Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конкретный человек (генетика): кризис врачебной ответственности
Если последовательно развивать представление Вирхова о клетке как о единице, в которой уже все содержится, то в ней необходимо найти нечто, что полностью определяет отдельного человека. Это как будто удалось после открытия законов наследственности и обоснования генетики. Ибо расположение хромосом и, в первую очередь, отдельных генов «определяет» каждого конкретного человека; таким образом, человек предстает перед нами как случайная комбинация генетических признаков его предков, продукт законов природы и наследственности. В подтверждение подобной точки зрения был найден целый ряд наследственных болезней, например, как проявлений хромосомных аберраций: гемофилия, монголизм (болезнь Дауна) и другие. Считается, что найдено множество указаний на наследственный характер предрасположенности к определенным заболеваниям; в современном варианте этот научный подход привел, например, к развитию диагностики НLА-типов. Без каких-либо оговорок можно утверждать, что сегодня генетика превратилась в существенное направление исследований причин заболеваний, или что для многих заболеваний, собственные причины которых до сих пор еще не известны, обсуждаются генетические причины. С такой же последовательностью, с какой из представленного Вирховым образа мыслей вытекают вопросы генетики, из него вытекает и необходимость того, что в современной медицине человек может быть воспринят только лишь как объект, что любое понимание человека как индивидуальности должно было исчезнуть. В прошлом Жак Моно считал, что случай и необходимость следует объявить собственно определяющими человека величинами; ибо в генетическом воззрении на человека нет места для его индивидуальности и свободы. Шефер однажды сформулировал это следующим образом: «Мизерность больничной медицины, ее неспособность воспринять пациента в его уникальности и благодаря этому дать ему подходящий совет и помочь ему является необходимым следствием чисто естественнонаучной основы этой медицины.» Или Александр Мичерлих: «Кто сегодня отправляется в больницу, должен оставить свою индивидуальность почти в той же степени, как это происходит в казарме или в тюрьме. Страх перед организацией здравоохранения, которая хочет их проглотить, написан у всех на лице.» Вероятно, многие люди, работающие в медицине в качестве врачей, медицинских сестер, санитаров или в другом качестве, совсем не осознают несоответствие нашего времени. С одной стороны, в каждой отдельном человеке все сильнее ощущается стремление к свободе со всеми вытекающими социальными проблемами. С другой - естествознание вынуждено отрицать в отношении человека подобную возможность свободы. Но наступление на человеческую индивидуальность и ее самоопределение заходит гораздо дальше. Еще в 1964 году Рихард Кауфман в своей книге «Делатели людей. Будущее человека в биологически управляемом мире» указал на животрепещущие вопросы о том, насколько можно манипулировать человеком при применении генетических закономерностей. Сегодня генетика стоит перед этой проблемой, как атомная физика перед второй мировой войной, а именно, когда наука находится в кажущемся свободным от морали пространстве и не хочет осознавать, как легко результаты ее исследований могут найти применение в практических, и прежде всего в политических сферах жизни. Ученые-генетики в один прекрасный день тоже скажут: «Мы этого не хотели!»? Сегодня генетика особенно приблизилась к человеческой границе рождения и уже принимает решения, которые, вероятно, можно объяснить или понять только с механистических позиций естествознания. Осознаем ли мы, что с современными возможностями диагностики наследственных нарушений и пороков уже в эмбриональном периоде и, тем самым, с возможностью предотвращения рождения подобных людей мы очень близки к сфере медицинской деятельности, которая во времена национал-социализма в Германии устраняла «недостойные жизни»? Этот вопрос также не следует понимать как персональную критику в адрес ученых, а лишь как попытку поднять и осознать животрепещущий вопрос познания, характерный для медицины нашего времени. Прежде всего, нам следует совершенно по-новому обратить внимание на возможный смысл телесного или психического нарушения развития в жизни человека. Если человека с таким нарушением видят только как дефектное тело, то его, последовательно продолжая рассуждения, можно заменить или «пустить в утиль». Но если найти воззрение на человека как на реализующуюся в теле духовную индивидуальность, тогда можно прийти к совершенно другим выводам. Совершенно ли невозможна - поначалу только в качестве рабочей гипотезы -мысль, что некая индивидуальность желает иметь препятствие в виде такого телесного или психического нарушения, чтобы с его помощью развить в себе совершенно особенные силы, которые впоследствии, может быть в следующей жизни, сможет употребить на благо всего человечества? Может быть, мы по незнанию отнимаем у человечества важные, для его развития необходимые будущие силы, когда искореняем врожденные пороки? Может быть, это мнимое благо есть на самом деле проклятие человечества? Что можно сделать с медицинской позиции, для чего предназначен врач - это вопрос и решение совести. Но совесть в своей действенности зависит от знания. Поэтому перед крестом Иисус Христос сказал: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Но мы сегодня можем знать, мы можем с той же ясностью и последовательностью, с какой изучаем неорганическую природу человека, с какой пытаемся понять генетические закономерности, также стремиться к тому, чтобы познать законы индивидуального человеческого духа. Как раз медицинское человековедение должно задаться вопросом, имеет ли отдельный человек свой собственный внутренний закон (судьбу), существует ли для него духовная (божественная) путеводная звезда, и как они проявляются в ходе жизни, в его биографии. Здесь появляются обе закономерности, которые в антропософии были заново сформулированы для нашего времени по сравнению с древними духовными науками: закон повторяющихся земных жизней (реинкарнация) и закон судьбы (карма). Оба закона являются центральным содержанием антропософии и необходимы для дополнения нашей современной медицины, если последняя хочет снова прийти к пониманию каждого человека и его биографии, а также к моральной ответственности за человека и человечество. Антропософское обоснование этих двух законов вышло бы за рамки данной книги. Они будут упоминаться в некоторых главах, но как мировоззрение лежат в основе всего представленного материала. Читатель может более подробно познакомиться с этой темой в книгах из списка для углубленного изучения. Однако привлечение этого воззрения принесет с собой совершенно новое качество медицинской совести, приведет к тому, что некоторое из того, что может быть сделано сегодня, по внутренней необходимости не состоится или будет сделано иначе. Это новое качество врачебной ответственности достигнет своей полной действенности тогда, когда в подобающей нашему времени ясности будет снова познано то, что было древним знанием: что человек есть существо становящееся, и что внутренняя потребность к постоянному становлению на протяжении всей жизни заложена в природе его индивидуального духа. Поэтому Аристотель назвал этот человеческий дух энтелехией, то есть изначально и постоянно стремящимся к совершенству. Ибо с этой точки зрения все удары судьбы являются для человека вызовом, помощью для дальнейшего развития. Т.о., болезни являются не только тяготами и злом, но и заданиями. Врач должен так направить лечение, чтобы пациент не только выздоровел телесно, но чтобы ему удалось также принять и выдержать заложенный в его болезни вызов. Характеристику последствий вирховского научного образа мышления в медицине следует завершить и обобщить двумя цитатами одного современного физика. Эти высказывания помогут перейти к следующему разделу о кризисе современной медицины и бросить взгляд на возможное разрешение кризиса при помощи антропософии. Клаус Мюллер, профессор физики из Брауншвайга, следующим образом начинает и завершает главу «Апории физики и кризис медицины» своей книги «Рубеж восприятия». «Утверждение, что медицина находится в состоянии кризиса, вероятно, не останется неоспоренным. Тем, кто занят в медицине, очевидный прогресс в технике и в содержании диагноза и лечения может казаться достаточным указанием на то, что в этой сфере происходит живое развитие и увидеть здесь кризис довольно трудно. Тот, кто так реагирует, думает в первую очередь о естественнонаучной медицине: и в действительности нам здесь впервые встречается обстоятельство, что естественнонаучная форма медицины стала и продолжает быть определяющей для судьбы всей медицины. Это обстоятельство затрудняет восприятие того, что в действительности медицина находится в фундаментальном кризисе, симптомы которого становятся все отчетливее вплоть до конкретных ситуаций с пациентами. Этот кризис - и это мой первый тезис - подпитывается не из широкой области медицины как искусства исцеления, а из соединения этого древнего целительства с естественнонаучным подходом нового времени; таким образом, это есть кризис как раз этой кажущейся такой живой сферы естественнонаучного мышления в медицине.» «Позвольте мне в завершение этого экскурса по некоторым проблемным местам медицины обобщить все сказанное указанием на основной кризис современной физики: Нилъс Бор впервые зарегистрировал испускаемые газами дискретные спектральные линии и решился на этом основании объявить современную ему физику ошибочной; тем самым он как никто другой предварил духовный перелом квантовой теории. Сегодня мы все должны начинать серьезно воспринимать болеющего человека в целостности его жизненных взаимосвязей и решиться объявить нынешнюю медицину, знающую наперед, что может и чего не может быть, ошибочной. Лишь решившись на это, мы примем вызов, обусловленный переломом в физике, также и там, где ставкой в игре является не только наше знание, но и будущее живого мира.»
Date: 2015-06-08; view: 496; Нарушение авторских прав |