Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кризис медицины ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В Германии особенно много критических высказываний по поводу развития современной медицины и ее односторонности принадлежит Шеферу и Мичерлиху. Но самая известная и уж точно самая популярная критика современной медицины принадлежит социологу Ивану Илличу, издавшему в 1975 году книгу под названием «Меdical Nemesis». В исключительно резких выражениях Иллич разбирает развитие современной медицины, характеристикой может служить название первого раздела его книги: «Чума современной медицины»! Однако в этом представлении скрыт решающий недостаток. Хотя оно и вскрывает целый ряд спорных моментов медицины, но ни в одном месте не предлагает какое-либо убедительное изменение или решение. Тем не менее, книга Иллича должна входить в обязательную программу для чтения каждого совершеннолетнего человека, будь то профессионал, занятый в медицине, или пациент, отдающийся ему на лечение. Можно удивляться, насколько мало эта с одной стороны блестящая, с другой стороны почти циничная критика современной медицины изменила в самой медицине. При помощи всего вышеописанного мы пытались установить глубокие причины кризиса в медицине. Мы взглянули на возникновение и рождение современной медицины, поскольку нам представляется важным, чтобы происходящее рассматривалось как кризис развития: отважно начатое развитие остановилось и угрожает обратиться в свою противоположность. Благотворное развитие продолжится лишь в том случае, если с тем же мужеством, с той же решительностью, с какой в свое время начал Вирхов, будет сделан следующий шаг. После всего, что было сказано до сих пор, этот следующий шаг должен заключаться в преодолении редуцированного образа человека и в положении в основу медицинской деятельности познания всей действительности человека, его телесного, как и его душевного и его духовного бытия. Но элементарным препятствием для подобного благотворного развития является научный догматизм современной медицины. Наука должна быть свободным полем для исследований с огромным взаимным интересом со стороны различных методических направлений. Но со второй половины XIX века естественнонаучно ориентированная медицина претендует на исключительную действенность только своего метода, причем это требование встречается уже в рассмотрениях Вирхова. Хотя непредвзятому человеку подобное притязание на исключительную действенность одного научного метода кажется совершенно неприемлемым и нелепым, в медицине это догматическое направление утвердилось. Иллич характеризует это развитие как «медицинские секты» и при этом имеет в виду не группировки так называемых терапевтических направлений, а именно естественнонаучно ориентированную медицину. Буквально мы у него читаем: «С начала этого века врачебный корпус превратился в устойчивую церковь»! Это развитие можно хорошо проследить, рассмотрев лечение, для которого сегодня существуют научно признанные методы и научно непризнанные методы (в немецком медицинском законодательстве последние называются особыми терапевтическими направлениями). Научно признанное лечение есть результат экспериментов, которые статистически изучены и подтверждены. Оно легитимирует себя при помощи статистики, то есть для одного отдельного пациента существует определенная, соответствующая результатам экспериментов вероятность того, что ему станет лучше, или же лучше не станет, или даже станет хуже. В какую из этих трех групп попадет пациент - каждый раз это эксперимент с неизвестным исходом. Иллич охарактеризовал это следующим образом: «Для научно ориентированного врача медицина - наука, и каждый случай лечения - повторение эксперимента со статистически заданными вероятностями исходов... от научной медицины, применяемой медицинскими учеными, ожидается, что она будет производить правильные методы лечения, неважно, ведут ли они к исцелению, к смерти или к отсутствию реакции со стороны пациента. Эти методы лечения легитимируют себя при помощи статистики, которая согласно математическому распределению предсказывает все три исхода.» Т.о., сегодня целью любой научно идеальной и поэтому, разумеется, признанной терапии является схема лечения, рассчитываемая по измеряемым величинам пациента (вес, рост, площадь поверхности тела), но в остальном полностью независимая от каждый раз индивидуальной или биографической ситуации пациента. Если последовательно развивать такие терапевтические схемы, то в конечном итоге сам врач будет уже не нужен, и уже тем более не потребуется часто упоминаемое, в рамках естественнонаучной медицины совершенно непонятное «искусство врача»; для лечения нужен будет лишь хорошо подготовленный специалист пока еще не существующей профессии терапевтически-технического ассистента. Эти критические замечания описывают односторонность в развитии современной медицины, не ставя саму ее под сомнение. Однако в последнее время эта односторонность все отчетливее ощущается людьми, которых медицина называет пациентами. Их почти безграничная на протяжении десятилетий вера в медицину и врачей все больше уступает место скептическому вопросу, действуют ли врачи действительно на пользу пациенту или же они в большей степени действуют для своей пользы и из чистого исследовательского стремления. Пациенты все чаще спрашивают об альтернативах, ищут нетрадиционные медицинские системы. Пациенты больше не хотят быть произвольными объектами медицины, но серьезно воспринимаемыми партнерами. Сегодня это поведение называют также «голосование ногами». Но кризис современной медицины имеет три аспекта. С одной стороны, это кризис познания; на этот аспект мы до сих пор преимущественно и обращали внимание. С другой стороны, это кризис деятельности и кризис в общественно-институциональной сфере. Обсуждение этих двух аспектов не есть задача данной книги, но для полноты картины следует о них кратко упомянуть. Врачебная деятельность также обозначается как искусство исцеления. Это указывает на то, что любое правильное медицинское действие должно быть творческим процессом. Такой процесс начинается с диагноза и раскрывается во взаимодействии всех терапевтических и гигиенических мероприятий. Кризис деятельности в медицине проявляется в нарастающем ограничении свободы врачебной деятельности, а также в прогрессирующей неспособности к такой деятельности. Если, например, еще 30 лет назад были великие врачи-диагносты, которые из всего своего профессионального опыта с большой уверенностью и надежностью ставили диагнозы своим пациентам, а затем подтверждали их с помощью технических методов, то сегодня во враче мы, в сущности, видим «собирателя диагностических данных», отмечающего фломастером патологические отклонения в полученных исследованиях и объединяющего их затем в диагнозы или даже субдиагнозы. В этом месте размышляющему свидетелю подобного развития на ум приходит фраза из «Фауста» Гете: «Вот части – на моей ладони; но только духа нет в них боле!» Врачу в ходе его обучения должна быть привита способность к творческой деятельности, затем в течение всей жизни ее следует поддерживать и развивать. Об этом еще будет идти речь, когда к концу нашей книги мы будем обсуждать обучение врача. Врачебная свобода как творческий потенциал проявляется по отношению к медицинскому знанию в том, что последнее является не определяющей нормой, а партитурой, на которой при встрече врача и пациента может возникнуть новая медицинская и даже художественная интуиция. Но врачебная свобода проявляется и в том, что каждая консультация пациента или беседа с коллегами и другими медицинскими сотрудниками является встречей двух людей. Наконец, врачебная свобода проявляется в отношении к технике и аппаратуре. Ибо это отношение будет свободным и творческим в том случае, если технические средства будут использоваться инструментально. Под этим подразумевается та ситуация, когда технические процессы и аппараты все больше угрожают захватить власть над врачом и пациентом, когда врач более не способен детально в них разобраться и вынужден постоянно их использовать. Для всего вышесказанного в медицине можно найти множество примеров, прежде всего в области диагностики, интенсивной терапии, травматологии и ортопедии, в случае уже упоминавшихся имплантаций искусственного водителя ритма или инсулиновой помпы и во многих других случаях. Решающим для этого аспекта является выработка зависимостей. Например, в интенсивной терапии особенно многообразно проявляется это нагнетание зависимости от технических средств, драматической кульминацией чего бывает ситуация аппаратно поддерживаемой жизни, которую с трудом можно окончить даже в случае положительного судебного решения, например, в связи с обращением близких родственников. Это еще раз подтверждает, что не сама по себе техника является проблемой для медицины, а наше обхождение с ней. Господствует ли техника надо мной, или я использую ее возможности в своей врачебной деятельности? И совершенно особенно следует осознать еще один аспект проникновения техники в медицину: техника склонна вставать между людьми, то есть оттеснять врачей или медицинских сотрудников от других людей - от пациентов. Она создает целесообразность вместо сочувствия. Это, в конце концов, неизбежное следствие объективизации медицины или рассмотрения человека как объекта, поскольку его субъективно-индивидуальная сторона не может быть воспринята естественнонаучной медициной. Общественно-институциональный аспект кризиса медицины проявляется в настоящее время в хозяйственной необходимости, играющей в современной медицине все большую роль. Можно подумать, что сегодня основной темой медицины являются возросшие расходы и всемерные попытки их снижения. Все больше складывается впечатление, что эту тему выдвигают на передний план и тем самым превращают здравоохранение всего лишь в одну из сфер рыночного хозяйства для того, чтобы действительные проблемы медицины как научного метода полностью исчезли из поля зрения. И хотя последнее в высшей мере опасно, тем не менее не вызывает сомнения факт, что стремительный рост расходов и связанные с этим вынужденные обстоятельства стали центральной проблемой медицины. С точки зрения врача стационара, проработавшего в медицине почти 40 лет, трудно представить, что суточный тариф нахождения в небольшом гамбургском госпитале, составлявший в 1960-м году 10 немецких марок, сегодня вырос в 50 раз. Личное впечатление и постоянно подтверждающийся опыт несомненно показывают, что за эти 40 лет уход за пациентами, облегчение их страданий и даже излечение их болезней никак не могли улучшиться в 50 раз. Хотя с современной точки зрения лечение в то время, например, язвы желудка, и кажется довольно примитивным и ненаучным, тем не менее, число улучшений и облегчений ни в коем случае не было столь мало, чтобы стал понятен подобный скачок цен. Подобное же справедливо для многих других терапевтических заболеваний, и вне области интенсивной терапии трудно назвать болезни или группы болезней, в которых наблюдался бы прогресс, хотя бы приблизительно оправдывающий подобное чрезмерное повышение издержек. Существенной причиной этого является современная система страховых компаний и лежащий в ее основе Национальный страховой кодекс. Если когда-то они были задуманы как настоящая социальная помощь для социально незащищенных слоев населения, то со временем, через предписанное государством обязательное медицинское страхование, они превратились в (подвергавшиеся широким дискуссиям) магазины самообслуживания в сфере здоровья. Личный эгоизм, единственно определяющий фактор в современном здравоохранении, является глубоким корнем так называемого роста цен и имеет две причины, которые следует знать, чтобы его преодолеть. Одна из них - анонимность нашего здравоохранения. Отдельные члены солидарного сообщества застрахованных не знакомы друг с другом. Но единственно действенная сила для преодоления или уравновешивания собственной корысти - это конкретная встреча с другим человеком, нуждающимся в моей помощи. Система страхования должна быть построена таким образом, чтобы она делилась на небольшие обозримые «приходы». Каждый отдельный член «прихода» должен знать, кто участвует в обеспечении его медицинской помощью и для кого он сам вносит свой вклад. Но должны также быть найдены формы, позволяющие человеческому страданию снова встретить в нашем обществе сопереживание, помощь и облегчение. Это ведет к вопросу о более развитой системе амбулаторной медицинской помощи (социальные отделения и др.) Другая причина господствующей в здравоохранении своекорысти коренится в материализм е самой медицины. Здесь следует лишь обозначить основополагающие проблемы, из которых вытекает необходимость развития в медицине более широкого («целостного») образа человека и дальнейшей его научной разработки.
Date: 2015-06-08; view: 594; Нарушение авторских прав |