Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







С.Маршак 6 page





Гипотеза об эволюционном смысле полового диморфиз­ма. В контексте синтетической теории эволюции И.И.Шмальгаузена В.А.Геодакяном разрабатывается гипо­теза о том, что в любой эволюционирующей системе сосуществуют оперативная и консервативная подсистемы, обеспечивающие устойчивость и эволюцию любых развивающихся систем. Оперативная подсистема обеспе­чивает изменчивость системы в ее взаимоотношениях со средой. Она более гибко приспосабливается к переменам, но и более ломкая, более подвержена разрушению. Кон­сервативная подсистема призвана сохранить и передать потомству родительские признаки неизменными. Она бо­лее устойчива и лучше пригнана к решению типовых за­дач. Женские особи в системе разных биологических видов обеспечивают в ходе отбора неизменность, устойчивость «инерционного» генетического ядра популяции; мужские особи, являясь «оперативной подсистемой», воплощают тенденцию к изменчивости. На мужских особях опробуются разные ва­рианты развития. Если эти варианты оказываются удач­ными, то они закрепляются в процессе отбора вначале мужскими особями, а затем передаются женским особям, как бы попадают в долговременную «генетическую память» вида. Представления ВА.Геодакяна объясняют, на­пример, факты повышенной смертности мужских особей в процессе эволюции по сравнению с женскими особями и т.п. Эти идеи прежде всего важны тем, что в них ставит­ся вопрос о том, для чего в процессе эволюции возникает половой диморфизм, и указывается на филогенетическое происхождение полового диморфизма.

Психосексуальная дифференциация и социальное пове­дение. В онтогенезе пол как индивидное свойство дан че­ловеку. Индивид родится с определенным хромосомным полом (ХХ-хромосома — женский пол; XY-хромосома — мужской пол). На основе хромосомного пола развивается гонадный пол. Функционирование гормонального пола приводит к созреванию внешнего и внутреннего морфо­логического пола. В подростковом возрасте гормональный пол приводит к появлению вторичных женских и мужс­ких половых признаков. Однако ни генетический, ни гор­мональный, ни внутренний и внешний морфологический пол не предопределяют однозначно психологический пол личности. То, каким будет психологический пол личнос­ти, зависит и от социальной половой роли — набора пред­писаний и ожиданий, которые предъявляет данное общество индивиду, оценивая его половую принадлеж­ность, например, от манер общения, эталонов «женствен­ности» и «мужественности» и т.п.; от отношения самой личности как к своим индивидным свойствам, связан­ным с полом, так и социальным половым ролям. В свою очередь то, какой в совместной деятельности приобретут личностный смысл индивидно-половые особенности лич­ности и социальные стереотипы, предписываемые в культуре, во многом определяет формирование психологического пола и половой идентичности — осознания и принятия личностью своих половой принадлежности.



Именно психологический пол проявляется в разных осо бенностях социального поведения, связанных с половым диморфизмом. Сложный комплекс биологических и пси­хосоциальных детерминант, участвующих в процессе пси­хосексуальной дифференциации, представлен в схеме психосексуальной дифференциации А.Эрхардта и Дж.Мани[98] (рис. 7). В этой схеме наглядно выступает такой ключе­вой опосредствующий момент процесса психосексуаль­ной дифференциации, как поведение других людей. Различия, обусловленные психологическим полом, по­рой смешивают с социальными нормами и поведенчес­кими стереотипами, предписываемыми мальчикам и девочкам. У них по разным показателям ищут разную аг­рессивность, различия в интеллектуальных способностях, темпераменте, и находят то, что хотят найти, ориентируясь на нормы и эталоны данной культуры. Мальчики оказыва­ются более агрессивными, самостоятельными. Даже ново­рожденные мальчики более поленезависимы, чем девочки, которые больше ориентируются на взрослого, на мать.

 

Рис. 7. Схема психосексуальной дифференциации (по Дж.МанииА.Эрхардту, 1972).

 

Од­нако, по данным М.Мид и многих других исследователей, эти показатели существенно варьируют в разных культурах. Большинство исследований психологии половых различий выполнены под влиянием антропоцентрической логики, которая либо в индивиде, либо в обществе ищет причины этих различий. Вопросы о половой дифференциации вряд ли будут разрешены до тех, пока не создана концепция развития личности, раскрывающая природу процессов вза­имопереходов между биогенетической программой инди­вида, социогенетической программой личности и программой развития самосознания в персоногенезе.

Периодизация психосексуального развития в психоанализе. Первая попытка разработки периодизации психосексуаль­ного развития индивида была осуществлена З.Фрейдом.

Стадии психосексуального развития индивида. В русле пси­хоанализа устойчиво сохраняется идея о том, что основ­ные особенности личности закладываются в первые 5—7 лет жизни ребенка. При этом в ходе онтогенеза выделяют­ся различные фазы психосексуального развития ребенка.



Первая фаза — оральная фаза развития. Основной ис­точник удовольствия для младенца на этой фазе — его рот (сосание, кусание и т.п.).

Вторая фаза развития ребенка — от 1 года до 3 — анальная фаза. Эта фаза характеризуется повышенным интере-J сом ребенка к актам дефекации. Через контроль этого? процесса у ребенка впервые появляется самоконтроль^! саморегуляция.

Третья фаза (от 3 от 5 лет) — фаллическая фаза развития ребенка. Главная психологическая задача этого возраста — это адекватная половая идентификация. Мальчик в этом возрасте должен преодолеть свое бессознательное влечение к матери («Эдипов комплекс»), а девочка к отцу («комп­лекс Электры»). То есть главное, что должен сделать маль­чик, — это идентифицироваться с отцом, а девочка — с матерью.

Четвертая фаза — латентная фаза. Эта фаза продолжает­ся вплоть до начала полового созревания. Она характеризу­ется снижением сексуальных реакций. По мнению З.Фрейда, на этой фазе сексуальность как бы дремлет, уступая время формированию сознательного «Я» и предметных интересов ребенка.

Последняя, пятая фаза, которая связана с половым созреванием, — это генитальная фаза развития, на кото­рой либидо начинает искать себе удовлетворение адекват­ным способом.

В качестве критерия для выделения этих фаз развития ребенка берутся перемещения либидозной энергии и различные локусы индивида, его тела. Выделенные З.Фрейдом стадии психосексуального развития неоднократно подвергались критическому анализу как в самом психоанализе, так и в других направлениях психологии.

Фазы психосексуального развития не следует смешивать с этапами осознания ребенком половой идентичности, то есть осознанием своей половой принадлежности. Выделяют­ся несколько этапов формирования у ребенка половой идентичности.

Первый этап — знание «первичной половой иден­тичности» — формируется у ребенка к 1,5 годам в ходе общения со взрослыми. Это знание формируется прежде всего на двух основаниях: 1) соматические признаки ре­бенка. У каждого ребенка начинает формироваться образ тела; 2) поведенческие и характерологические нормы по­ведения — типичные стереотипы мужественности или жен­ственности в поведении ребенка. Например, 2-летний ребенок уже отчетливо знает свой пол. Он не будет путаться в отли­чие от ребенка 1,5 лет, но отнесение к полу он обосновать сам не может.

Второй этап — 3—4 года. Дети начинают ясно разли­чать пол окружающих их людей. Наконец, третий этап, который практически является завершением в формиро­вании половой идентичности, — 6—7 лет. На этом этапе происходит дифференциация половых ролей, выбирают­ся определенные формы игр, определенные формы компа­ний. Именно в возрасте 5—7 лет появляются однополовые компании сверстников.

Так в норме скрыто идет процесс половой идентифи­кации. Возникают вопросы: что стоит за этим процессом, как пол определяет развитие личности? Существуют дра­матические ситуации, когда пол индивида и психологи­ческий пол вступают в конфликт друг с другом. Подобные факты, во-первых, свидетельствуют о том, что пол инди­вида является лишь предпосылкой формирования поло­вой идентичности. Во-вторых, при анализе этих драматических случаев приоткрываются реальные меха­низмы формирования психологического пола личности.

От биологического пола — к психологическому полу личности. Процесс формирования психологического пола личности, его механизмы удается увидеть на мате­риале ряда клинических случаев, в частности такого за­болевания, как транссексуализм. Транссексуализм можно определить как нарушение половой самоидентификации личности, проявляющееся в инверсии полового самосозна­ния: стойком осознании своей принадлежности к проти­воположному полу, несмотря на правильное развитие первичных и вторичных половых признаков, и выраженное желание изменить свой анатомический пол в целях зак­репления противоположной половой роли.

На основании осуществленного А.И.Белкиным наблю­дения за формированием полового самосознания у лиц, перенесших психологическую смену пола, могут быть вы­делены механизмы формирования психологического пола: а) идентификация (подстановка себя на место другого, уподобление своего Я другому); б) эмпатия (эмоцио-. нальное сопереживание с лицами того или иного пола); в) рефлексия (осознание субъектом того, как он воспри­нимается окружающими) и г) сигнификация — знаковое опосредствование совместной деятельности.

В подростковом возрасте у транссексуалов особенно рез­ко выражаются конфликты, вызванные инверсией само­сознания. Встает с особой остротой проблема личностного выбора между «женской» или «мужской» социальной по­ловой ролью.

Поиски выхода из конфликта между социальными ожи­даниями разных групп (родители, компании сверстников) и поведением, отвечающим определенной роли, приво­дят к попыткам с помощью врача сменить свою соци­альную роль. Этот выход чрезвычайно тяжел для личности и порой следствием конфликта оказывается потеря «Я», деперсонализация. Человек не может адекватно отнести себя к тому или иному полу. В цикле клинических иссле­дований А.И.Белкина выделены три этапа формирования половой идентичности у лиц, перенесших операцию сме­ны пола.

1. Выбор идеальной модели «мужественности» или «жен­ственности», отвечающей представлениям личности о же­лаемых стереотипах избираемого пола.

Личность находит для себя эталон среди лиц другого пола, с которыми она хочет идентифицироваться. При этом встает сложная личностная проблема — всю предшествую­щую жизнь человек провел в другой социальной роли. У него сложилась определенная система отношений, привя­занностей, стремлений. Вследствие операции он оказыва­ется как бы вырванным из этой системы отношений и должен начать свою жизнь в новой социальной позиции.

2. Имитация. Человек, пытаясь усвоить новую роль, ими­тирует те или иные формы поведения «образца». Оказа­лось, что смена одежды выступает в качестве эффективного «знака», с помощью которого удается овладеть после опе­рации новой социальной ролью. Вторым «средством» было уничтожение всех вещей, особенно фотографий, напо­минающих о прежней жизни. Эти действия помогали людям буквально «ожить» в новом психологическом поле и сбросить груз своей биографии, активно избавиться от своего прошлого опыта. Третий важный момент в процес­се овладения психологическим полом — включение пере­несших операцию лиц в значимую деятельность. Там, где бесконечные потоки слов были бессильны, включение в значимую деятельность выступило как эффективное сред­ство освоения новой роли.

3. Присвоение новой роли и формирование психологическо­го пола личности. Образ социальных моделей «мужского» или «женского» поведения, который раньше был абст­рактным, стереотипным, преобразуется в системное качество индивидуальности личности, становится неотъем­лемым компонентом Я-образа.

В процессе перестройки и формирования психологи­ческого пола в онтогенезе проступают две общие тен­денции историко-эволюционного процесса — тенденция к сохранению и тенденция к изменению развивающейся личности. А.И.Белкин в связи с этим пишет: «Сталкива­ясь с индивидами, выросшими в иных условиях, с ины­ми шаблонами и стереотипами полового поведения, с иным самосознанием, субъект легко впадает в ошибку, ибо строит предположения о других людях, действиях, половой культуре, опираясь на свои стандарты и стерео­типы. Но вряд ли был бы возможен какой-либо истори­ческий прогресс, если бы поведение человека (в том числе и половое поведение) носило исключительно рутинный характер и представляло бы собой стереотипное подчи­нение одним и тем же канонам В человеке заключена еще одна потребность — стремление утвердить однократ­ность и неповторимость своего Я»[99].

Из описанных исследований вытекает, что биологи­ческий пол выступает как «безличная» предпосылка формирования психологического пола личности. Индивид рож­дается с определенным биологическим полом. Однако это индивидное свойство человека в контексте определенно­го образа жизни, как и любое другое индивидное свой­ство, является не только предпосылкой становления личности, но и, преобразовавшись в ходе жизненного пути, приводит к формированию психологического пола индивидуальности. Таким образом, различные качества личности, изучаемые в психологии половых различий, не­посредственно не даны от природы, а представляют со­бой проявления индивидуальности, присваиваемые в ходе совместной деятельности людей в условиях конкретной исторической эпохи.

Общие особенности преобразования индивидных свойств человека в социогенезе и персоногенезе человека свидетельствуют об ограниченности биогенетической ори­ентации, сводящей процесс развития индивида к реали­зации биологически заданной программы.

В условиях социально-исторического образа жизни ин­дивидные свойства как функциональные органы челове­ка выступают не только как «безличные» предпосылки, определяющие формально-динамические особенности протекания поведения и диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не выходящих за пределы социального существенного приспособительно-го значения. Они трансформируются в ходе жизненного пути личности через означения, в том числе через «сим­волизацию» и, становясь «знаками», могут быть исполь­зованы в качестве «средств» овладения поведением личности, прибегая к которым личность получает возмож­ность компенсации тех или иных природных ограничений и вырабатывает индивидуальные стили деятельности.

Вклад индивидных свойств в обеспечение регуляции поведения личности зависит от того, какому типу управ­ления — централизованному или децентрализованному — подчиняются индивидные подсистемы, реализующие раз­личные способы деятельности человека.

Вместе с тем индивидные свойства в любом случае не сами по себе оказывают влияние на развитие личности, а опосредствуются через способы осуществления действий человека, то есть через операциональный состав его дея­тельности.

Анализ биогенетической историко-эволюционной ори­ентации в психологии личности позволяет раскрыть слож­ные и порой драматические преобразования индивидных свойств человека в процессах социализации личности и жизненном пути индивидуальности и, тем самым, пре­одолеть пропасть между психофизиологией индивидуаль­ных различий и психологией личности.

 

Раздел III

ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ: СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИСТОРИКО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Человек ходил на четырех,

Но его понятливые внуки

Отказались от передних ног,

Постепенно превратив их в руки.

Ни один из нас бы не взлетел,

Покидая землю, в поднебесье,

Если б отказаться не хотел

От запасов лишних равновесья.








Date: 2015-05-04; view: 289; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию