Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПСИХОПАТОЛОГИЯ 1 page





В главе II биологическое понятие инстинкта было выделено как то, что составляет меньший круг психоанализа, рассматриваемого как объяснительная система. В контексте той главы инстинкты были определены как интенциональные акты, не имеющие никакого первоначального необходимого соотнесения с действующей силой-«я». Утверждая эту минимальную интенциональность в качестве своего меньшего круга, психоанализ, как было замечено, способен провести среднее между чрезмерно редуцирующими тенденциями нефрейдистской научной психологии и нередуцирующей, необъяснительной описательной психологией. Значения сохраняются как наиболее основная реальность в системе, значения, которые не имеют обязательного соотнесения с индивидуальным «я», причем последнее — это то, что редуцируется объяснением.

До этого медицина характеризовалась как та отрасль биологии человеческого организма, которая имеет дело с биологической целью, нормами и ценностями — как биология с особым отношением и центром отсчета: человеком. Поэтому мы говорим о медицине как о введении оценочного отношения в меньший круг биологии. После обсуждения фрейдовской концепции как homo natura мы таким образом достигли той точки, где мы могли говорить о медицинской психологии или психопатологии во фрейдистском смысле как о введении в меньший круг психоанализа ценностного понятия психического здоровья. Тогда возникла проблема, что — тогда как в биологической медицине ценностные понятия «здоровье», «симптом», «болезнь» и т.д. полностью поддаются выражению в безоценочном контексте физиологии, неврологии и т. д. — в медицинской психологии понятия (психического) здоровья, нормальности и т. д. не поддаются соотнесению с такими «объективно» однозначными состояниями физического организма, как жизнь, смерть, органическое нарушение.

Психопатология 97

Эта проблема возникает только потому, что понятие инстинкта формирует меньший круг психоанализа. То есть для психоанализа основной реальностью является цель; инстинкты нацелены на объекты, и эти объекты соответственно оцениваются, их желают, в них нуждаются, к ним стремятся. В биологии понятие инстинкта находится в большем круге и служит в качестве теоретического конструкта, который, среди других, объединяет данные, которые являются результатом предшествующего преобразования феноменов в соответствии с картезианским требованием, что интенциональность (сознание) должна быть устранена из области исследования, res extensa. Рассматриваемая вне исторического контекста ее развития (который, разумеется, является контекстом практической медицины), наука психоанализа, представляя желанное среднее между соглашающимися и редуцирующими тенденциями разума, расплачивается за свою объяснительную адекватность, когда она становится терапией, плата, взыскиваемая характером ее предмета исследования.

Когда биология рассматривается как медицина, процессы, сами по себе неинтенциональные, оцениваются, соотносятся, помещаются в рамки относительно недвусмысленной ценности, здоровья организма. Однако, когда психоаналитическая психология рассматривается как терапия, оцениваются процессы, сами по себе интенциональные, такие как ценности, значения для «я», — оцениваются в соответствии с критерием биологической цели. Моя мысль здесь состоит в том, что такое оценивание самих ценностей неизбежно до тех пор, пока интенциональность инстинктов остается меньшим кругом психоанализа — как она должна оставаться, если психоанализ хочет избежать ошибок чрезмерной редукции, проявленных такими школами, как бихевиоризм. Все эти соображения заставили нас затем также сделать вывод в главе II, что там, где психоанализ избегает дилемм, которые возникают, когда метод исследования — того.же рода, что и объект исследования, он сталкивается с ними снова как терапия, где основа воздействия и контроля того же рода, что и то, на что должно быть оказано воздействие. Плата за оценивание ценностей или за попытку наделить значения значением — это доминирующая неоднозначность того, что касается сути терапевтической цели: нормальности. Ибо наука не может подтвердить ценность, как она подтверждает теорию — если только она не может потенциально свести эту ценность к «факту», как это может биологическая медицина, просто преобразуя каждый медицинский факт в биологический факт с потерей только оценивающего отношения. С другой стороны, именно этого психоанализ не может сделать, ибо его теоретическая сердцевина (меньший круг) — это понятие инстинкта, — а инстинкт направлен на объект и оценивает его. Психоанализ может, пожалуй, подтвердить понятие инстинкта, показав его объяснительную силу, но он не может таким же образом подтвердить ценность того, на что направлен инстинкт, или того, следовательно, в чем «нуждается» душа, рассматриваемая как биологическая структура.

Так как понятие инстинкта формирует меньший круг психоанализа, ценности (индивидуумов) в их феноменальности преобразуются так, что

4-675

98 Критическое введение в экзистенциальный психоанализ А. Бинсвангера

к тому времени, как они становятся данными, они уже рассматриваются как превратности инстинктов, как более или менее непрямые способы осуществления цели инстинкта, говоря словами Эрнеста Шахтеля, «объезды на пути к удовлетворению основных биологических потребностей» *. Когда мы сосредотачиваем свое внимание именно на том, что есть то, на что направлен инстинкт, мы сталкиваемся со значительным различием между психоаналитической формулировкой и формулировками биологии. Как правило, инстинкт в биологии подразумевает адаптацию, служащее определенной цели действие в смысле теоретически постулируемой интенциональности, скрытой в единичной силе, которая действует на организм как целое с прямой причинностью.

Инстинктивное действие характеризуется тем фактом, что организм выполняет некоторые сложные движения, которые кажутся очень целенаправленными, либо для своей собственной жизни, либо для жизни его потомства. Это делается без предшествующего опыта, независимо от научения и часто без какой-либо возможности знать что-либо заранее об успехе, которого нужно достичь 2.

Курсив в этой цитате мой, поскольку я хочу здесь особо подчеркнуть, что биологическое понятие инстинкта прямо предполагает медико-биологическое понятие здоровья в смысле продолжения существования (успешная адаптация к среде, эффективное функционирование в целом и т. д.).

У Фрейда, однако, мы находим следующее:

Сила ид выражает истинную цель жизни индивидуального организма. Она заключается в удовлетворении его врожденных потребностей. Ид нельзя приписать никакой цели, подобной цели остаться в живых или защитить себя от опасностей при помощи страха. Это дело эго, которое также занимается нахождением наиболее благоприятного и наименее рискованного способа получения удовлетворения, принимая во внимание внешний мир... Силы, которые, как мы предполагаем, стоят за напряжениями, вызванными потребностями ид, называются инстинктами 3.

Одним словом, фрейдистское понятие инстинкта таково, что инстинкт отнюдь не обязательно направлен на то, что биологическая медицина понимает как здоровье. Инстинкт, скорее, направлен на удо-' вольствие, которое, по крайней мере, по видимости, может способствовать или не способствовать биологическому здоровью. То, что такой разрыв между психологическими и биологическими ценностями неизбежен, как только инстинкт трактуется психологически, подчеркивается Ллойдом Морганом 4 и косвенно объясняется Мортимером Остоу 5

1 Ernest G. Schachtel, Metamorphosis (New York, 1959), p. 274.

2 Kurt Goldstein, The Organism (New York, 1939), p. 183.

3 Freud, «Outline of Psychoanalysis», International Journal of Psychoanalysis, Vol. 20

4 Ronald Fletcher, Instinct in Man (New York, 1957), p. 38.

5 Mortimer Ostow, «The Biological Basis of Human Behavior», in Silvano Arieti (ed.), American Handbook of Psychiatry (New York, 1959), Vol. I, p. 63.

Психопатология 99

как следствие перехода от наблюдения поведения извне (биология) к наблюдению психической деятельности изнутри (психология). Морган, впрочем, указывает, что

Два набора ценностей — ценностей выживания и ценностей удовольствия — тем не менее, так часто и по необходимости так преобладающе созвучны — их взаимосвязи так многочисленны и так тесны — что мы склонны забывать, что они логически различны 6.

Это замечание Моргана угрожало бы превратить в общее место мое наблюдение о том, что фрейдовский инстинкт не обязательно связан со здоровьем, давая понять, что никакой инстинкт, рассматриваемый психологически («изнутри»), по существу не имеет отношения к здоровью. Но мысль Моргана относится только к одним и тем же процессам (инстинктам), рассматриваемым с различных точек зрения. Рассматриваемый с биологической точки зрения (извне), инстинкт обслуживает «жизненную программу особи и вида» 7, тогда как рассматриваемый изнутри тот же самый инстинкт нацелен на свое собственное удовлетворение (удовольствие). Этого нельзя сказать о фрейдовских инстинктах, раз они отщеплены от эго, которое одно служит целям самосохранения. Так как, кроме того, для Фрейда «сила ид (инстинкта) выражает истинную цель жизни индивидуального организма», биологическое здоровье должно рассматриваться просто как дополнительный помощник для достижения удовольствия. Эго, следовательно, должно служить «ценностной программе» Ид. Невыполнение этого приводит к неврозу:

Психоаналитическая работа дала нам правило, что люди заболевают неврозом в результате фрустрации. Фрустрация, которая имеется в виду, — это невозможность удовлетворения их либидозных желаний... То есть для того, чтобы начался невроз, должен быть конфликт между либидозными желаниями человека и той частью его существа, которую мы называем эго...8

Все наши анализы свидетельствуют, что неврозы перенесения возникают из отказа эго признать мощный инстинктивный импульс, существующий в его иду и позволить его двигательную разрядку или из возражения против объекта, на который он нацелен. Тогда эго защищается от импульса при помощи механизма вытеснения; вытесненный импульс восстает против своей участи и находит пути, которые эго не может контролировать, создать для себя замещающее удовлетворение (симптом), которое навязывается эго в форме компромисса; эго обнаруживает, что этот непрошенный гость угрожает и наносит ущерб его единству, продолжает против симптома борьбу, которую оно прежде вело против первоначального импульса, и все это вместе дает клиническую картину невроза 9.

6 Fletcher, p. 38.

7 Мах Nachmanson, «Versuch einer Abgrenzung und Bestimmung des Instinktbegriffes», Schweiz. Arch. f. Neur. u. Psych., Vol. 40 (1934), S. 179.

8 Sigmund Freud, «Some Character-Types Met With in Psycho-Analytic Work», trans, by E. Colburn Mayne, in Collected Papers, Vol. IV, pp. 318—344.

9 Freud, «Neurosis and Psychosis», trans, by Joan Riviere, in Collected Papers, Vol. II, p. 251.

100 Критическое введение в экзистенциальный психоанализ А. Бинсвангера

Все классические психоаналитические определения психического здоровья, прямо и косвенно, в конечном счете подразумевают удовлетворение инстинкта как цель душевного здоровья и рассматривают «невроз как по существу следствие патологического действия инстинктивных сил» 10*.

Вышеизложенная дискуссия служит тому, чтобы показать, кайим образом ценность вписана в сердце психоаналитической теории. Дальнейшая оценка данных с точки зрения медицинской биологии становится почти излишней, поскольку меньший круг психоанализа, «конституируя» свои факты, свои данные, уже структурировал их по шкале ценностей. Удовлетворение инстинктов есть господствующая ценность в человеческой жизни; все другие есть по сути ее преобразование.

В главе II я показал, что медицина представляет собой оценочное отношение к биологическим фактам. Очевидную аналогию 6 рамках науки психоанализа с совокупностью психологических фактов, с одной стороны, и с оценочным медицинским отношением, с другой, провести нельзя. То есть психоанализ не оценивает ценности, на которые направлены инстинкты. Сделать так, повторяю, значило бы либо соскользнуть ниже минимального уровня интенциональности, представленного меньшим кругом психоанализа, либо, парадоксально, доказать ошибочность его собственного меньшего круга, взяв то, что по его собственному мнению есть производное от инстинктов («неинстинктивная» ценность), и вновь применив это к самим инстинктивным ценностям.

Невроз, таким образом, есть внутреннее состояние, в котором неудовлетворение инстинктивных потребностей стало постоянным. Психоанализ не может позволить себе приводить дополнительные объективные основания для называния такого состояния невротическим. Он не может сказать, например, что, так как такое состояние непродуктивно или вредно для социума, неприятно (для эго!) и т. д., оно является невротическим или патологическим. Только если эти основания говорят в конечном счете о ставшем постоянным неудовлетворении инстинктивных влечений, они имеют силу с точки зрения психоанализа; но тогда, конечно, они больше не являются «объективными» основаниями. Инстинкты не предполагают ни продуктивность индивидуума, ни социальной или моральной ценности, ни таких удовольствий эго, как престиж, — все это в основном касается эго, когда оно устанавливает контакт с' миром в услужении у инстинктов. Другими словами, то, что удовлетворение инстинктивных потребностей полезно для здоровья, — это, в рамках психоанализа, аналитическое утверждение.

К тому же это нереалистичное утверждение и почти бесполезно с любой точки зрения, кроме наиболее абстрактной и теоретической. Психоаналитическое понятие здоровья должно быть переформулировано,

10 Mortimer Ostow, «Virtue and Necessity», American Imago, Vol. 14 (1957), p. 254.

* «Невроз — это болезнь и, следовательно, вид страдания, который нарушает функционирование принципа удовольствия. Он препятствует прямому удовлетворению либи-дозных влечений и дает эго дополнительное преимущество. Лечение, следовательно, — это попытка восстановить первенство принципа удовольствия». (De Saussure, «The Meta psychology of Pleasure», International Journal of P sy с о analysis, Vol. XL (1959), pp. 88—89.

Психопатология 101

если оно хочет вместить факт существования эго и супер-эго и отказ от инстинктов, на котором, согласно Фрейду, построена человеческая цивилизация. Именно здесь проявляется доминирующаяя неоднозначность относительно сути нормальности. Определение здоровья становится отрицательной формулировкой, в которой оно представляет собой отрицание довольно точного определения невроза. Причина этого — то, что, если психоанализ не может ограничить свое определение здоровья простым удовлетворением инстинктивных потребностей, должен быть введен ценностный контекст, заменяющий ценностный контекст инстинктивных целей. Я снова указываю на то, что именно потому, что меньший круг психоанализа составляет понятие, подразумевающее стремление к объекту и, следовательно, ценность, исключается любое дополнительное введение ценности в медицинском смысле. Поэтому будьте свидетелем трудностей, с которыми сталкиваются психоаналитические теоретики, когда они пытаются сослаться, например, на свободу акта как на свидетельство его здоровья, и чистосердечия и последовательности основателя — Фрейда, который утверждал, что все, что психоанализ может сделать в терапии, — это дать пациенту иллюзию свободы.

Мы можем, я думаю, из вышеприведенной дискуссии заключить следующее: психопатология, в рамках фрейдизма, показывает нам вид человека как картезианского механизма стремлений, ценностей, значений. Этот механизм приводится в действие тем фактом, что основная ценность (удовлетворение инстинктов) не осуществима. Другими словами, если бы удовлетворение инстинктов можно было бы сделать непрекращающимся, психический механизм, свойственный человеку, никогда бы не появился. Так как исходная, основная ценность неосуществима, цель реалистической медицинской психологии может относиться только к механизму, к механистичности человека. Следовательно, не то чтобы психоанализ стремится к максимальному удовлетворению инстинктивных потребностей в рамках цивилизации, но, скорее, он стремится устранить механический, детерминистский способ, каким душа ищет удовлетворения в культуре, которая препятствует этому удовлетворению. Неудивительно, поэтому, обнаружить, что один из более искушенных современных теоретиков по этой проблеме отвергает все критерии здоровья, которые имеют отношение к содержанию психических актов.

Таким образом, сущность нормальности — это гибкость, в противоположность застыванию поведения в паттернах неизменяемости, которые характеризует каждое проявление невротического процесса в импульсах ли, целях, действиях, мыслях или чувствах. Вольно ли поведенческое явление изменяться или нет, зависит... от природы комплекса сил, которые вызвали его. Ни один момент поведения нельзя считать невротическим, если процессы, которые привели его в движение, не предопределяют его автоматического повторения независимо от ситуации, полезности или последствий действия п.

11 Lawrence S. Kubie, «The Fundamental Nature of the Distinction between Normality and Neurosis», Psychoanalytic Quarterly, Vol. 23 (1954), p. 182.

102 Критическое введение в экзистенциальный психоанализ А. Бинсвангера

...по прагматическим причинам мы имеем основания называть «нормальным» любое действие, в детерминации которого господствующую роль играет союз сознательных и предсознательных сил,., тогда как по тем же самым причинам мы имеем основания называть аномальным, или нездоровым, или невротическим любое действие, в детерминации которого доминируют бессознательные процессы... потому что эти силы будут предопределять его автоматическое повторение, независимо от его соответствия непосредственной ситуации или его ближайшего или отдаленного результата 12.

Теперь у нас есть, я думаю, соответствующий контекст, в котором мы можем рассматривать позицию Daseinsanalyse по психопатологии. Теоретическая структура науки психоанализа такова, что его точку опоры составляет понятие, предполагающее интенциональность, оценивание того, что является целью. Его данные, следовательно, представляют собой структуры оценки и значения, и в результате дальнейшая «объективная» оценка данных, с точки зрения соматической медицинской биологии, становится неприемлемой. Поскольку, для психоанализа, необходимое условие для появления психического механизма, свойственного человеку, — это препятствование осуществлению все той же основной инстинктивной ценности, он не может реалистично придавать особое значение осуществлению инстинктивных целей как критерию психического здоровья. Так как он также не может, в рамках своих собственных исходных посылок, ввести ценности, которые можно считать не зависимыми от инстинктивных ценностей, он может говорить только о способе, каким душа in tot о (в целом, целиком (лат.}.Прим. перев.) добивается удовлетворения, а не о содержании усилий души как о критерии нормальности.

Для Лоуренса Куби (Lawrence Kubie) слово «повторение» наиболее адекватно характеризует психопатологический комплекс невротических действий, а точнее, автоматическое или механическое повторение. Мы видели, кроме того, что для Куби причина для предрасположенности к такому автоматическому повторению появляется, когда действие детерминировано главным образом бессознательными силами. То, что последнее приводит к первому, Куби объясняет тем, что это неотъемлемо присуще природе символического процесса, служащего каналом из бессознательной в сознательную психику.

...всякий раз, когда система бессознательного (или, может быть, союз между предсознательной и бессознательной системами) преобладает, результирующее действие должно бесконечно повторяться. Это происходит потому, что ее цели — это преимущественно бессознательные символы, а бессознательные символические цели никогда не могут быть достигнуты 13.

Хотя это неудачная формулировка, мысль Куби, я думаю, достаточно ясна. То, чего, для Куби, может достичь действие, детерминируемое преимущественно подсознанием, — это только и единственно символи-

12 Ibid., pp. 184—185.

13 Ibid., р. 183.

Психопатология 103

ческая цель. Однако то, символом чего она является, недостижимо, и именно это обеспечивает движущую силу для повторения.

Наше обсуждение символов в главе III заставляет нас ожидать именно такую формулировку. Поскольку, как уже было доказано, психоанализ по существу имеет в виду «знак» там, где он говорит «символ», то он может говорить о символе не только как не выражающем, или не воплощающем, или не напоминающем символизируемое, но фактически о символе как скрывающем или маскирующем символизируемое. Мы ожидаем, следовательно, что Бинсвангер откажется (или дополнит) такое мнение, и не только из общего принципа, что оно находится в редуцирующей, объяснительной системе — но по особой причине, что именно такое мнение воплощает неспособность психоаналитической системы оценить по достоинству феномены опыта, которые как подлинные символы выражают значение символизируемого в силу экзистенциального априори. Какую роль, в таком случае, психопатология играет в Daseinsanalyse?

На первый взгляд, очевидно никакую:

D äs eins analyse отличает себя от психопатологии не только в том отношении, что он не приступает с объективно-дискурсивными и индуктивными методами к исследованию одушевленного организма, но, скорее, ищет феноменологическое толкование экзистенциальных форм и структур. Он также отличается в том, что он усердно игнорирует биологически ориентированное различие между больным и здоровым. Задача психопатологии, следовательно, состоит в том, чтобы усвоить материал, предложенный ей D äs eins analysé* ом, классифицировать его, подвергнуть его проверке и выразить его 14.

То есть Daseinsanalyse рассматривает себя как исследующего индивидуума и его мир до любого оценочного разграничения между болезнью и здоровьем. Однако дело в том, что основные исследования Бинсвангера касаются того, что наука психиатрии классифицировала бы как патологическое. Следовательно, Бинсвангер пытается сделать то, что, как мы только что заметили, невозможно в рамках науки психоанализа: он делает попытку показать человеческие феномены (значения для «я») до их преобразования в данные систематическим меньшим кругом, и что, следовательно, может быть независимо объяснено и оценено научной психопатологией. Для Бинсвангера, хайдеггеровские «категории», экзистенциалы, не преобразуют феномены человеческого существования, когда они сталкиваются с ними, как делает понятие инстинкта, рассматриваемое как меньший круг психоанализа, но, скорее, указывают необходимые модусы, в которых сам Dasein воспринимает, преобразует, конституирует мир.

Таким образом, центральное понятие здесь — это понятие Dasein как проекта мира, «мира» в смысле способа и манеры, в какой сущие доступны Dasein'у. В этом свете психическое заболевание предстает как модификация фундаментальной или необходимой структуры, как метаморфоза этого бытия-в-мире 15.

14 Binswanger, Schizophrenie (Pfullingen, 1957), S. 269.

15 Karl Konrad, «Die Gestaltanalyse in der Psychiatrischen Forschung», Nervenarzt, Vol. 31, No. 6, S. 268.

104 Критическое введение в экзистенциальный психоанализ А. Бинсвангера

Модификацию необходимой структуры Dasein нужно, следовательно, понимать как модификацию способа, каким мир доступен Dasein'y. Психопатология, на языке Бинсвангера, — это, таким образом, изучение тех модификаций необходимой структуры Dasein, которые приводят к «сужению», «сжатию» или «уплощению» мира.

Трансцендентность, таким образом, означает нечто, гораздо более фундаментальное, чем познание и, даже, интенциональность, поскольку мир делается доступным (erschlossen) прежде всего через настроение (Stimmung). Помня определение бытия-в-мире как трансцендентности и рассматривая наш психиатрический Daseinsanalyse в его свете, вы заметите, во-первых, что в этой системе отсчета мы в состоянии понять и исследовать также и психозы; во-вторых, мы должны видеть в них определенные модификации трансцендентности. Постольку, поскольку мы делаем именно так, мы говорим...: в психических заболеваниях мы сталкиваемся с модификациями фундаментальной или необходимой структуры и структурных частей бытия-в-мире как трансцендентности. В задачу психиатрии входит исследование и подтверждение этих модификаций с научной точностью...

В душевной болезни, в том, что называется психотической формой бытия-в-мире вообще, мы до сих пор обнаруживали модификации картины мира (Weltbildung oder Weltlichung) в смысле «прыгания» (упорядоченная скачка идей) и «водоворота» (беспорядочная скачка идей), с одной стороны, и, с другой стороны, модификацию в смысле лишения мира (Ver-Weltlichung) Dasein, то есть «иссушения» его мира, его одновременного сжатия, застоя и разложения 16*.

То, что отдаляет нас от «душевнобольных», что заставляет их казаться нам чужими, это не отдельные ощущения или идеи, но, скорее, факт их тюремного заключения в проекте мира, который чудовищно сужен, потому что он управляется одной темой или очень небольшим количеством тем 17.

Чем более пуст, чем более упрощен и чем более сужен проект мира, которому вверило себя существование, тем скорее появится тревога, и тем тяжелее она будет 18.

Бинсвангер говорит — то, что делает возможным существование и опыт, то, что является экзистенциально априорным, было «сжато» и «сужено», то есть существование уже управляется только одной или, очень небольшим количеством категорий. Над смысловой матрицей, в рамках которой все феномены появляются и приобретают значение для Dasein и в рамках которой конституируются как мир, так и «я», господствует (в самых крайних случаях) только одна тема. Мы выражаем это, говоря, что там есть только одно экзистенциальное априори.

16 Binswanger, Existence, op. cit., pp. 194—195.

* Ср. Goldstein, p. 491. «Низкий уровень существования у больного, по сравнению с нормальным уровнем, можно охарактеризовать, во-первых, сжатием мира, лишением индивидуальности посредством ограничения степеней свободы».

17 Binswanger, Schizophrenie, S. 401.

18 Binswanger, «The Existential Analysis School of Thought», in Rollo May, Ernest Angel, and Henri F. Ellenberger (eds.), Existence (New York, 1958), p. 205.

Психопатология 105

В упомянутом выше случае с происшествием на катке Dasein'ом управляло всецело и единственно экзистенциальное априори непрерывности:

Ключом к проекту мира нашей маленькой пациентки служит категория непрерывности, непрерывной связи и сдерживания. Это влечет за собой чудовищное сжатие, упрощение и опустошение «содержания мира», очень сложной совокупности контекстов соотнесения пациентки. Все, что делает мир значимым, подчинено господству одной этой категории, которая одна поддерживает ее «мир» и «бытие» 19.

Исследования шизофрении Бинсвангера представляют нам индивидуумов, чье бытие-в-мире управляется как раз таким образом. Проек! мира Эллен Вест управляется экзистенциальной априорной полярностью: неземной мир против мира-могилы; проект мира Юрга Цюнда — экзистенциальным априори напора и натиска; проект мира Лолы Фосс — экзистенциальным априори знакомого и чуждого (жуткого); проект мира Сюзанн Урбан — экзистенциальным априори опасности 20. Во всех этих случаях душевная болезнь (Geisteskrankheit) рассматривается как подавление Dasein одним проектом мира, а психоз рассматривается как наиболее резкое выражение этого 21.

Прежде чем следовать этому ходу мыслей далее, мы можем сейчас сделать паузу, чтобы посмотреть, какой свет это проливает на проблему, которая возникла в отношении психоаналитических определений психической болезни. Когда проектом мира индивидуума управляет только одно экзистенциальное априори, все ощущения, так же как и конкретные значимые ситуации, подпадают под его рубрику. Это одно экзистенциальное априори, таким образом, становится «общей универсалией» (ср. главу III) всего опыта индивидуума, прошлого, настоящего и будущего. Например, что касается девочки в происшествии на катке: для нее ничего не могло появиться, кроме как в категории непрерывности; вещи и события либо сохраняют, либо угрожают непрерывности. Поломка каблука предвещает крах ее мира и вызывает тревогу*; во временном отношении все внезапное производит такое же действие разрывом непрерывности «течения времени». Здоровый индивидуум понимает, что нечто, что происходит внезапно, может быть хорошим или плохим, приятным или неприятным; его внезапность не обязательно является непременным заключением о его значимости для него. Но больной индивидуум в этом случае от всех феноменов абстрагирует только тот, который соответствует трансцендентальным условиям его мира, в данном случае мира, полностью определяемого экзистенциальным априори непрерывности. Сказать, что больной индивидуум производит абстрагирование таким образом, это не значит сказать, что он оказывает-

Date: 2015-06-08; view: 559; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию