Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кризис медицины. Биологическая медицинаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Биологическая медицина Volker Fintelmann
Кризис медицины
Если попытаться выяснить собственно момент рождения современной медицины, которая сама себя считает естественнонаучно обоснованной, то в качестве такового можно принять год 1858. В этом году Рудольф Вирхов в Берлине опубликовал свою «Целлюлярную патологию». В основе труда лежали 20 лекций, которые он прочитал по этой теме перед берлинскими врачами и которые затем вышли в виде книги. Все, что до сих пор считалось верным в медицине, было отменено тезисами Вирхова, и в первую очередь гуморальная патология, вплоть до того времени еще широко распространенная и представлявшая в своем учении о соках тела последние, уже декадентские отзвуки древней гиппократовой медицины. Говоря о гуморальной патологии, приходится говорить об упадке, так как первоначально ее корни произрастали из греческой мистериальной медицины, медицинского течения, представителем которого являлся Гиппократ. То, что из этой области дошло до 19 века и преподавалось в университетах, было, конечно, полной абстракцией. Без сомнения, наступало время, когда необходимо было полностью покончить с подобным декадентским воззрением в медицине. Это произошло радикальным образом, с опорой на так мощно развивавшееся в этом веке естествознание. Конечно, подобному рождению, установленному нами в 1858 году, предшествовало и свое «дородовое» развитие. Можно указать на Джованни Баттиста Морганьи как на действительного основателя патологической анатомии, а также на Фридриха Т. Шванна, доказавшего еще в 1839 году, что организмы животного и растения основаны на строительном элементе - клетке. Можно также вспомнить создание микроскопа, первые разработки которого, как предполагается, были еще в 1590 году, или же на революционное развитие научных знаний в области физики или биохимии. Элементарная действительность человека, согласно Вирхову, - клетка. Она содержит в себе практически всего человека, и все сложное строение человека как организма есть не что иное, как дифференцирование и вариация принципа единой клетки. Дословно у Рудольфа Вирхова это звучит так: «Особенно трудным был ответ на вопрос, из каких частей тела собственно исходит действие, а какие испытывают на себе это действие; но фактически уже сейчас можно полностью сделать заключение по этому вопросу, даже применительно к таким частям, чья структура еще обсуждается. При подобном применении гистологии к физиологии и патологии речь идет прежде всего о том, чтобы признать, что клетка на самом деле является последним действительным формоэлементом всех проявлений жизни, и что собственно действие мы никак не можем вынести за границы клетки.» Далее он описывает, что каждая клетка, собственно, имеет однообразное строение с одними и теми же структурными элементами и что все сложное строение целого организма есть лишь специализация и дифференциация одного и того же принципа: «Итак, мы получаем простое, однородное, крайне монотонное образование, с исключительным постоянством повторяющееся в живых организмах. Но как раз это постоянство является лучшим критерием того, что клетка действительно есть элементарная единица, характеризующая все живое, и что там, где ее не существует, не возникают и формы жизни, и что с клеткой связано собственно продолжение, поддержание жизни. Лишь с тех пор, как понятие о клетке приняло эту строгую форму - и я слегка горжусь, что, несмотря на упреки в педантизме, всегда стоял на этой позиции, - лишь с тех пор можно сказать, что мы получили простую форму, которую можем обнаружить повсюду, и которая хотя и различается по величине и внешнему облику, все же одинакова по структуре своих существенных составных частей.» И далее: «Если весь ряд живых объектов характеризуется определенным совпадением этой элементарной формы, если в этом ряду мы тщетно ищем какое-либо иное образование, которым можно было бы заменить клетку, то необходимым образом любую высшую форму жизни, будь то растение или животное, следует сначала рассматривать как сумму большего или меньшего числа идентичных или неодинаковых клеток. Каждое животное предстает как сумма витальных единиц, в каждой из которых заключены все характерные черты живого. Эти характерные черты и универсальную единицу живого нельзя обнаружить в какой-либо одной точке высшего организма, например, в головном мозге человека, а лишь в определенной постоянно повторяющейся единице, содержащейся в каждом отдельном элементе организма. Отсюда следует, что образование живого тела всегда сводится к некоего рода общественной организации, организации социального рода, где масса отдельных сущностей зависит друг от друга, но так, что каждый элемент выполняет свою собственную особую деятельность, и что деятельность каждого элемента, даже если вызвана стимулом, приходящим от других частей организма, все же исходит из самого этого элемента.» Итак, клетка - это собственно базовый элемент, простейшая единица; она содержит в себе все признаки жизни, она сохраняет постоянство. Все живые существа, в том числе человека, следует представлять себе как образования, составленные из многих таких клеток. Не важно, растение это, животное или человек, - различие скорее заключено в способе объединения клеток, в их дифференцировке. Здесь речь идет о чисто атомистическом рассмотрении, о рассмотрении мельчайших отдельных частей, из которых затем делается заключение о целом; и особенностью всего этого процесса является то, что эти исследования полностью происходят на мертвом материале, что живое подразумевается заключенным в этот мертвый материал препарированных клеток. Необходимым образом подобные исследования приходят к заключению, сделанному Вирховым: все живое также подчиняется механическим, то есть принадлежащим мертвому миру, законам. В 1858 году на заседании собрания немецких естествоиспытателей и врачей в Берлине Рудольф Вирхов читает доклад под названием «О механическом понимании жизни». Этот доклад еще раз подтверждает роль Вирхова как собственно основателя механистически-материалистической медицины, которую мы называем сегодня современной медициной и которая последовательно развивалась, опираясь на представления Вирхова. В упомянутом докладе Вирхов еще раз в отшлифованных предложениях защищает свой тезис: «Представление о единстве жизни во всем живом находит в клетке свое телесное воплощение. То, что мы искали лишь как идею, мы, наконец, нашли в действительности; то, что многим казалось лишь мечтой, предстало во плоти перед нашим взором.» И далее: «Т.о., анализ ведет нас вверх, вплоть до тончайшего устройства нервного аппарата, где высшие характерные черты животной жизни – ощущение, управление движением, мышление - связаны с определенными группами клеточных образований. Жизнь есть деятельность клетки, особенность жизни есть особенность клетки... Ее деятельность меняется вместе с веществом, которое ее образует и которое она содержит; ее функция меняется, повышается и снижается, появляется и прекращается вместе с изменением, накоплением или уменьшением этого вещества. Но это вещество в своих элементах не отличается от вещества неорганического, неживого мира, из которого оно восполняется и в которое оно снова погружается, после того как выполнило свою особую функцию. Своеобразным является лишь то, как это вещество взаимно расположено, как сгруппировано в живой клетке, и все же это расположение не настолько своеобразно, чтобы стать противоположностью тем расположению и группировке, которые нам известны из химии неорганических тел. Род деятельности, особое функционирование органического вещества кажутся нам своеобразными, и все же они происходят не иначе, чем деятельность и функционирование, известные физике неживой природы. Все своеобразие ограничивается тем, что в ничтожно малом пространстве собрано величайшее многообразие комбинаций веществ, что каждая клетка представляет собой очаг теснейших взаимодействий разнообразнейших комбинаций веществ, и что результаты этих взаимодействий таковы, каких не встречается более в природе нигде, поскольку нигде более не известна подобная плотность взаимодействий. Какой бы особенной и своеобразной, какой бы поэтому внутренней ни была жизнь, но она не выходит за рамки химических и физических законов. Более того, каждый новый шаг на пути познания приближает нас к пониманию химических и физических процессов, на которых основана жизнь. Каждая особенность жизни находит свое объяснение в особенных структурах анатомического или химического рода, в особенном расположении вещества, которое, располагаясь подобным образом, проявляет характерные для него повсюду свойства и силы, но кажется, что это происходит совсем иначе, чем в неорганическом мире. Однако, это отличие именно что кажущееся, ибо электрический процесс в нервной системе является процессом того же рода, что и в телеграфной проволоке или в грозовом облаке; живой организм производит свое тепло при помощи горения, как это происходит в печи; крахмал в растении и животном превращается в сахар, как это происходит на фабрике; во всем этом нет никакого антагонизма, лишь особенность.» Соответственно представлению классической физики («все физические и химические явления объяснять механическими процессами») Вирхов может трактовать проявления жизни только механистически. «Эта деятельность не может быть никакой иной, как только механической. Тщетно пытаются найти противоположность между жизнью и механикой.» Далее Вирхов поясняет, что человеческий дух также не в состоянии понять жизнь иным образом, чем лишь как механическую, и отрицает справедливость попыток выставить естествоиспытателя как врага идеализма, ибо «где и когда существовала философия более идеалистическая, чем сегодняшнее естествознание?». Для него ясно, что подобные упреки в недостаточном идеализме могут исходить только из лагеря спиритуалистов, явных или тайных. «Все равно, рассматриваем ли мы органическое или неорганическое создание. В нем не ощутить никакого Spiritus rector, никакого духа жизни, воды или огня. Повсюду лишь механические процессы в непрерывной необходимости причины и действия.» Эта представленная Вирховым точка зрения стала всеобщей. Твердым убеждением ученых в конце XIX века было то, что все жизненные функции в организмах следуют чисто механическим или, иными словами, физическим и химическим закономерностям. Любую признававшуюся до XIX века самостоятельность жизненной активности и жизненных процессов, подчиняющихся своим законам в отличие от неорганического мира, ученые стали оспаривать и искоренять как мистификацию какой-то туманной общей жизненной силы. Правда, великие представители науки XX века впоследствии отрицали подобный абсолютный подход; так, например, Адольф Бутенандт указывал на то, что собственный принцип живого не может открыться методам современной науки, поскольку те направлены лишь на изучение неорганического. Однако в практической медицине механически-материалистический подход добился господствующего положения. Конечно, можно возразить, что сегодня радикальные взгляды Вирхова уже в значительной мере преодолены и уступили место гораздо более функциональному способу рассмотрения. Тем не менее, как раз практическая сторона нашей современной медицины показывает, что радикальное сведение действительности человека до уровня сложно устроенного тела с физическими и химическими реакциями, основанными на базовой единице - клетке, ныне, как и прежде, определяет медицинское мышление и деятельность. Позже мы рассмотрим примеры, подтверждающие этот факт: доминирование механистического подхода и, как результат, лишь частичный прогресс современной медицины; характеристика современной диагностики; кризис врачебной ответственности. Благодаря этому нам станет понятно, что указанное редуцирование сущности человека, происходившее до сих пор в научном мышлении, является основной причиной современного кризиса медицины, однако и то, что этот кризис означает вызов, побуждающий последовательно продолжить то, что так смело начал Вирхов. Если уж только научное познание должно быть основой для медицинской деятельности, то предметом этого научного познания должно стать все существо человека. Это совокупное существо, которое следует познавать научным образом, предстает перед нами - как мы изложим в дальнейшем - в полярности между индивидуальным духом и образованным из потока наследственности телом, постоянной посредницей между которыми является душа. Но то, что мы сможем познать в этом существе научным образом, зависит от применяемого метода. Если Вирхов в своих исследованиях не распознал душевное и духовное бытие человека и даже ограничил жизненные процессы рамками их физических и химических проявлений, то причиной этого был применяемый им научный метод. В дальнейшем мы будем называть такой метод неорганическим, поскольку он безошибочно изучает лишь процессы и закономерности неживой природы. Как только с его помощью пытаются изучать и жизненную, душевную или духовную действительность человека, как это повсюду практикуется со времен Вирхова, то познают лишь то, как эти более высокие уровни действительности проявляются в физическом и химическом бытии. В результате исследуются лишь следы, но не само существо, оставившее их. Несчастьем исследователей XIX века было то, что они считали неорганический метод единственно научным методом познания; эта тенденция началась еще с Исаака Ньютона и получила видимое научно-теоретическое обоснование в работах Иммануила Канта. В труде Рудольфа Штайнера о теории познания - опираясь на естественнонаучное мировоззрение Гете - постулированные Кантом границы познания были преодолены. Поэтому мы должны будем также получить представление о различных взглядах на теорию познания, чтобы показать, как возможно расширить естественную науку в области познания жизненной и животной действительностей, и как при помощи соответствующих методов и при помощи духовной науки можно познавать действительность человеческой души и человеческого духа.
Date: 2015-06-08; view: 650; Нарушение авторских прав |