Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я слышал, как однажды ты сказал, что злоупотребление свободой вредно. Разве можно злоупотреблять свободой?





Философы всегда полагали, что сущность предшествует существованию, что когда человек рождается, то его будущее уже предопределено. Подобно семени он содержит в себе всю программу, и все дело лишь в ее выполнении. Свободы нет.

Такова точка зрения всех философов прошлого: человеку уготована определенная судьба, предназначение. Человек должен стать тем, кем ему предначертано; все решено, сценарий уже написан. Вы о нем не знаете – это другое дело, но, что бы вы ни делали, это делаете не вы, это совершается через вас природными, бессознательными силами или Богом.

Это позиция детерминиста, фаталиста. Все человечество очень сильно от нее пострадало, потому что такой подход означает, что нет возможности никаких радикальных изменений. Совершенно ничего нельзя сделать, чтобы трансформировать человека, все произойдет так, как предрешено.

Именно из‑за этого воззрения пострадал Восток. Когда ничего нельзя сделать, человек начинает мириться со всем: с рабством, с бедностью, с уродством – нужно все принимать. Это не понимание, не осознанность, это не то, что Гаутама Будда называет таковостью, татхатой. Это просто отчаяние и безысходность, которые прячутся за красивыми словами. И последствия этого гибельны.

В Индии это можно видеть в своей самой развитой форме: бедность, нищета, болезни, калеки, слепые. И никто не обращает на это никакого внимания, потому что такова жизнь, она всегда была и будет такой. В саму душу просачиваются апатия и вялость.

Но все это мировоззрение в корне ошибочно. Это утешение, а не открытие. Это способ прикрыть раны – это рационалистическое обоснование. А как только рационалистические обоснования начинают прикрывать вашу реальность, вы непременно начинаете падать в еще более темные сферы.

Я хочу сказать, что сущность не предшествует существованию, наоборот, существование предшествует сущности. Человек – это единственное существо на Земле, которое обладает свободой. Собака рождается собакой, будет жить собакой и умрет собакой; у нее нет свободы. Роза останется розой, у нее нет возможности трансформации – она не может стать лотосом. О выборе и речи быть не может, у них вообще нет свободы. Именно в этом заключается кардинальное отличие человека. Это достоинство человека, его особое положение в этом мире, его уникальность.

Вот почему я говорю, что Чарльз Дарвин не прав – он причисляет человека к категории животных; на основное отличие он даже не обратил внимания. Основное отличие заключается в следующем: все животные рождаются с программой, и только человек рождается без нее. Человек рождается как tabula rasa, чистая дощечка, на которой ничего не написано. Вы должны написать на ней все, что хотите; это будет ваше собственное творение.

Человек не просто свободен; я бы сказал, что человек – это и есть свобода. Это его суть, это его душа. Как только вы отказываете человеку в свободе, вы отказываете ему в его самом драгоценном сокровище, в его царстве. Он становится нищим и оказывается в гораздо более отвратительной ситуации, чем другие животные, потому что у них, по крайней мере, есть определенная программа. Человек же просто теряется.

Стоит понять, что человек рождается как свобода, и все возможности для роста открываются. И тогда вы сами решаете, кем становиться, а кем не становиться. Ваша жизнь – ваше собственное творение. Она превращается в приключение – не в выполнение задачи, а в приключение, в исследование, в открытие. Истина не дается вам с самого начала, вы должны создать ее. В некотором смысле, вы каждое мгновение создаете самих себя.

Если вы соглашаетесь с теорией судьбы, это тоже акт принятия решения относительно вашей жизни. Принимая фатализм, вы выбираете жизнь раба – это ваш выбор! Вы решаете сесть в тюрьму, вы решаете надеть на себя цепи, но это все равно ваш выбор. Вы можете выйти из тюрьмы.

Вот что такое саньяса: принятие своей свободы. Конечно, люди боятся быть свободными, потому что свобода – это риск. Вы никогда не знаете, что делаете, куда идете, каким будет конечный результат всего этого. Если вы не готовый продукт, то вся ответственность лежит на вас. Вы не можете переложить ее на чужие плечи. В конце концов, вы будете стоять перед существованием и нести полную ответственность за себя, чем и кем бы вы ни были. Вы не можете уклониться от этого, вы не можете сбежать. Отсюда и страх. Из‑за этого страха люди выбирают всевозможные виды детерминистских позиций.

Странное дело: религиозные и нерелигиозные люди согласны лишь в одном – в том, что свободы нет. По всем остальным пунктам они не могут найти согласия, но в одном они, все же, единодушны. Коммунисты говорят, что они атеисты, что они не религиозны, но при этом они утверждают, что человек обусловлен социальными, экономическими и политическими факторами. Человек не свободен, сознание человека определяется внешними силами. Это та же логика! Внешнюю силу можно называть экономической структурой; Гегель называет ее Историей – с большой буквы «И», запомните это, – а религиозные люди называют ее Богом, снова слово с большой буквы. Бог, история, экономика, политика, общество – это все внешние силы. Но в одном они согласны: свободы нет.

Именно в этом отличие истинно религиозного человека.

Я говорю вам, что вы абсолютно свободны, безусловно свободны. Не избегайте ответственности, избегание не поможет. Чем раньше вы ее примите, тем лучше, поскольку вы сразу же сможете создавать себя. А как только вы начинаете создавать себя, возникает великая радость, и когда вы завершаете творить себя, и у вас получается именно то, что вы хотели, вы испытываете глубочайшее удовлетворение, подобное удовлетворению художника, делающему последний штрих и завершающему свою картину. Хорошо сделанная работа приносит глубокое умиротворение. Вы чувствуете, что приобщились к самому существованию.

Если Бог – творец, то единственная молитва должна быть о том, чтобы уметь творить, поскольку только через личное творчество вы принимаете участие в творчестве существования; другого способа участия нет. Вы не должны об этом думать, вы должны участвовать. Вы не можете быть наблюдателем, вы можете быть только участником; только тогда вы почувствуете вкус тайны истинного творчества. Создание картины, создание поэзии, создание музыки – это все ничто по сравнению с созданием себя, с созданием своего сознания, с созданием своего бытия.

Но люди боятся, и на это есть причины. Первая причина – это рискованно, потому что только ты несешь за это ответственность. Во‑вторых, свободой можно злоупотребить, потому что можно сделать неправильный выбор. Свобода означает, что вы можете выбрать как правильное, так и неправильное; если вы свободны выбирать только правильное, это уже не свобода.

Тогда это будет, как в случае с Фордом и его первыми автомобилями, которые были черного цвета. Он приводил клиентов в демонстрационный зал и говорил им: «Вы можете выбрать любой цвет, при условии, что это черный!»

Разве это свобода? «При условии», что это правильно, при условии, что вы следуете десяти заповедям, при условии, что вы поступаете в соответствии с Бхагавадгитой или Кораном, при условии, что это согласуется с учением Будды, Махавиры, Заратустры. Но тогда это вовсе не свобода! Главным, неотъемлемым свойством свободы является способность выбирать и то, и другое, выбирать как правильное, так и неправильное.

Опасность – и, как следствие, страх – в том, что неправильное всегда легче сделать. Неправильное – это спуск с горы, правильное – подъем в гору. Идти в гору трудно, тяжело; и чем выше вы поднимаетесь, тем тяжелее. Спускаться вниз, напротив, очень легко: вам ничего не нужно делать, земное притяжение все делает за вас. Вы можете просто катиться камнем с вершины горы, камень всегда достигает самого низа, ничего не нужно делать. Но если вы хотите повысить уровень своего сознания, если вы хотите подняться в мир красоты, истины и блаженства, значит, вы стремитесь к самым высоким вершинам, и это, конечно же, трудно.

Во‑вторых, чем выше вы поднимаетесь, тем больше опасность упасть, так как тропинка становится у же, а вас с обеих сторон окружают пропасти. Один неверный шаг, и вы упадете в бездну, вы исчезнете. Гораздо удобнее и комфортнее идти по ровной, широкой дороге и не думать о вершинах.

Свобода дает вам возможность либо пасть ниже животных, либо подняться выше ангелов. Свобода – это лестница: одна сторона лестницы упирается в ад, другая касается небес. Это одна и та же лестница, выбор за вами, вы должны сами выбрать направление.

На мой взгляд, если вы несвободны, вы не можете злоупотребить своей несвободой; несвободой невозможно злоупотребить. Тюремный заключенный не может злоупотребить своей ситуацией – он закован в цепи, он ничего не может сделать. И в такой ситуации находятся все животные за исключением человека: они не свободны. Они рождены, чтобы быть определенными видами животных, и они исполняют свое предназначение. Вернее, природа исполняет его; от них ничего не требуется. В их жизни нет вызова. Только человеку приходится сталкиваться с вызовом, с великим вызовом. И очень немногие выбирают риск, подъем к вершинам, исследование заоблачных пиков. Очень немногие – Будда, Христос – совсем немногие; их можно сосчитать по пальцам.

Почему же все человечество не решает достичь такого же состояния блаженства, которого достиг Будда, такого же состояния любви, которого достиг Христос, такого же состояния празднования, которого достиг Кришна? Почему? Да потому, что даже стремиться к этим вершинами опасно, лучше о них вообще не думать. И самый лучший способ не думать о них – это согласиться с тем, что свободы нет, что все предрешено, что еще до вашего рождения вам вручен определенный сценарий, и вы должны его просто осуществить.

Ты спрашиваешь: «Разве можно злоупотреблять свободой?»

Только свободой и можно злоупотреблять, рабством невозможно злоупотреблять. Именно поэтому сегодня вы видите в мире так много хаоса. Его не было раньше по той простой причине, что человек не был свободен. Вы видите больше хаоса в Америке, нежели в России, потому что в России люди не могут совершать свободного выбора. В Америке люди пользуются самой большой свободой за всю историю человечества. Везде, где есть свобода, возникает хаос, но этот хаос ценен тем, что только из него рождаются звезды.

Моих людей будут ненавидеть во всем мире, их будут осуждать, потому что они решили жить свободной жизнью. Я не даю вам никакой дисциплины, так как любая дисциплина – это тонкий вид рабства. Я не даю вам никаких заповедей, потому что любые заповеди, данные извне кем‑то другим, порабощают вас и лишают свободы.

Я учу вас лишь тому, как быть свободными, и предоставляю вам самим делать со своей свободой все, что хотите. Если хотите пасть ниже животных, таков ваш выбор, и вы вольны так поступать, это ваша жизнь. Если вы сделаете такой выбор, это ваша прерогатива. Но если вы поймете, что такое свобода и какова ее ценность, вы не начнете падать, вы не опуститесь ниже животных, вы начнете подниматься выше ангелов.

Человек – это не неизменная сущность, это мост, мост межу двумя сущностями: животным и Богом, бессознательным и сознательным. Растите в сознании, растите в свободе, делайте каждый шаг, принимая свое собственное решение, – творите себя. Саньясин – это человек, который творит самого себя и берет всю ответственность за это на себя.

 

* * *

 

Я долго и отчаянно искал духовную истину. Несмотря на то, что мне казалось многочисленными подлинными духовными переживаниями, я оставался неудовлетворенным и потерянным. В последнее время мое горячее желание достичь духовных переживаний и их плодов стало постепенно исчезать. Сейчас я просто наслаждаюсь повседневной жизнью и всем, что она приносит: вкусной едой, прогулкой по сельской местности, смехом с любимой и тому подобным. Значит ли это, что мне стало лень идти по пути к просветлению?

Date: 2015-06-08; view: 542; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию