, влияющие на формирование впечатления
Последовательность получения сведений. Установлено, что на мнение о личности впервые воспринимаемого человека влияет последовательность, в какой люди получают знания о различных сторонах его личности. Значение последнего обстоятельства убедительно доказано А. Лачинсом. Изучая значение порядка поступающей информации о человеке, он давал четырем группам испытуемых ряд описаний его поведения. Описания, предложенные первой группе, характеризовали человека как экстраверта, то есть человека, интересы которого направлены преимущественно на окружающих. Сведения, сообщенные второй группе, наоборот, рисовали его как ярко выраженного интроверта, то есть личность, более всего интересующуюся своими мыслями и переживаниями. Третьей и четвертой группам испытуемых были даны комбинированные описания поведения и деятельности человека, ставшего объектом оценки. По первой серии содержащихся в них фактов одна группа могла заключить сначала, что он экстраверт, а по второй — что он интроверт. Другая же группа испытуемых на основе содержания полученных ею сведений могла сначала подумать об этом человеке, что он интроверт, а затем — что экстраверт. После этого всем группам испытуемых Лачинс предложил образцы различных ситуаций, и они должны были сказать, как проявит себя в них человек, с некоторыми фактами поведения которого они только что были ознакомлены. Оказалось, что порядок, в котором испытуемым сообщалась информация о новом для них человеке, определял характер предсказания ими типа его поведения (как экстраверта или интроверта) в различных ситуациях. Наибольшее воздействие на испытуемых оказала информация, поступившая первой. Таким образом, это еще одна демонстрация действенности «эффекта порядка», о котором мы вели речь впараграфе 4.5. Дистанция общения. В ряде работ при выяснении факторов, которые влияют на характер складывающегося о человеке впечатления, имеются данные о значении расстояния между общающимися. Установлен факт: для каждого человека (находящегося в привычной для него обстановке) характерна дистанция, которая должна отделять его от другого, мало знакомого ему, чтобы общение не вызывало раздражения. Зависит это расстояние от роста людей, их пола, психологического состояния, намерений относительно человека, о котором формируется мнение. Женщины предпочитают несколько меньшую дистанцию такого общения, мужчины — большую. Это связано с тем, что для женщин более значим сам процесс общения, а для мужчин — результат общения. Кроме того, женщины проявляют интерес к деталям, которые лучше видны вблизи. Интроверты чувствуют себя комфортнее на большем удалении от собеседника, нежели экстраверты, любящие общение. По обычно выбираемому собеседником расстоянию для разговора можно получить представление, кто он: экстраверт или интроверт. С нравящимися людьми разговаривают на более близкой дистанции. По этому признаку можно определить и отношение собеседника к себе. При официальном общении или настороженном отношении стараются расположиться подальше. Фон непосредственного восприятия. Исследователи проблемы формирования первого впечатления подчеркивают роль социального фона, на котором этот человек воспринимается. Много ли людей около оцениваемого человека, какие они, каковы их облик и поведение — все это влияет на то, какие особенности в его внешнем облике мы отметим и как их оценим. На фоне невысоких людей рослый человек кажется еще выше. На фоне смеющихся лиц спокойное лицо привлечет к себе внимание наблюдателя. Рядом с работающими людьми томящийся от безделья человек также «бросается в глаза». На фоне злых и кажущихся человеку несправедливых реплик чье-то доброе, произнесенное в его защиту слово не только воспринимается человеком с благодарностью, но и заставляет взглянуть на сказавшего это с симпатией. Когда во время какого-либо происшествия почти все свидетели этого происшествия пребывают в растерянности и среди них оказывается человек, который проявляет решительность, мы не только более выпукло видим его достоинства, но и максимально высоко оцениваем его личность. «Фактор сопровождения». Был проведен такой эксперимент. Мужчину с обыкновенной наружностью представляли двум группам незнакомых ему людей. Последние должны были затем рассказать о впечатлении, которое произвел на них этот человек. В одну из групп он был приглашен в сопровождении женщины с яркой привлекательной внешностью, в другую группу его сопровождала женщина некрасивая и неаккуратно одетая. Это различие в облике сопровождающих имело своим следствием неодинаковую оценку мужчины и отношение к нему. Первая группа положительные качества мужчины оценила значительно выше, чем вторая, и общее отношение со стороны первой группы также оказалось более благоприятным для него. Подобный эффект имеет место только тогда, когда сопровождающее лицо другого пола. Если же они одного пола, то внешняя привлекательность сопровождающего играет отрицательную роль в восприятии оцениваемой личности. В деловом мире эти обстоятельства имеют непосредственное отражение: секретаршей, переводчиков для руководителей-мужчин стараются выбирать из числа наиболее привлекательных женщин. Мужчина-переводчик в этом случае имеет большие шансы при внешности, менее привлекательной, чем у руководителя. Обсуждая подобные нюансы мы, тем не менее, никогда не должны забывать о роли профессионализма в работе. Внешний фон. Одной группе испытуемых предлагали высказать свое мнение о человеке, который в спокойней позе и со спокойным лицом стоял перед группой подростков, сидевших в один ряд напротив него за длинным столом. Другая группа испытуемых, уравненная по всем параметрам с первой, тоже высказывалась об этом человеке. Но теперь в той же позе и с тем же выражением лица, как и в первом случае, он стоял у автобуса, двери которого штурмовали несколько мужчин и женщин. Испытуемые третьей группы (составленной с учетом возраста, пола и образования, как и первые две) того же человека (поза и выражение лица его оставались прежними) оценивали без того внешнего фона, на котором он был «подан» испытуемым в первых двух случаях. В результате человеку были приписаны качества, «увидеть» которые в нем явно помог фон, на котором он воспринимался. Когда таким фоном были подростки, в личности оцениваемого человека испытуемые увидели доброжелательное отношение к детям, умение разговаривать с ними, быть интересным рассказчиком. Когда же фоном были садящиеся в автобус пассажиры, отмечены воспитанность, уважение к женщинам, отсутствие чувства стадности, коллективизм. Когда человек был наедине с собой, намного больше суждений, чем в предыдущих двух случаях, испытуемые высказали о его лице, глазах, их выражении, о характере телосложения, особенностях внешнего облика и не называли черты, которые были отмечены предыдущими группами. «Внутренние» факторы Личность и поведение оценивающего человека. Выявлено влияние поведения человека по отношению к другим людям на их оценку. В поставленном Штрайклендом эксперименте испытуемые наблюдали за двумя работниками, выполнявшими одно и то же задание с одинаковым успехом. Однако если за действиями одного лица они могли наблюдать без перерывов, то работу другого они видели лишь эпизодически. Первому лицу они время от времени могли выражать свое одобрение или неодобрение, со вторым человеком у них такой связи не было. Когда испытуемым было предложено сказать, который из рабочих нуждается в большем контроле, присмотре и опеке, они почти все ответили, что первый. Проецирование. В других исследованиях было установлено, что в формировании впечатления о другом человеке участвует механизм проецирования, заключающийся в том, что познающий субъект может «вкладывать» свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать. Так, в исследовании Фешбаха и Сингера испытуемых студентов в двух группах подвергали несильным электроударам (в разной степени в каждой из групп), которые вызывали неприятные ощущения. Одновременно этим испытуемым, а также студентам, составлявшим контрольную группу, демонстрировали кинофильм, в котором фигурировал некий человек. Все они должны были дать оценку личности этого человека. В результате подвергавшиеся воздействию током испытуемые оценивали его как более боязливого, испуганного, чем испытуемые, входившие в контрольную группу. И чем сильнее были электроудары, тем больше студентов давали такую характеристику. Приписывание своего состояния другому человеку было обнаружено и в эксперименте, проведенном Мюрреем. Одна из групп испытуемых изображала сценки, где преобладало резко агрессивное поведение. Затем испытуемые этой группы, а также испытуемые, входившие в контрольную группу, оценивали не знакомых им ранее лиц. И опять оказалось, что предварительно созданное эмоциональное состояние обусловило то, что первая группа отмечала в незнакомом человеке злобность, агрессивность. Другая группа эти черты у тех же людей не фиксировала. Сеарс в своих опытах выявил несколько иной тип «проекции» в актах оценки людьми друг друга. По его данным, человек, оценивая другого человека, может увидеть те отрицательные черты, которые характеризуют как личность его самого. Испытуемые, вличности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, оценивали эти черты у человека, предложенного им для оценки, значительно выше, чем это делали испытуемые, не обладавшие названными чертами. Все исследователи, наблюдавшие явление проецирования при формировании мнения о другом человеке, отмечают, что тенденция приписывать собственные качества или состояния другим людям особенно сильно выражена у индивидуумов, отличающихся малой самокритичностью. По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей авторитарного типа личности и почти не обнаруживается у представителей неавторитарного (демократического) типа. В своих опытах он знакомил представителей этих двух типов друг с другом, а затем каждого спрашивал, как его новый знакомый ответит на специально подобранные вопросы. Представители авторитарного типа, говоря о возможных ответах неавторитарных личностей, приписывали им авторитарную манеру высказывания, свои суждения по этим вопросам. Представители неавторитарного типа личности в подобную крайность не впадали. Уверенность оценивающего. Исследователи проблемы познания людьми друг друга установили также, что характер оценки другого человека зависит от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе и присущее ему отношение к другим людям. Боссом и Маслоу выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, неуверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на других как на тяготеющих к холодности и нерасположенных к окружающим. Влияние установок. Отступая от сугубо научного изложения, сошлемся на такого знатока человеческих душ, как Расул Гамзатов. Его стихи дают ответ на вынесенное в заголовок утверждение. «Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком. Что про него хорошего я знаю?» «Вон человек, что скажешь ты о нем?» — Спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком. Что я могу сказать о нем плохого?» Комментарии, думается, излишни.
4.7. САМОПРОВЕРКА: УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ «ЧИТАТЬ» СОБЕСЕДНИКА Умение вести разговор — это талант. Стендаль Date: 2015-04-23; view: 774; Нарушение авторских прав |