Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи
Философская теория познания человеком мира начала создаваться в Древней Греции как гносеология. Одновременно там возник и другой термин – эпистемология, который обозначал процесс научного познания, отличающийся своей строгостью от обыденного знания, приобретенных мнений и нарабатываемых жизненных навыков. Главной задачей эпистемологии является получение высшего знания, которое может открыться любителю мудрости как универсальное, логически непротиворечивое, теоретическое знание. Оно, в отличие от мнения, постоянно, лишено субъективной окраски и определено ничем иным, как самим космическим порядком – устройством мира самого по себе. Гносеология решает такие вопросы: - познаваем ли мир; - как человек познает мир; - может ли он познать только то, что дано в опыте, или он может выйти за рамки опыта. Есть основания для гносеологического пессимизма: 1) довольно часто происходит коренное изменение наших знаний о мире; 2) существуют принципиально не познаваемые объекты (иная Вселенная, черная дыра); 3)чем больше мы познаем мир, тем больше расширяются границы непознанного; 4)есть такие философские вопросы, на которые вряд ли когда-нибудь будет дан однозначный ответ (как соотносится материя и дух, какой смысл человеческого бытия и т.д.). Тем не менее, для повседневной жизни нам важно владеть достоверными знаниями в той мере, в какой они возможны. Выделяют различные формы освоения человеком мира: обыденно-практическую, рационально-познавательную, художественно-эстетическую, мораль-но-нравственную, религиозно-духовную и др. Каждая из этих форм имеет свою специфику, но все они – компоненты человеческой культуры, созданные для того, чтобы человек мог полно познавать мир, понимать и осваивать его. Обыденное познание сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Оно формируется, по мнению многих исследователей, с младенческого и даже внутриутробного периода. В отличие от научного познания, которое постигает сущность объектов, обыденное познание отражает мир на уровне явлений. Обыденное познание во многом предопределяется врожденными задатками, которые при благоприятных условиях разворачиваются в способности. Научная форма освоения мира есть особая сфера культуры, целью которой является процесс освоения мира посредством выработки истинного знания; освоение включает в себя описание, объяснение и прогнозирование различных фрагментов действ-сти. В отличие от обыденного, худож. и других видов деят-сти, научное познание направлено на получение объективно-истинного знания, которое отражает сущность объектов. Художественное освоение мира впервые было осознано как форма познания в немецкой классической философии. Ф-я учит искусству правильной гармоничной жизни. Между тем, в ф-и существует тенденция ориентировать ф-ю либо на науку (Платон, Гегель – классическая ф-я), либо на искусство (Кьеркегор, Хайдеггер, Ясперс – неклассическая ф-я). Если науку конституирует разум и «понятие», то искусство – чувства и понятия «красота», «гармония». Религиозное освоение мира основано на вере человека в мир идеальных ценностей. Религия, как и ф-я, избрала своим предметом человека и его судьбу. Вопросы «что есть человек?», «каково его место в мире?» и в ф-и, и в религии совпадают, но ответ на них дается по-разному. Ф-я обращается к разуму – она рационалистична, религия же – к чувствам, вере, она оперирует мифами и символами, которые могут трактоваться неоднозначно, т.е. смысл их индивидуален для каждого человека. Освоение человеком мира приводит к развитию человека: обучение превращается в самообучение, организация – в самоорганизацию, дисциплина – в самодисциплину; определение – в самоопределение, образование – в самообразование. С другой стороны, освоение мира – это не только деятельность, но и взаимодействие с уже наличным, созданным и/или существовавшим ранее культурным и природным мирами. Date: 2015-06-08; view: 668; Нарушение авторских прав |