Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Управление процессом педагогического общения
Технические приемы и средства применяются педагогом гибко, с учетом возникающих по ходу вопросов и проблем, а также стадий педагогического общения в конкретных ситуациях. Первая стадия — подготовка педагога к, общению. Она особенно важна в ожидании сложностей в предстоящем конкретном общении, когда достигнуть желательный педагогический результат будет, видимо, трудно. Однако пренебрегать подготовкой к любому, имеющему педагогическую нацеленность общению не следует. Подготовка начинается с ориентировки в ситуации предстоящего общения, с педагогической оценки его места в системе и проводимой педагогом линии работы; с уточнения особенностей личности обучающегося или группы, с которыми предстоит общаться, что позволяет уточнить педагогическую цель. Принимаются во внимание для разработки сценария общения условия, в которых общение будет протекать; определяются наиболее благоприятное место, время; решается вопрос о привлечении третьих лиц, которые могли бы помочь достигнуть успеха. В определенных случаях полезно предупредить будущего собеседника, сообщить о предмете предстоящего разговора, поручить продумать или почитать что-то конкретное. Образно говоря, общение — это восхождение на пик истины, и маршрут его должен быть нанесен на карту. Перефразируя слова Наполеона, можно сказать, что общение — это искусство, в котором не удается ничего, кроме того, что было рассчитано и продумано. Сценарий общения (план, замысел) и воплощает в себе все, что продумано. На основе намеченной цели общения тщательно продумывается, с чего начать, последующие стадии его, позиция и линия поведения педагога, содержание, средства, методы и приемы, распределение времени, возможные трудности, сбои, способы их предупреждения и преодоления. Коммуникативная проработка заключается в определении того, что сказать и как сказать. Это особенно нужно для предвидимых трудных мест в разговоре. Вторая стадия — начало общения. Это трудный и ответственный момент. Надо выходить на встречу с обучающимися с таким видом, чтобы они видели, что вы рады встрече с ними, улыбчивы и в то же время собраны, настроены на деловую работу. Если собеседник хорошо известен и есть уверенность в его настрое на серьезное общение, то возможен прямой переход к общению по существу (например, при начале занятия после объявления его темы, цели и указаний о порядке работы обучающихся сразу переходить к изложению содержания). Но чаще всего прибегают к приему интересного начала. Это бывает пример из жизни, вопрос к аудитории («знаете ли вы...?», «как вы думаете, можно ли...?», «согласны ли вы с тем, что...?»), поучительный показ значимости темы, эмоционально-энергичное начало повествования. Существует запоминающаяся практическая рекомендация педагогу, воплощенная в аббревиатуре УКРОП: У — уверенность в себе (не смущаться, не мямлить и не чваниться); К — конгруэнтность, т.е. сочетание содержания высказывания с выразительными фразами, тоном голоса, мимикой, жестами; Р — реакция, прослеживание первой реакции слушающих на начало общения; О — оригинальность, уход от шаблона, казенных фраз и словесных штампов; П — противоречие; не надо произносить слов, которые сразу вызывают у слушателей протест. В практике применяются также приемы: • «раскачивания» собеседника вопросами — вначале нейтральными • «зацепки» — краткого и заостренного изложения проблемы, Если в аудитории после перерыва продолжается шум, то не следует кричать на всех (крик педагога — всегда свидетельство его беспомощности) или перекрикивать шум. Надо начать говорить нормальным по громкости голосом, называя тему, объявляя план. Как правило, в группе найдутся обучающиеся, которые начнут шикать на других, разговаривающих, и установится тишина, а преподаватель тем временем также спокойно повторит начало. Если несколько человек по-прежнему будут гудеть, то, продолжая говорить, преподаватель может двинуться в их сторону, в упор глядя на них и покачивая головой. Третья стадия — решение основных задач общения (занятия, индивидуальной беседы). Содержательные задачи раскрываются с использованием всех средств общения. Но в технике управления этим процессом педагогу следует: • контролировать ход реализации заготовленного сценария общения и гибко корректировать его по достигаемым промежуточным • не увлекаться посторонними уходами в сторону от содержания; • терпеливо относиться к незапланированным проявлениям активности обучающихся, не пресекая ее, а ценя и поддерживая; • следить за затратами времени и соразмерять их с намеченными по сценарию (верно правило — «бойся первого вопроса»); • при обнаружении пассивности обучающихся полезна «коммуникативная атака» — беглый опрос с использованием шквала вопросов, требующих кратких и односложных ответов, и быстрым называнием фамилии отвечающего на вопрос; • подвести итоги занятия, беседы с четким определением, в какой степени достигнуты поставленные цели, дать советы и указания Четвертая стадия — самооценка итогов преподавателем и выводами для себя по дальнейшему совершенствованию умений педагогического общения. Date: 2015-05-04; view: 553; Нарушение авторских прав |