Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационные технологии





 

Когда-то были споры о том, к какому роду деятельности человека можно отнести программирование – к науке, искусству или производству. Сегодня ясно, что программирование – это и наука, и искусство, и производство. Более того, вместе с материей и энергией, программы и, соответственно, программирование являются основой мироздания. В этом мире программируется все.

Содержание главы:

1. Естественные программы (объект и Вселенная как совокупность программ).

2. Программы в человеческой деятельности (сферы применения программирования).

3. Самопрограммирование человека (алгоритмы и логика, свобода и необходимость).

4. Искусственный интеллект (моделирование реального мира на компьютере).

5. Основное противоречие (глобальный интеллект, Интернет, электронное правительство).

 

1. Естественные программы

 

Материальный мир можно представить как множество объектов. Очевидно, существование объектов подчиняется определенным правилам или закономерностям. Если объект изучен достаточно полно с точки зрения его использования, то можно запрограммировать его модель в компьютере и проводить эксперименты, уточняя его структуру и правила поведения. Если можно представить поведение объекта достаточно адекватной программой в компьютере, то резонно предположить, что и сам объект управляется некоторой программой, которую он получает от природы.

Можно предположить, что каждый объект имеет свою совокупность программ, которые и определяют его поведение и, в конечном счете, существование. Очевидный пример – животный мир. Поведение животных управляется инстинктами. Инстинкты можно представить как программы, которые запускаются в определенных условиях. До сих пор мы видели, что программа, будучи нематериальной по сути, должна быть как-то представлена материально (ее код хранится где-то внутри объекта, поведение которого она определяет). Возможно, программа поведения атома закодирована где-то в атоме, элементарной частицы – в этой частице и т. д., так что объект представляет собой материальную оболочку, управляемую совокупностью программ.

Предположим, что есть программа, о которой вначале ничего неизвестно. Задача заключается в том, чтобы восстановить текст этой программы. Программист может лишь запускать ее каждый раз с самого начала и либо отвечать на ее запросы (например, о вводе данных), либо пытаться прервать ее всевозможными способами и анализировать ее реакцию. Постепенно он будет понимать, что эта программа делает, затем – как она это делает, и наконец – зачем она это делает. При этом он будет изобретать и методы исследования. Если считать, что программа что-то делает, иметь принципиальную возможность перебрать все внешние ситуации, на которые программа может реагировать, и неограниченное время, то можно ожидать, что рано или поздно программист сможет понять принцип работы программы и написать текст новой программы, которая будет делать то же самое, что и исследуемая, по крайней мере, в рамках уже исследованных ситуаций. Чем сложнее программа, тем больше необходимо времени и других ресурсов (программистов, ученых, тестирующих и др.).

В основе нашей Вселенной лежит некоторый комплекс программ. Цель существования Вселенной – построить комплекс программ, который можно было бы положить в основу следующей Вселенной на основании исследования настоящей. Мы все (человечество) и другие разумные существа во Вселенной участвуем в построении этого комплекса. Даже самый никчемный по моральным меркам человек участвует, по крайней мере, в тестировании – он показывает реакцию комплекса на никчемность.

 

2. Программы в человеческой деятельности

 

Слово «программа» можно трактовать как развернутый план действий для достижения какой-либо цели, например, программа партии, программа развития, программа построения и др. Соответственно, программирование – это составление таких планов, и в этом смысле человек программирует с тех пор, как появился. Он составляет планы действий для себя, для членов семьи, для компании и государства. Он составляет планы на день, месяц, год и жизнь. Фактически человек пытается так или иначе программировать всю свою деятельность. Большинство программ содержится в голове человека и имеет вид: для достижения такой-то цели необходимо выполнить следующие действия, причем если возникнет такая ситуация, то выполнить то-то и то-то, и т. д.

Основная особенность этих программ заключается в том, что они не описывают все возможные ситуации, оставляя принятие решения на момент исполнения, на авось. Если программа составляется для себя, то человек уверен в том, что такое непредвиденное решение придется принимать ему самому, и может положиться на себя. Если же программу должен выполнять кто-то другой, то необходимо максимально исключить непредвиденные ситуации. Особенно это касается рутинной работы, которую выполняют подчиненные на конвейере, в офисе и др. Программа принимает вид детальной инструкции, в которой предусмотрены все ситуации и даже указание на то, что делать в случае непредвиденной ситуации. Каждая такая ситуация приводит к изменению инструкции, то есть инструкция корректируется («отлаживается») в процессе ее использования.

Так что программирование и программисты существовали и до появления компьютеров. Все, что может быть описано более или менее точно, требует для выполнения только навыков и становится рутиной. Рутинную работу может выполнить «тупой», но следующий инструкциям исполнитель. Таким исполнителем стал компьютер. Естественно, компьютер применяется там, где можно программировать деятельность, то есть практически везде:

– программы выполняют рутинную работу интеллекта человека (вычисления, которые могут быть регламентированы);

– регламент (учет, контроль и др.) управления предприятиями, государством;

– управление робото-техническими системами, начиная с бытовых приборов и кончая беспилотными космическими кораблями;

– развлечения (игры) и т. д. и т. п.

Основная цель глобального интеллекта – создание комплекса программ, моделирующего развитие Вселенной в целом и человека (индивидуального разумного существа) в частности.

 

3. Самопрограммирование человека

 

Интеллект человека можно рассматривать как универсальную программу (комплекс программ), которая способна решать любые задачи в рамках своей компетенции. Последняя определяется возрастом, природными способностями, сферой деятельности и др. Интеллект человека работает так, как если бы в его основе лежала логика – на основании некоторых фактов и знаний он может с помощью логического правила выводить другие факты и знания, как это описано в предыдущей главе.

Важным качеством интеллекта является его способность к самопрограммированию. Этот процесс, в тривиальной форме, аналогичен тому, как у высокоорганизованного животного на часто повторяемые ситуации вырабатывается условный рефлекс – фактически, специальная программа.

Рассмотрим пример обыденной работы интеллекта. Предположим, некто, глядя в окно своего дома, видит дождь, но ему необходимо куда-то идти. Человек рассуждает приблизительно так: от дождя могут защитить плащ или зонт; сейчас лето – лучше взять зонт; зонт у меня есть, и он должен быть где-то в прихожей; если я не найду зонт, придется надеть плащ; плащ я оставил на вешалке в прихожей месяц назад; скорее всего, жена за это время убрала его в шкаф; в любом случае надо идти в прихожую и сначала попробовать найти зонт, а затем плащ; если нет ни того, ни другого, придется звонить жене и выслушивать упреки в невнимании к жизни семьи и неприспособленности к жизни вообще и что без нее он пропадет; если не звонить и промокнуть, упреков будет еще больше; но сначала надо хорошо поискать; а куда я вообще собрался – ах, да, надо не забыть книгу; тогда придется взять портфель, а когда я брал его с собой в последний раз; был семинар по программированию, на котором…; собственно, зачем мне туда идти – книга не поможет; дождь усиливается, зонт я наверняка потерял, а звонить жене только затем, чтобы испортить настроение, не стоит; лучше позвоню шефу и извинюсь.

Каждая мысль в этой последовательности, в свою очередь, есть результат вывода на основании более общих знаний. Например, человек должен знать, что такое дождь, что такое промокнуть, почему надо защищаться, и т. д. Все факты и знания, необходимые для поиска ответа, хранятся в памяти интеллекта.

Очевидно, если ситуация повторяется достаточно часто, то полученное несколько раз решение сохраняется в памяти и затем вызывается аналогично условному рефлексу без длинного вывода. У организованного человека «лето – дождь – зонт» срабатывает автоматически, не говоря о том, что портфель с книгой оказывается в руке сам собой. Перед шефом если и придется извиняться, то не за малодушие, а за настырность.

 

4. Искусственный интеллект

 

Под искусственным интеллектом будем понимать комплекс программ, моделирующий работу естественного интеллекта человека. По аналогии с естественным интеллектом, будем считать, что в основе искусственного интеллекта должна лежать некоторая логика. Тогда компьютер, используя механизмы вывода, может на основании введенных фактов и знаний выводить другие факты и знания (подобно тому, как это описано в предыдущем разделе).

Для того чтобы компьютер давал правильный ответ в приемлемое время, он должен обладать достаточными объемом памяти (количество хранимых фактов и знаний) и скоростью работы механизма вывода (количество выводов в единицу времени). Недостаток памяти и быстродействия можно компенсировать программированием. Очевидно, искусственный интеллект мог бы самопрограммироваться аналогично естественному, а именно: сохранять выведенные решения для часто повторяющихся ситуаций в виде программ. Однако до тех пор, пока приемлемые версии искусственного интеллекта не построены, компьютер будет программироваться человеком (программисты тоже люди).

 

5. Основное противоречие программирования

 

Итак, современный компьютер интеллектом не обладает – он не имеет встроенной логики и не может самостоятельно выводить решения. Компьютер программируется человеком-программистом. Это означает, что вывод решений берет на себя программист, а компьютер получает готовые решения в виде программ и выполняет их по запросу.

Рассмотрим задачу поиска пути через лес, в котором пересекается множество дорог. Пусть каждому пересечению соответствует свой номер. Тогда путь через лес можно представить списком номеров, который начинается с номера входа в лес и заканчивается номером выхода из леса, а любые два последовательных номера связаны между собой. Другими словами, для того чтобы пройти через лес необходимо следовать от номера к номеру в соответствии с этим списком.

Например, если связи номеров сети из 99 пересечений представить множеством фактов типа:

 

связаны (1, 2),

связаны (2, 5),

связаны (9, 17),

……

связаны (81, 99),

 

то путь через лес можно представить списком номеров – (1, 2, 5, …, 9, 17, …, 81, 99).

Если человек не видит леса с высоты, то он будет искать путь, перебирая все варианты. Этот процесс можно описать следующим образом: найти путь из начального узла в конечный узел равносильно тому, что необходимо дойти до ближайшего доступного узла и затем найти путь из этого ближайшего узла до конечного. Естественно, если из этого ближайшего узла пути нет, то необходимо попробовать другой ближайший узел. Таким образом, перебирая все возможные варианты, можно найти путь через лес, если этот путь существует. Описанное знание можно представить логически:

 

найти_путь (Начало, Конец, Путь), если связаны (Начало,

Конец), Путь = Начало. Конец. найти_путь (Начало, Конец, Путь), если связаны (Начало,

Ближний) и найти_путь (Ближний, Конец, Путь).

 

Первое предложение фиксирует тот факт, что если Начало и Конец связаны, то их список и есть искомый Путь. В противном случае во втором предложении выбирается Ближний узел и уже от него строится Путь до узла Конец. Имея перечисленные выше факты и знания, можно задать запрос: найти_путь (1, 99, Путь) и получить соответствующий список номеров.

Если человек видит лес сверху, он может сразу построить путь и в готовом виде ввести его в компьютер. Это равносильно тому, что человек решает задачу и вводит решение в компьютер.

Итак, существует два подхода к программированию компьютера, составляющие основное противоречие программирования – составление программ и представление знаний.

В первом случае инженер знаний представляет знания о ситуации или предметной области в виде предложений на языке логики, используя которые, компьютер выводит необходимый результат. Инженер знаний пытается описать лес со всеми его тропинками в виде набора деклараций, а поиск тропинки, ведущей в необходимое место, оставляет компьютеру. Логический способ представляет необходимость. При таком подходе достигается максимальное обобщение, но время получения решения непредсказуемо.

Во втором случае программист решает задачу и составляет программу (последовательностей команд на алгоритмическом языке), выполняя которую, компьютер получает необходимый результат. Программист находит одну тропинку и представляет ее в виде программы – набора императивов. Алгоритмический способ представляет свободу. Конкретные решения легче представляются алгоритмами, а алгоритм всегда можно эффективно запрограммировать.

Противоречие между составлением программ и представлением знаний составляет основное противоречие между свободой и необходимостью в программировании и является основной причиной развития его методологии.

В настоящее время преобладает составление программ. Основные причины:

– архитектура компьютера до сих пор ориентирована на выполнение программ;

– программа всегда выдает результат намного быстрее, чем любой логический интерпретатор;

– программистов намного больше, чем инженеров знаний, так как для представления знаний требуется более высокий уровень, чем для составления программ;

– практическое использование логического подхода свелось к логическому программированию, основные особенности которого – рекурсия и управление бэктрекингом (сокращение пространства перебора) – сложны в освоении и, к сожалению, существенно снижают именно логическое содержание.

Тем не менее, будущее за балансом между логическим (представлением) и алгоритмическим (исполнением). Хороший программист старается максимально обобщить конкретный случай. С одной стороны, в алгоритмическом программировании доля декларативного постоянно увеличивается, что способствует ограничению свободы в составлении программ и устранению связанных с ней недостатков. Именно декларативность лежит в основе его эволюции, включающей в себя модульное, структурное, объектно-ориентированное, сервис-ориентированное программирование и т. д. С другой стороны, в логические представления вводятся алгоритмические элементы, сокращающие перебор вариантов во время вывода. Они нарушают логику, но позволяют создавать эффективные программы.

Вряд ли Бог стал бы составлять программы поведения для всех объектов – на Его уровне, наверное, можно описать общие законы существования Вселенной, включающие и правила поведения объектов, и принципы эволюции, и даже правила составления программ поведения конкретных объектов и т. д.

Вопрос: чем Бог отличается от программиста?

Ответ: Бог надеется, что он никогда не станет программистом.

Профессиональный опыт

Непрерывной математики я не понимал, и вся моя учеба была практически бесполезной с точки зрения получения полезных знаний – университет дал последний импринтинг интеллекту, без которого молодые люди, попадающие в армию вместо университета, просто тупеют.

На пятом курсе у нас появился новый предмет – программирование для ЭВМ (если бы это было на первом, как теперь, я провел бы пять лет с гораздо большей пользой). Машина была «Урал-2», ламповая, занимала огромный зал, а чтобы ввести в нее программу, надо было замкнутую фотоленту установить на сложное устройство, напоминавшее стиральную машину. Система команд была примитивная, например, для модификации адреса данных внутри цикла приходилось изменять адрес ячейки памяти непосредственно в команде – программа изменяла себя по мере выполнения (какая свобода для творчества!).

Тем не менее, принципы работы компьютера не изменились с тех пор и, соответственно, программирование, несмотря на все современные парадигмы, требует от человека тех же качеств, что и в те далекие годы. Суперпрограммист 60—70-х был бы суперпрограммистом и сегодня.

Программировать я стал сразу. На зачетах писал программы за всех друзей и других желающих. Мне это нравилось и получалось легко. Чисто случайно я попал по распределению в вычислительный центр вместо аспирантуры и фактически почти двадцати пять лет программировал. Это моя профессия.

В 1970 году мне пришлось программировать для ЭВМ «Минск-22» в машинных кодах, и я до сих пор помню систему команд «Минск-22». Например, программа вычисления факториала целого числа N! = N * (N-1) * … * 3 * 2 * 1 выглядит приблизительно следующим образом (аргумент N передается в ячейке 0040, результат N! возвращается в ячейке 0041):

7000) – 10 00 7005 0041 переслать 1 в ячейку 0041 (Здесь будет N!)

7001) – 32 00 0040 0041 умножить 0041 на N (Далее в 0040 будет N–1)

7002) – 22 00 7005 0040 вычесть 1 из 0040 (Получить в 0040 N–1)

7003) – 34 00 7001 0000 если после вычитания не ноль, то повторить с 7001

7004) – 30 00 0017 0000 возврат в вызывающую программу

7005) – 00 00 0000 0001 константа – целая 1.

Для отладки надо было идти в машинный зал и работать непосредственно за пультом. Программу набивали на перфоленту и вводили в память машины, а затем скорректированный вариант записывали на магнитную ленту (во времена всеобъемлющего дефицита кое-кто пытался использовать эту ленту в бытовых магнитофонах, но благодаря своим, как кто-то остроумно заметил, абразивным качествам она буквально спиливала магнитные головки несчастных магнитофонов, которые были еще более дефицитны, чем лента). Программист за пультом должен был точно представлять свою программу в памяти. Все данные, команды и адреса читались и набирались в двоичной системе непосредственно на пульте управления ЭВМ. Когда программист работал быстро, он напоминал со стороны пианиста.

Я старался брать машинное время ночью – во-первых, нет конкуренции за время (женщины-программистки, а их было почему-то очень много, предпочитали работать днем), во-вторых, можно работать до результата. Работа мне нравилась, шеф меня ценил.

Мне сильно повезло с первым шефом – Александром Михайловичем Гуляевым. Он был суперпрограммистом. Чтобы ввести в профессию, он заставил меня отладить написанный им довольно большой комплекс программ для шахтной вентиляции. После этого я стал одновременно модульным, структурным и, возможно уже тогда, объектно и сервисно ориентированным. Модные парадигмы создаются не программистами, а так называемыми менеджерами. Эти менеджеры никогда ничего не пишут сами и не могут написать в силу отсутствия соответствующих способностей, но полезную функцию (что-то подсмотреть и своевременно прокричать) выполняют. К сожалению, Гуляев никогда не стремился к признанию, рано ушел в себя и умер где-то на станции космических лучей. Другого суперпрограммиста, моего старшего, как он любил говорить, приятеля Володю Медведева, который мог написать эффективную программу для чего угодно, вообще убили при дурацких обстоятельствах. Хорошие программисты не часто добиваются в жизни того, чего могли бы, и чего принято добиваться, и чего всегда добиваются менеджеры.

Потом был долгий период ЕС ЭВМ и алгоритмических языков – «Фортран», «ПЛ/1» и др. На одном из алгоритмических языков программа вычисления факториала могла бы выглядеть так:

 

fact:= 1; n1:= n;

do while (n1>0); fact:= fact * n1; n1:= n1 – 1; end;

 

Специальная программа – компилятор – переводит этот текст в машинный код, который может быть выполнен компьютером. Ясно, что записывать программы удобнее на языке, но от разработки алгоритма язык не освобождает.

Отражая объектно-ориентированную структуру окружающего мира, алгоритмическое программирование (через модульное, структурное и др.) эволюционировало в объектно-ориентированное, в котором объект, тем не менее, представляется совокупностью алгоритмов.

Другой подход в программировании связан с разработками в области искусственного интеллекта. Теоретической базой искусственного интеллекта является логика, а в практическом программировании используются языки функционального и логического программирования.

Например, функцию вычисления факториала можно определить в виде функции следующим образом:

 

fact (N) = N * fact (N–1); fact (0) = 1

 

Очевидно, это рекурсивное определение более точно соответствует природе функции. На языке функционального программирования приведенное определение является программой. Любой алгоритм можно представить в виде рекурсивной функции, но представлять знания в виде рекурсии намного сложнее, чем в виде алгоритма.

На языке логического программирования «Пролог» программа вычисления факториала выглядит следующим образом:

 

fact (0, 1).

fact (N, F) если N1= N–1, fact (N1, N2), F=N*N2.

 

Этот язык менее естественен для записи функций, но значительно удобнее для представления знаний в виде: если …, то …. Эта форма стала основой технологии программирования так называемых экспертных систем. Программировать экспертные системы просто, но найти эксперта со знаниями и извлечь знания из него в этой форме невозможно.

Я подсел (иначе не скажешь) на «Пролог» и даже основную свою систему написал на «Турбопрологе» (выдающийся продукт компании «Борланд»), а после заката «Пролога» бросил программировать вообще. Оптимисты, которые никогда не бывают правы, но всегда выигрывают, предрекали, что «Пролог» будет играть роль «Фортрана» в 2000 году. Увы. Разумеется, «Пролог» имеет недостатки, например, cut (встроенный предикат «Пролога» для обрезания перебора), который убивает логическую сущность, но без которого невозможно писать эффективные программы. Думаю, что дело не столько в недостатках Пролога, сколько в неготовности человека. Несколько раз я читал лекции по программированию на «Прологе» – в лучшем случае только один студент из группы был в состоянии преодолеть алгоритмическое мышление.

Потом я перешел в категорию IТ-менеджеров. Работа менеджера, если ее можно назвать работой, мне не нравится, но кормит она намного лучше и, в качестве компенсации, оставляет голову свободной, потому что голова IТ-менеджеру, впрочем, как и любому менеджеру, не нужна.

Николай Михайлович Ершов

Программирование свело меня с совершенно уникальным человеком – Николаем Михайловичем Ершовым. В Институте горного дела в Москве он разрабатывал какие-то алгоритмы, для реализации которых на ЭВМ ему нужен был программист, так как сам он не программировал. В один из его визитов в Караганду (примерно 1975 год), с которой его многое связывало, шеф попросил меня помочь ему.

Мы сработались мгновенно. Он давал очень ясные и подробные блок-схемы, а я переводил их в машинные коды. Я работал автоматически, как ассемблер, даже не понимая сути. Мы закончили работу за неделю, и он был поражен моей скоростью. На самом деле (и я, конечно, сказал ему об этом) у него не было ошибок в блок-схемах, а я почти не делал ошибок в программах.

Уникальность его заключалась в том, что он отсидел в общей сложности 25 лет. Первые 10 он получил в 1931-м, будучи студентом второго курса Ленинградского матмеха, за якобы троцкизм (что-то брякнул неосторожно). После отбывания срока (все десять) он попал на войну, где ему снова не повезло, и он получил еще 15 лет. Он отсидел все 15, большую часть в Карлаге, поэтому, выйдя на свободу, остался в Караганде. В возрасте 56 лет закончил Политехнический институт, а в 61 защитил кандидатскую диссертацию.

Возникшая взаимная симпатия не могла перерасти в дружбу, так как ему было около 70 лет, и я, будучи молодым дураком, воспринимал его глубоким стариком, хоть и с удивительно ясной головой. Всего два раза я останавливался у него в Москве.

Не помню, где он жил, но было это, как принято говорить, у черта на куличках – сначала добрались до какого-то вокзала, затем электричка, и, наконец, автобус. Весь вечер мы пили водку и разговаривали о программировании, литературе, музыке и др. После первой бутылки он сам шел в магазин за второй. На мою готовность сбегать он жестко указал мне на место, сказав, что я – гость. После двух бутылок водки голова у него слегка (все-таки 70 лет) дрожала, но держался он молодцом и в заключение вечера с чувством исполнил «Лунную сонату». Благодаря ему я со временем тоже стал играть на пианино, но в «поддатом» состоянии ничего не могу, так как алкоголь нарушает координацию движений.

Он дал совет: «Володя, никогда не гонись за деньгами. Смотри, я не гнался, и они пришли, и какие деньжища». Деньжища эти были всего-навсего 300 рублей в месяц (зарплата старшего научного сотрудника) и, как говорили раньше, «фунт прованского масла». В то время и я получал почти столько же. Тем не менее, я старался следовать этому совету всю жизнь, и деньги всегда (тьфу-тьфу) ко мне шли.

 

6. Виртуальные миры

 

Предположим, что можно остановить мгновение в окружающем нас мире. В момент остановки можно наблюдать зафиксированные состояния каждого объекта и их взаимное расположение в пространстве. Предположим, что известны все законы существования этих объектов (внутренних изменений, разрешения столкновений, эволюции, образования сложных объектов и др.). Если представить законы существования в некоторой базе знаний, а описания объектов и их состояний в соответствующей базе данных компьютера, то получим зафиксированное состояние Вселенной.

Программа моделирования Вселенной должна в ответ на изменение времени (генератора частоты компьютера) вычислять и записывать в базу данных все изменения, которые должны произойти в единицу изменения времени в соответствии с законами существования. Если запустить эту программу, то этот виртуальный мир будет существовать в том смысле, что в нем будут происходить изменяющие его события, приблизительно так, как это происходит в реальном мире.

В реальном мире каждый объект содержит Геном Вселенной и существует самостоятельно. Образование новых объектов и развитие их структуры осуществляется также в соответствии с программами Генома Вселенной. Например, элементарные частицы при определенных условиях объединяются в атомы, атомы – в молекулы и т. д.

В виртуальном мире каждый объект – это выполнение программы, код которой создается и сохраняется в базе знаний. При добавлении единицы к счетчику времени все объекты (частицы, атомы, …, животные, люди), функционируя на основе своих программ, вносят изменения в общую базу данных, структурированную как Вселенная. В виртуальном мире все, даже принцип неопределенности, программируется человеком, но после запуска он существует сам по себе, без вмешательства создателя.

Рано или поздно можно будет моделировать жизнь на компьютере и проигрывать ее вперед и назад, но, поскольку частота любого компьютера не может быть больше, чем частота генератора Вселенной, то и моделировать на компьютере реальную жизнь во всех ее деталях невозможно. Так что любое моделирование предполагает пренебрежение деталями каких-то уровней, то есть невозможность предсказать все на сто процентов.

 

7. Управление человеком

 

Виртуальный мир моделирует реальный. Чем больше знаний о реальном мире, чем выше производительность компьютера и больше объем его памяти, тем точнее модель. Однако сколь бы ни была точна модель, она всегда будет детерминированной – в ней всегда можно вычислить (предсказать) любое событие. Будем считать, что в основе Вселенной лежит такая модель, а для «одушевления» существует непознаваемый механизм, содержащий взрывопо-добное вдыхание в нее основной субстанции существования (энергии) и принцип неопределенности. Эту модель строит глобальный интеллект. Человек или другие разумные существа появляются на определенной стадии развития реального мира в качестве элементной базы глобального интеллекта.

В настоящее время развивающийся глобальный интеллект стремительно подчиняет себе человека.

Компьютеры подчинили себе человека в производственной деятельности – они управляют и технологическими процессами, и планированием ресурсов. Интернет объединяет все компьютеры в единую сеть. Современный человек все больше времени проводит в Интернете, получая там все необходимое для жизни, даже секс. Для того чтобы не было необходимости передвигаться, осталось создать сети продуктопроводов, по которым непосредственно в любое место жительства будут подаваться специальные пригодные для транспортировки продукты, так же как сейчас поставляются вода, тепло и электричество.

Электронное правительство пропагандируется как избавление человека от рутины и коррупции. На самом деле, идеологи е-правительства, используя не более чем модный лозунг, выбивают бюджет на развитие информационных технологий (единственный полезный результат). Необходимое содержание заключается в том, чтобы электронными услугами превратить человека в е-гражданина – мечта любой власти. Идеологи даже не осознают, что для осуществления этой мечты они сами должны сначала стать е-чиновниками, е-депутатами, и так далее, до е-президента.

Благодаря мобильным телекоммуникациям человек на наших глазах становится мобильным терминалом Интернета. Перспектива очевидна – в глобальном интеллекте человек будет играть роль клетки в обычном организме. Возможно, одни будут нейронами, а другие – выводиться с фекалиями. Организму все равно – ни тот ни другой не подозревают о его (организма) намерениях.

Электронное правительство

Что такое «электронное правительство» (далее ЭП)? Подавляющее большинство людей (а меня часто спрашивают и специалисты в области IТ, и простые граждане) не понимают суть этого термина. На самом деле специально для развешивания лапши на уши чиновников, депутатов и других без причины любопытных граждан создана малопонятная терминология.

Идеологи обычно декларируют, что ЭП предназначено для оказания правительством услуг населению в электронном виде с благородной целью – качественное улучшение обслуживания населения и борьба с коррупцией. Кто бы был против!

Если надеяться, что слова должны хоть как-то отражать обозначаемое ими содержание, то необходимо рассмотреть обе части словосочетания «электронное правительство».

Первая часть этого словосочетания – «электронное» – должна означать использование информационных технологий. В терминах идеологов ЭП эта часть выглядит приблизительно так: инфраструктура ЭП включает в себя телекоммуникации, государственные базы данных, порталы для правительственных сайтов и контентов, шлюзы и т. д. Нормальные люди от непонимания проникаются уважением и, естественно, задавать вопросы не решаются.

Действительно, сегодня практически все, кто действительно конкурирует за оказание услуг населению (от продажи товаров до резервирования билетов), используют Интернет. Вопросы предоставления рекламы, консультаций и справок, технологии взаимодействия с клиентами, сбора платежей и т. д. и т. п. технически давно проработаны и ничего нового здесь изобретать нет необходимости. Часто не нужен и компьютер – достаточно мобильного телефона и умения работать с ним (очевидно, завтра это будет нормой).

Вторая часть словосочетания – «правительство» – означает, что правительство предназначено для оказания услуг населению и бизнесу. Никто в это никогда не поверит, несмотря на то что и население, и бизнес постоянно должны получать какие-то справки в каких-то ведомствах. Все происходит с точностью до наоборот – сначала эти ведомства изобретают всевозможные правила (запреты, разрешения, налоги и др.), по которым взимают либо плату, либо взятки, и, таким образом, оказывают, лучше сказать, медвежьи услуги и населению, и бизнесу.

Идеологи ЭП при этом напускают тумана, типа: «в ЭП необходимо концептуально различать три составляющие – G2C, G2B и G2G». На нормальный язык переводится следующим образом.

«G2C» на английском означает «G overnment to C itizen» (правительство – гражданину), при этом to, звучащее как two (на английском – 2), заменяется на 2; аналогично, B – B usiness. Каким образом правительство оказывает услуги само себе (G2G) вообще непонятно. Теперь 2 заменяют на 4 (в английском four звучит как for – для). Получается G4C (правительство для населения), что звучит еще более лицемерно, но психологически вызывает ощущение прогресса, так как 4 больше 2. На единственно возможный вопрос «когда все это заработает» следует ответ – инфраструктура функционирует, а конечный результат зависит от контента, который обеспечивают соответствующие ведомства на правительственных порталах, и компьютерной грамотности граждан, которая повышается в рамках программы, о ужас, развития человеческого капитала. «Контент» – «содержание» в переводе с английского, замутненное идеологами для закручивания уже развешенной лапши на тех же ушах, а слово «портал» лучше не пояснять. Развитие человеческого капитала заключается, главным образом, в снижении информационного неравенства (далеко не каждый русскоязычный поймет этот бред, означающий необходимость обучения населения работе с компьютером, с которым все, кому надо, давно работают).

Программа создания ЭП позволяет выбивать деньги из государственного бюджета в государственном (большом) объеме. Положительный эффект, как всегда косвенный, заключается в привлечении государства к финансированию информационных технологий, поэтому результат будет – его не может не быть.

Для антисемитов причина проста – все это, как и многое другое, придумали евреи в 18-м году для одурачивания «советского» народа. Между прочим, этот народ всегда был, есть и будет на всем земном шаре, и ошибается тот, кто думает, что этот народ существовал исключительно на территории СССР и исчез вместе с ним.

Круговорот энергии как рекурсивный процесс

Рекурсивный процесс можно сравнить с вытягиванием бароном Мюнхаузеном самого себя за уши из болота. При этом с каждым усилием он погружается все глубже и глубже, а усилия как бы откладываются и накапливаются в последовательности, в которой они применяются. Наконец, он достигает дна. Тогда накопленные усилия применяются в обратном порядке и вытаскивают его из болота.

Здесь есть точка возврата (опоры), которая раскручивает рекурсию в обратном направлении.

Например, известная всем (по крайней мере, в то время, когда я учился, она была известна всем) функция – факториал: n! = n * (n-1)!

В функциональном виде ее можно записать так:

Факториал(N) = N * Факториал (N-1), причем Факториал (0) = 1 (это и есть точка возврата).

Например, чтобы вычислить Факториал(5), придется сначала записать Факториал(5) = 5 * Факториал(4), где Факториал (4) = 4 * Факториал (3) и т. д. Умножения как бы накапливаются, но не выполняются. Наконец, дойдя до 0, мы получим: Факториал(5) = 5*4*3*2*1*1.

Таким образом, 0 является точкой возврата. Теперь можно выполнить все накопленные умножения в обратном порядке. Здесь есть начало (0) и конец (5).

Круговорот энергии можно представить как рекурсивный процесс, который никто не запускал и у которого нет точки возврата. Но процесс этот выполняется так, как если бы эти начало и конец были, а именно: цель – это Вселенная под номером «+ бесконечность», точка возврата – это Вселенная под номером «– бесконечность». Наша Вселенная имеет какой-то номер i:

Вселенная (i) = i * Вселенная (i – 1).

Процесс оттолкнулся от «-бесконечность» и раскручивается в сторону «+бесконечность». Каждый Большой взрыв – это очередной виток выхода из рекурсии. Круговорот бесконечно вытаскивает сам себя, не имея конца. Вселенная (+ бесконечность) = + бесконечность * Вселенная (+ бесконечность – 1) * … * Вселенная (2) * Вселенная (1) … * Вселенная (– бесконечность). Каждая новая Вселенная лучше предыдущей.

Вселенная (+бесконечность) и есть недостижимое Совершенство.

 

 

Date: 2015-06-08; view: 415; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию