Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развлечения





 

Свободное от необходимой работы время заполняется развлечениями.

Содержание главы:

1. Необходимость досуга (свободное время, удовольствия).

2. Праздные развлечения (праздники, освобождение от ответственности, инстинкты против интеллекта).

3. Основное противоречие досуга (полезное против приятного).

4. Регулирование сферы развлечений (развлекательный бизнес, естественные и моральные ограничения).

 

1. Необходимость досуга

 

Если исключить сон, то время существования (бодрствования) человека можно разделить на две части:

1) время деятельности, необходимой для существования человека – экономической, политической, репродуктивной и т. д.;

2) свободное время.

Под свободным временем человека будем понимать время, когда человек свободен от выполнения любой необходимой для его существования деятельности. В свободное время человек может делать все что угодно и может ничего не делать.

Идеальный работник либо работает до упаду, либо спит. Например, робот либо функционирует (работает), либо отдыхает в режиме энергосбережения (спит). В нормальных условиях человек не работает до упаду. Другими словами, необходимая работа выполнена, а спать не хочется. Продолжать работать даже за дополнительные деньги бессмысленно – если явление будет носить массовый характер, это приведет к перепроизводству и, соответственно, к кризису.

Главная причина образования свободного времени – это уровень свободы, который имеет место быть в развивающемся человеческом обществе и который сохраняется до полной победы необходимости. Энергия, не связанная необходимой деятельностью, связывается деятельностью свободной.

Другая причина – удовольствия, которые человек может получить только в свободное от функционирования время. Таким образом, необходимость досуга обусловлена свободной энергией и удовольствиями.

 

2. Праздные развлечения

 

Под праздными развлечениями будем понимать развлечения, бесполезные как для конкретного человека, так и для общества в целом.

С тех пор, как труд сделал из обезьяны человека, этот самый человек старается трудиться как можно меньше, а свободное от работы время использует для получения удовольствий. Свободное время, используемое для получения удовольствий, назовем праздником. Традиционно праздничные развлечения были предназначены для получения физических удовольствий, связанных с удовлетворением инстинктов – еда, алкоголь, представления, любовные игры и др.

Удовольствие – это ощущение, получаемое при задержанном удовлетворении инстинкта. Энергия, которая должна освобождаться при удовлетворении инстинкта, накапливается и бьет в голову. Она заставляет интеллект работать в поиске способов удовлетворения инстинкта, и именно в этой работе интеллект развивается. Это касается не только основного инстинкта – голод и страх также способствуют развитию интеллекта. Сытый, сексуально удовлетворенный и чувствующий себя в безопасности человек не думает. Казалось бы, именно в этом состоянии человек мог бы заниматься наукой, искусством, творчеством. Но нет – в этом состоянии максимум, на что способен человек, – это (если не спать) переключать каналы телевизора в тщетной надежде найти что-либо интересное (он не может найти ничего интересного, потому что в этом состоянии у него нет интересов).

По мере развития общества возникает еще один тип усталости, связанный с постоянным давлением общественной необходимости – ответственности за себя и свою семью, морального долга, служебных обязанностей и др. Изменяется и роль праздных развлечений – они не только приносят удовольствие, но, отключая интеллект в момент получения удовольствия, позволяют на время освободиться от давления общественной необходимости, забыть о ней.

В праздничные дни человек освобождается от любых обязанностей, а общество организует всевозможные мероприятия, участие в которых доставляет человеку удовольствие. Интеллект отдыхает.

Друзья

Желание совместить приятое с полезным сохраняется и в дружбе. Дружба на основе чистой симпатии случается только в самом раннем бессознательном детстве. Я вспоминаю, может быть, первого своего друга. У нас в детском саду вместо туалета была так называемая «горшечная» – комната, в которой было много горшков. Почему-то не принято было ходить туда одному (днем скучно, ночью страшно). И вот ищешь кого-нибудь со словами «Пойдем покакаем», и обязательно находишь. Помню, ночью мы сидим с одним мальчиком (помню и имя, и фамилию – Вова Черный) рядом на горшках и беседуем. Мы – друзья. Друг, с которым сидел на горшке, по крайней мере, в тот момент не был заинтересован в твоем положении, если, конечно, горшки были одинаковыми.


С друзьями мы проводим свободное время, поэтому друзья бывают в детстве, может быть, в юности и иногда в молодости, когда свободного времени очень много. Детство бывает только счастливое, поэтому с друзьями прошли самые счастливые годы. С друзьями проведено столько свободного времени, что никогда уже и ни с кем столько времени не провести. Первые сигарета, стакан вина, девушка, драка… У нас есть тайны – ведь я был свидетелем его малодушия (когда, он, например, наябедничал воспитательнице), а он был свидетелем моего малодушия, но нам нет необходимости прощать друг друга. Друг не будет просить помощи. По такому принципу попадаются нам и друзья, и жены. А людей с требуемыми качествами не существует, и меньше всего этим критериям удовлетворяем мы сами. В потоке новых знакомых мы забываем о друзьях, но где-то в памяти они всегда есть, как теплое воспоминание. Очевидно, мы не выбираем ни родителей, ни детей – получаем, кого бог пошлет. Менее очевидно то, что мы не выбираем ни друзей, ни супругов.

Друзья остаются в детстве. После достижения двадцати лет могут появляться (и меняться) приятели, коллеги, родственники жены, партнеры по бизнесу, даже соратники. С этими людьми мы часто встречаемся, проводим время и общаемся. С одними сходимся, с другими расходимся. Некоторые исчезают после ссор, с другими отношения просто прерываются. С некоторыми отношения поддерживаются всю жизнь. С большинством из них нас связывают отношения взаимной полезности. Приходится испытывать разочарование, когда вдруг обнаруживается, что тебя просто хотели использовать. Кроме взаимной симпатии узы дружбы связывают людей, дополняющих друг друга. Обязательное условие – лидерство одного из них. Равные всегда конкурируют. Напротив, слабый ищет в сильном защиту, сильный ищет в слабом одобрение.

С возрастом часто бывает, что «друг оказался вдруг» в тот момент, когда ты чего-то добился в этой жизни. Он льстит, не смущаясь, смотрит тебе в рот и облизывает, облизывает все, а сам просто пользуется твоим положением. Этот «друг» отвернется, когда ты, не дай бог, потеряешь положение. Более того, он воткнет нож в спину, прикрываясь какой-нибудь убогой моралью, если ты поделишься с ним своими проблемами (за помощью обращаться к нему нельзя, потому что он ни на что не годен). Никогда не надо доверять шестеркам. У меня такой «друг»-подлец был, да простит его Всевышний. Когда я наблюдаю членов свиты влиятельных людей, мне становится очень жаль их.

 

3. Основное противоречие досуга

 

Видимо, когда-то свободного времени у человека было много, и он вел праздный образ жизни. По мере развития цивилизации необходимая деятельность занимает все больше времени, а в свободное время человек старается совместить приятное с полезным: так называемый активный образ жизни и спортивные игры – для укрепления здоровья, интеллектуальные игры – для развития интеллекта, коллекционирование и другие хобби – для извлечения материальной выгоды и др.

Общая тенденция такова, что человек должен ощущать себя свободным, занимаясь необходимой деятельностью, и получать при этом удовольствие. Другими словами, любая деятельность человека должна быть необходимой и приносить удовольствие. Возможно, такое соотношение имело место в примитивном обществе в условиях изобилия. Возможно, в будущем человек разовьется до такой степени, что любая полезная деятельность будет приносить ему удовольствие.


Для большинства людей получение физического удовольствия остается необходимой частью жизни. Однако для некоторых людей уже сегодня конкретные результаты необходимой деятельности могут приносить материальное или моральное удовлетворение, удовольствие от которого значительно выше любого получаемого ими физического удовольствия.

Таким образом, основное противоречие досуга сводится к противоречию между праздным образом жизни, для которого досуг был изначально предназначен, и другими видами деятельности на досуге, которые вместе с удовольствиями приносят пользу как конкретному человеку, так и обществу в целом.

 

4. Регулирование сферы развлечений

 

Сфера развлечений, как и любая другая область человеческой деятельности, регулируется деньгами и моралью. Деньги стимулируют развитие сферы развлечений через развлекательный бизнес, мораль ограничивает разврат через государственное регулирование.

В стремлении к удовольствиям человек переходит от удовлетворения чувства голода к поиску изысканной пищи, от актов размножения к шоу и сексу, от преодоления опасностей к азартным играм. Получение удовольствия становится самоцелью, которая снимает все, в том числе моральные, ограничения. Человек готов платить за удовольствия, и спрос порождает индустрию развлечений – парки отдыха, дискотеки, ночные клубы и др., где человеку предоставляется возможность освободиться от пресса повседневной жизни посредством расслабляющих волю ритмов, алкоголя и наркотиков. Деньги стимулируют развлекательный бизнес и заставляют человека зарабатывать на развлечения.

Если умеренное количество развлечений дает возможность человеку просто расслабиться, то неумеренное рано или поздно приводит к физической и интеллектуальной деградации личности. «Бесконечный кайф» равносилен смерти, поэтому и природа, и общество всегда ограничивают стремление человека к удовольствиям.

Природа наказывает любую невоздержанность ухудшением физического состояния и ведет к нарушению функциональности человека: обжорство – к ожирению, чрезмерное употребление алкоголя – к наркологической зависимости, неумеренность в сексе – к венерическим заболеваниям и импотенции.

Общество ограничивает праздные развлечения определенными периодами и рамками, вводит запреты на распространение аморальных развлечений. Жесткость законов колеблется в зависимости от состояния общества. Ханжеское законодательство соответствует застою в развитии. В развивающемся обществе законы достаточно либеральны – человеку всегда предоставляется возможность удовлетворить так называемые пороки в более или менее легальной форме – игорный бизнес, проституция и др. Точно так же соответствующие жанры литературы и кино (насилие, порнография) позволяют выпустить пар без совершения действий.


Чувство меры

Все желают друг другу здоровья. Особенно когда кто-либо переболел серьезной болезнью или был свидетелем этого. Они говорят: «Ну, уж ничего не надо, кроме здоровья, ни денег, ни славы», и в подтверждение своей мысли приводят жуткий пример.

Вполне может быть. Абсолютно здоровый человек – это тот, кто всегда радуется жизни, и кого в конце жизни поджидает не мучительная смерть, а эвтаназия. Оптимизм – не черта характера, а признак физического здоровья.

Необходимость уговаривает:

– нормальная цель в жизни – карьера, деньги, дети, дом и т. д.;

– солнце, воздух, вода, минимум физических упражнений на все функциональные органы;

– простая пища без перееданий;

– умеренное употребление алкоголя, табака; и т. д.

Здоровый человек удовлетворен без удовольствий. Он удовлетворяет инстинкты, но не доводит их до состояния, в котором их удовлетворение является удовольствием. Если с детства воспитывать человека так, что он не узнает что такое наслаждение, он и не будет к нему стремиться и, как говорят, здоровеньким помрет. Но тогда у него не будет желаний, не будет желания и жить. Общество, выполняющее только обязанности, останавливается в развитии. Человечество неоднократно пыталось загнать себя в пуританские рамки, но пока не получилось.

Свобода соблазняет:

– не напрягайся, поваляйся еще, это можно сделать завтра;

– попробуй вот это – очень вкусно;

– выпей еще чуть-чуть, и неприятности уйдут сами собой;

– одна женщина – хорошо, а две – еще лучше; и т. д.

Человек пробует, но испытав наслаждение однажды, трудно отказаться, когда вновь появляется возможность испытать его. Когда-то вынужденное подавление инстинкта сделало из обыкновенного удовлетворения наслаждение. С тех пор он не может отказаться от удовольствия. О морали легко рассуждать, когда не хочется ни есть, ни пить и уже ничего не стоит.

Если же удовольствие становится смыслом жизни, то жизнь делается бессмысленной и заканчивается быстро и печально. Именно этот кто-то, который всегда найдется, ценой своей жизни показывает нам необходимость ограничений. Сначала он нарушает табу и выпускает джина из бутылки, а затем, сгорая, отрезвляет нас.

Человек, знающий свою меру во всем, не прыгнет выше головы. Если никто не будет прыгать выше головы, то мы все (человечество), в конце концов, будем ползать.

 







Date: 2015-06-08; view: 1377; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию