Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родители манипулируют детьми





Самоутверждение за счет успехов ребенка. Заметив уребенка некоторые способности, многие родители прикладывают титанические усилия, чтобы прославить свое чадо. И хотя говорится при этом всегда лишь опользе для ребенка, на самом деле немало итех, кто хотел бы удовлетворить при этом и родительское чес­толюбие, тщеславие.

Обычно такие родители недовольны собственными весьма скромными достижениями. При этом они не­редко ссылаются на то, что, например, отец великого Моцарта привязывал его, трехлетнего малыша, к стулу у клавесина, чтобы тот не избегал многочасовых упражнений. Однако второй Моцарт с тех пор не появился, зато числу жертв от занятия нелюбимым делом несть числа.

Управление ребенком является здесь манипулятивным, поскольку родители преследуют цель прославиться вместе с ребенком. В результате детства, как такового, юные дарования фактически лиша­ются. Мишенью воздействия на ребенка является его полная зависимость от родителей, неспособность по­стоять за себя. Приманкой — поощрение ребенка за успехи, настойчивое культивирование в нем често­любия. Возможно, именно это развитое в детстве непомерное честолюбие и делает таких людей не­счастными: стать первыми в другой деятельности (например, по окончании спортивной карьеры им не удается.)

Решение своих психологических проблем за счет ре­бенка. Ниже приведены примеры манипулятивных дей­ствий, подходов родителей, чреватых будущими конфликтами в семье.

Приведем примеры манипулятивных подходов ро­дителей, закладывающих основы будущих конфликтов Родитель-властелин: властолюбивый родитель, не ^реализовавший потребность властвовать в отношениях сравными себе (на работе, в семье), тешится своей властью над ребенком, без конца наказывая его и по­нукая. В результате из ребенка может вырасти безволь­ная личность или садист. Конфликтогенность поведе­ния родителя очевидна.

«Несчастная» женщина: мать не раз дает понять ре­бенку, что именно из-за него она не устроила личную жизнь: «Я могла бы опять выйти замуж, но боялась, что отчим будет плохо к тебе относиться», или гово­рит подруге, а ребенок это слышит: «Кому я нужна с ребенком, вон сколько свободных женщин». Видя в ребенке причину своих бед, мать вызывает у него чув­ство вины перед ней.

«Непогрешимый» родитель: отец или мать лепят соб­ственный образ «сверхродителя» — человека, который никогда не ошибается, который всегда прав.

Одна мать, например, с оттенком враждебности спросила: «Как? Вы нарушаете обещание, данное ре­бенку?!». По тону, которым женщина задала вопрос, было ясно, что она, как и многие другие, считала обязательным поддерживать образ человека, все зна­ющего и никогда не нарушающего своего слова. По­зднее выяснилось, что она пыталась быть «совершен­ной, не делать ошибок».

В чем манипулятивность родительской позиции? Авторитет непогрешимости прежде всего льстит само­любию родителя. Но у ребенка появляется ощущение беспомощности, препятствующее его становлению как личности. То есть родитель получает положительные эмоции, вызывая отрицательные у ребенка. Односто­ронний характер преимуществ, получаемых родителем, очевиден.

В результате ребенок или будет бороться за себя, или покорится, или сделает вид, что покорился. В первом случае имеет место перманентный конфликт, во втором ребенок вырастет в безынициативного че­ловека, в третьем он, будучи покорным в семье, будет компенсировать это агрессивностью вне пре­делов семьи (как тут не вспомнить поговорку: «В тихом омуте черти водятся») на удивление окружа­ющих («Из благополучной семьи — и в преступни­ки?»).

Во всех трех рассмотренных манипуляциях трансактная схема одинакова. В каждом реальном эпизоде роди­тель явно занимает позицию Р (положительная оценка самого себя), ставя ребенка в позицию Д (беспомощ­ность или чувство вины) — трансакция «Босс».

Подавление ребенка, культивирование в нем чув­ства вины или беспомощности травмируют его психи­ку. Дело в том, что манипулятивный характер воздей­ствия со временем раскрывается. Подросток видит, что с отцом, домашним тираном, на работе никто не счи­тается. Мать, винящая ребенка в своей «загубленной жизни», на самом деле обладает таким характером, что ее и без ребенка никто не возьмет замуж. А «непо­грешимый» родитель ошибается не меньше, чем лю­бой другой.

Поскольку какое-то время ребенок был жертвой этих манипуляций, он начинает понимать, что он тоже мо­жет достигать (хотя бы в краткосрочном плане) своих.целей. Ближайшие цели и являются для него главен­ствующими. Так родители растят из своих детей манипуляторов.


Другие виды манипулирования. Все желаемое ребенок получает в основном от родителей. Поэтому у многих возникает соблазн управлять детьми с помощью «выдачи» желаемого при определенном усло­вии.

Примеров можно привести сколько угодно. «Если уберешь квартиру, отпущу на дискотеку», или «Если хорошо сделаешь уроки, получишь деньги на карманные расходы» и т.п.

Мишенью воздействия является полная зависимость ребенка от родителя. Приманки названы в открытой форме. Такую манипуляцию можно назвать «торговлей благами».

Трансактная схема изображена на рис. 2.29. Явная трансакция В-»В (обращение к рассудку) сопровожда­ется скрытой Р—В (требование, обращенное к понима­нию, от кого зависят блага).

 

Рис. 2.29

Еще один способ мани­пулирования — подавление страхом.

Бабушка внуку: «Не делай этого, а то Баба-Яга заберет!». Манипулятивность по­добных приемов очевидна. Во-первых, взрослый полу­чает односторонний выиг­рыш: облегчается управле­ние ребенком — не надо мучить себя мыслями, как убедить его, тратить время на убеждение. С другой сто­роны, подобные методы безусловно вредны для ре­бенка. Пока он верит тому, что ему говорят, у него возникают всевозможные фобии (страхи) — темноты, например. Могут снится страшные сны и т.п.

Когда же он поймет манипулятивный характер по­добных приемов, он сам возьмет их на вооружение

Угрозы подростка: «Брошу школу», «Убегу из дому» — это плата старшим той же монетой.

Откладывание ответа: нередко взрослые, не желая по каким-либо причинам отвечать на вопрос ребенка, говорят, что ответят «потом». Мишенью воздействия здесь является короткая память детей: они живут дан­ным моментом времени. Приманка — обещание.

А вот пример «торговли» любовью: «Я не люблю тебя такого (такую)», «Я не буду любить тебя, если ты не будешь слушаться!». Многим детям доводилось слышать это от родителей.

Манипулятивность такого приема очевидна: ведь выгоду получает только родитель — он облегчает себе управление ребенком. Вместо терпеливого убеждения, создания стимулов, совместного преодоления трудно­стей становления личности — создание проблем для ребенка. Родительская любовь крайне необходима де­тям, и угроза потерять ее вызывает у них внутренний конфликт (фрустрацию).

Кроме того, подобную манипуляцию с течением времени ребенок осуществляет против родителей. Об этом — см. ниже.

Некоторыми родителями движет желание откупить­ся от ребенка. Обеспеченные родители, из числа тех, кто чрезмерно занят собой или своим делом, не имея (или жалея) времени на ребенка, задаривают его до­рогими игрушками, модной одеждой, щедрыми по­дачками на карманные расходы.

Манипулятивный характер этих действий находит отражение в том, что родители получают односто­ронние преимущества — создают видимость любви. Ре­бенок же находится в проигрыше, так как лишен са­мого главного — внимания родителей, их любви и ласки.

Пагубность манипулирования детьми. Вред от него двоякий.

С одной стороны, дети — способные ученики и на лету схватывают приемы манипулирования. Таким об­разом, родители-манипуляторы выращивают новых манипуляторов — своих последователей.

С другой стороны, крепко засевшее чувство вины (а именно оно чаще всего является мишенью воздействия на жертву) сделает из послушного ребенка человека нерешительного, желающего всем угодить. Маска по­слушания также, по существу, манипулятивна, по­скольку при этом послушный человек снимает с себя всякую ответственность за принимаемые решения. Он просто не принимает никаких решений. О том, каково при этом окружающим, красноречиво свидетельствует фильм «Осенний марафон». Герой фильма Бузыкин никому не отказывает, в результате страдает и сам, и близкие ему люди.

Мы видели, что во многих случаях сами родители создают условия для того, чтобы их дети стали манипу­ляторами, чему способствуют и механизмы самозащи­ты и саморазвития, заложенные природой в ребенке.







Date: 2015-04-23; view: 682; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию