Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Статистика и средний человек: к вопросу о диагностике
Сегодня вершиной всех наук считается математика, и уже Кант высказывал мнение, что в каждой отдельной науке вложено лишь столько истинного знания, сколько в ней содержится математики. Поначалу попытки математизировать человека или описать его как математические величины и уравнения могут казаться нелепыми, и такое положение продолжалось довольно долго, до тех пор пока математика не обосновалась в медицине. Причем сделала она это в форме статистики, то есть особенно развитой части теории вероятностей. Результаты статистических методов описывают средние значения, которые дополнительно характеризуются величиной стандартного отклонения в точности своей оценки, но, тем не менее, указывают на что-то усредненное. Отдельный человек находится в более или менее широкой области распределения, математическим языком - в области, описываемой кривой Гаусса. Теперь любое суждение о человеке, то есть о человеческом организме, опирается на подобные средние значения, полученные с помощью большого числа измерений. Эти средние значения задают норму, то есть нормальность. При этом примечательно, что в медицине эта нормальность вышла за рамки чисто телесной феноменологии, нашла доступ в душевную область и создала, например, так называемые психические нормы в психиатрии. Если посмотреть современную книгу по психиатрии и попытаться найти в ней описание нормальной психической жизни, то каждый из нас, вероятно, сделает открытие, что он не укладывается в рамки этой нормальности. Этого и не может произойти. Ибо нормальность, полученная через средние значения, имеет лишь количественное содержание; все качественное не может быть оценено с ее помощью. Для качественного описания нормальности следует разработать тип. Только если возможно высказывание о том, насколько проявляющаяся картина, процесс типичны, можно делать научно обоснованные суждения о фактах из области живого и душевно-духовного, в том числе и диагностические суждения. Но так как каждый пациент является индивидуальностью, то и суждение о том, насколько что-либо является типичным, еще не будет достаточным для всего человека. Ибо как индивидуальная личность каждый человек имеет свою собственную нормальность. Поэтому - как это еще будет подробнее рассмотрено ниже - для медицинского диагноза почти всегда необходимо биографическое суждение. Существенным следствием статистики в медицине является все более расширяющийся спектр поддающихся измерению исследований. На переднем крае, конечно, находится вся лабораторная диагностика, которая при помощи огромного числа анализов способна исследовать функции различных органов. Насколько дифференцированным сегодня можно сделать, например, заключение о функции печени по результатам лабораторной диагностики! Насколько точнее, например, диагноз инфаркта миокарда по результатам лабораторных анализов, чем по электрокардиограмме! Какую степень дифференциации различных стадий и причин острого гепатита предлагает современная серологическая диагностика! От простых исследований скорости оседания эритроцитов (СОЭ), микроскопии крови или осадка мочи до сложнейших иммунологических анализов простирается спектр этого описания человека с такой степенью детализации, что ни один врач сегодня не желал бы обойтись без этих исследований. Но не только лабораторная диагностика дает подобные объективные, поддающиеся измерению результаты. Рентгенологическая диагностика, электрокардиография, ультразвуковое исследование (УЗИ), современные радиологические методы, такие как сцинтиграфия, компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) - все эти методы характеризуют путь современной медицины к ставшему сегодня возможным, уже трудно обозримому множеству вариантов распознания и отображения нормальных или ненормальных отношений в человеческом организме. Но каждый практикующий врач знает, как трудно бывает свести все эти детальные результаты обследования в одно диагностическое суждение, причем так, чтобы это соответствовало конкретному особенному пациенту. Для этого отдельные количественные данные следует вышеописанным образом сочетать с качественным определением соответствующего типа заболевания и с индивидуально-биографической базой отдельного пациента, чтобы возникла целостная картина. Гете называл подобный путь познания «созерцающий рассудок». Как лицо человека становится для нас ликом, когда мы не задерживаемся на деталях, а созерцаем его как целостный образ (физиогномический подход), и в этом образе нам наглядно предстает то, о чем свидетельствует этот лик: возраст, пол, характер, особый душевный настрой и так далее. Соответственно и множество диагностических данных следует рассматривать с физиогномической точки зрения, чтобы в этом образе распознать проявляющиеся через него тип болезни и индивидуальное выражение этой болезни. Позже мы займемся тем, как можно упражнять способность к подобному физиогномическому методу как основу целостной диагностики. Для нее - это стало ясно уже сейчас - в качестве предпосылки необходимо медицинское человековедение, направленное на познание целостного человека. Сегодня в медицине «объективное обследование» постулируется как результат научно-обоснованного познания и отчетливо отграничивается от всех субъективных проявлений самочувствия пациента. Здесь снова видна проблема односторонности: если с позиции непосредственной встречи врача и пациента рассмотреть положение субъективных жалоб в их отношении к так называемым объективным исследованиям, то наблюдатель вряд ли придет к иному заключению, нежели к такому, что первым (жалобам) в рамках человеческого существования следует придать большее значение, чем вторым (исследованиям). Само собой разумеется, что страдающий человек будет придавать большее значение изменению своего «субъективного» самочувствия, чем плохо утешающим сообщениям об улучшении своих объективных анализов. А частое и удивительное несоответствие субъективных нарушений самочувствия и результатов объективных исследований широко известно в практике. Как следствие, мы имеем преувеличение значения объективных исследований и выраженное изменение отношения к субъективным жалобам; тем самым мы льем воду на мельницу многочисленных сегодня критиков, утверждающих, что наша медицина бесчеловечна. Очень сильно можно пережить эту одностороннюю переоценку объективных исследований, рассмотрев изучение эффективности или неэффективности различных методов лечения. По-прежнему большая группа врачей и ученых считает, что только контролируемое, по возможности двойное слепое исследование способно дать научное суждение об эффективности терапии, тогда как суждение об эффективности по отдельному пациенту с научной точки зрения полностью неприемлемо. Здесь также мы повседневно встречаемся с удивительным несоответствием, поскольку, например, так называемые нежелательные эффекты или побочные действия лекарственных препаратов в каждом отдельном случае должны быть учтены и централизовано объявлены, тогда как для «позитивных» или желаемых эффектов препаратов подобный подход не находит никакого признания. Для подтверждения подобного выявленного в отдельном случае побочного явления также не организуется – как можно было бы ожидать согласно соответствующим методическим требованиям -обширное контролируемое исследование (разумеется, подобное исследование не может быть оправдано с морально-этической стороны). Но не следует ли в таком случае признать, что нежелательные действия лекарственных препаратов не могут быть исследованы при помощи этого методического подхода, поскольку к ним не применимо контролируемое, двойное слепое исследование? И не следует ли тогда поставить под вопрос выводы, полученные при помощи этого метода о желаемых действиях препаратов? Практикующий врач каждый день встречается с тем, что полученные подобным образом результаты лечения можно перенести на отдельного «действительного» пациента лишь с определенной вероятностью, заданной уровнем значимости результата. Поэтому Иван Иллич говорил также о том, что в естественнонаучно ориентированной медицине каждый конкретный случай лечения всегда представляет собой новый эксперимент. А циники сформулировали другой тезис: в статистически оцениваемой «доказательной» медицине «врачи в том случае: читают, что особенно точно видят пациента, когда проводят двойное слепое исследование». Методической целью этой формы науки является фальсификация, а не верификация. Методическим принципом является опровержение (фальсификация) нулевой гипотезы, а не доказательство действительности какой-либо идеи. Поэтому результатом всегда будет являться некая описанная в процентном отношении вероятность; действительность или истина, напротив, не достигаются. Их и не ищут. Цель - «насколько возможно, избежать ошибки». Здесь также проявляется философия материализма, получившая начало в работах Канта, нашедшая современное продолжение в теориях Поппера и постулированная в утверждении границ человеческого познания. Мы уже говорили, что это убеждение в рамках теории познания оказало сильное влияние на медицину и очень существенно способствовало тому, чтобы закрепить в медицине позицию Вирхова как законное мировоззрение.
Date: 2015-06-08; view: 508; Нарушение авторских прав |