Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление процессом педагогического общения





Технические приемы и средства применяются педагогом гибко, с учетом возникающих по хо­ду вопросов и проблем, а также стадий педаго­гического общения в конкретных ситуациях.

Первая стадия — подготовка педагога к, общению. Она особенно важна в ожидании сложностей в предстоящем конкретном общении, когда достигнуть желательный педагогический результат будет, видимо, трудно. Однако пренебрегать подготовкой к любому, имеющему педагогическую нацеленность общению не следует.

Подготовка начинается с ориентировки в ситуации предстоящего общения, с педагогической оценки его места в системе и проводимой педагогом линии работы; с уточнения особенностей личности обу­чающегося или группы, с которыми предстоит общаться, что позволяет уточнить педагогическую цель. Принимаются во внимание для разработки сценария общения условия, в которых общение бу­дет протекать; определяются наиболее благоприятное место, время; решается вопрос о привлечении третьих лиц, которые могли бы помочь достигнуть успеха. В определенных случаях полезно преду­предить будущего собеседника, сообщить о предмете предстоящего разговора, поручить продумать или почитать что-то конкретное.

Образно говоря, общение — это восхождение на пик истины, и маршрут его должен быть нанесен на карту. Перефразируя слова Наполеона, можно сказать, что общение — это искусство, в котором не удается ничего, кроме того, что было рассчитано и продумано. Сценарий общения (план, замысел) и воплощает в себе все, что про­думано. На основе намеченной цели общения тщательно продумывается, с чего начать, последующие стадии его, позиция и линия поведения педагога, содержание, средства, методы и приемы, рас­пределение времени, возможные трудности, сбои, способы их преду­преждения и преодоления. Коммуникативная проработка заключа­ется в определении того, что сказать и как сказать. Это особенно нужно для предвидимых трудных мест в разговоре.

Вторая стадия — начало общения. Это трудный и ответствен­ный момент. Надо выходить на встречу с обучающимися с таким видом, чтобы они видели, что вы рады встрече с ними, улыбчивы и в то же время собраны, настроены на деловую работу. Если собе­седник хорошо известен и есть уверенность в его настрое на серь­езное общение, то возможен прямой переход к общению по суще­ству (например, при начале занятия после объявления его темы, цели и указаний о порядке работы обучающихся сразу переходить к изложению содержания). Но чаще всего прибегают к приему инте­ресного начала. Это бывает пример из жизни, вопрос к аудитории («знаете ли вы...?», «как вы думаете, можно ли...?», «согласны ли вы с тем, что...?»), поучительный показ значимости темы, эмоциональ­но-энергичное начало повествования.

Существует запоминающаяся практическая рекомендация педа­гогу, воплощенная в аббревиатуре УКРОП: У — уверенность в себе (не смущаться, не мямлить и не чваниться); К — конгруэнтность, т.е. сочетание содержания высказывания с выразительными фраза­ми, тоном голоса, мимикой, жестами; Р — реакция, прослеживание первой реакции слушающих на начало общения; О — оригиналь­ность, уход от шаблона, казенных фраз и словесных штампов; П — противоречие; не надо произносить слов, которые сразу вызывают у слушателей протест.

В практике применяются также приемы:

«раскачивания» собеседника вопросами — вначале нейтральными
(«как ваше самочувствие?», «у вас есть трудности?» и др.), а затем
по существу разговора, начиная с простейших и требующих, воз­
можно, лишь ответов «да» и «нет», либо зачтения вслух части текста
с изложением понятого в нем;

«зацепки» — краткого и заостренного изложения проблемы,
ее увязки с содержанием подлежащего обсуждению и принятие ее
за исходную точку для проведения разговора.

Если в аудитории после перерыва продолжается шум, то не сле­дует кричать на всех (крик педагога — всегда свидетельство его бес­помощности) или перекрикивать шум. Надо начать говорить нор­мальным по громкости голосом, называя тему, объявляя план. Как правило, в группе найдутся обучающиеся, которые начнут шикать на других, разговаривающих, и установится тишина, а преподава­тель тем временем также спокойно повторит начало. Если несколь­ко человек по-прежнему будут гудеть, то, продолжая говорить, пре­подаватель может двинуться в их сторону, в упор глядя на них и покачивая головой.

Третья стадия — решение основных задач общения (занятия, индивидуальной беседы). Содержательные задачи раскрываются с использованием всех средств общения. Но в технике управления этим процессом педагогу следует:

• контролировать ход реализации заготовленного сценария общения и гибко корректировать его по достигаемым промежуточным
результатам и возникающим трудностям;

• не увлекаться посторонними уходами в сторону от содержания;

• терпеливо относиться к незапланированным проявлениям активности обучающихся, не пресекая ее, а ценя и поддерживая;

• следить за затратами времени и соразмерять их с намеченными по сценарию (верно правило — «бойся первого вопроса»);

• при обнаружении пассивности обучающихся полезна «коммуникативная атака» — беглый опрос с использованием шквала вопросов, требующих кратких и односложных ответов, и быстрым называнием фамилии отвечающего на вопрос;

• подвести итоги занятия, беседы с четким определением, в ка­кой степени достигнуты поставленные цели, дать советы и указания
обучающимся, собеседникам на продолжение работы.

Четвертая стадия — самооценка итогов преподавателем и выводами для себя по дальнейшему совершенствованию умений педагогического общения.







Date: 2015-05-04; view: 553; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию