Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функции и задачи педагогики
Основными функциями педагогики являются: • познавательная — изучение опыта, практики; • научно-содержательная — овладение теорией, объяснение педагогических явлений; • диагностическая — изучение причин явлений, процессов; • прогностическая — экстраполяция идей на другие явления, перспективы их развития; • проективно-конструктивная — разработка методик, определяющих будущую педагогическую деятельность; • преобразовательная — внедрение достижений передового опыта в практику; • интегрирующая — междисциплинарная и внутрипредметная; • организационно-методическая — методика преподавания педагогики как ориентир в перестройке преподавания других дисциплин; • культурологическая — формирование педагогической культуры преподавателя. Реализуя эти функции, педагогическая наука решает и задачу изучения личностных качеств людей, их воспитанности, способности к самосовершенствованию. Первостепенное внимание обращается на способности и возможности субъектов педагогического труда в воспитании и обучении, профессиональной подготовке будущих специалистов. Признание личностного, субъективного фактора в педагогической деятельности не умаляет роли педагогики как науки и не абсолютизирует понимание ее как искусства. И та, и другая стороны важны, так как они в совокупности дают в руки участникам педагогического процесса эффективные методы решения задач. Педагогика учитывает не только специально организованные педагогические воздействия, но и то, что социальная среда постоянно влияет на человека, воспитывая, обучая и развивая его. Основными факторами социально-педагогического влияния являются: • государственное, политическое, экономическое, правовое устройство общества; • деятельность государственных и муниципальных органов управления, их сотрудников; • состояние законности и правопорядка, уровень культуры и жизни населения, его социальной защиты; • социально-демографические, национально-этнические и социально-психологические особенности различных групп населения, деятельность их общностей; • деятельность средств массовой коммуникации, культуры и искусства; • семья, быт, досуг, уроки жизни и деятельности. В настоящее время педагогическая наука учитывает определяющие тенденции образования, воспитания, обучения и развития: непрерывность, интегративность, стандартизацию и демократизацию. Непрерывность означает создание условий для воспитания и развития человека, его творческих способностей на протяжении всей жизни и деятельности. Интегративность предполагает усиление связи между различными влияниями в целях повышения качества педагогического формирования личности человека. Стандартизация требует учета цели и задач определенного уровня образования. Государственный стандарт устанавливает базовый уровень, обеспечивающий необходимый минимальный уровень квалификации специа листа, упорядочивает нормативно-правовые аспекты подготовки кадров, расширяет их профессиональный профиль, повышает эффективность контроля за деятельностью учебных заведений. Демократизация утверждает равное право граждан на получение образования, участие в самоуправлении, а также гуманность отношений между людьми. Основными задачами педагогики являются: • разработка философско-методологических проблем, социальных и конкретно-педагогических целей, закономерностей и технологий образования, обучения, воспитания и развития; • изучение и обобщение практики, опыта деятельности, прогнозирование социально-экономических и педагогических аспектов работы с людьми; • определение перспектив разностороннего развития личности в педагогическом процессе; • обоснование путей и средств дифференциации и индивидуализации педагогического труда на основе единства обучения, воспитания и развития человека, подготовка его к социально-полезной деятельности; • разработка методологических проблем и методов педагогических исследований; • поиск оптимальных путей развития научного мировоззрения, духовной культуры, гражданской зрелости человека; • разработка фундаментальной основы общего и профессионального образования, его содержания, новых тематических планов и учебных программ, учебников, дидактических материалов, методов, форм и средств воспитания и обучения; • исследование эффективности способов активизации и оптимизации педагогического процесса, сохранения и укрепления здоровья его участников; • обоснование условий повышения эффективности самосовершенствования: разработка социально-педагогических проблем этого процесса; • построение системы непрерывного образования человека на различных ступенях его жизни и деятельности; • исследование перспективных направлений подготовки и повышения квалификации субъектов педагогического труда, различных должностных лиц, руководителей, родителей, чья деятельность связана с педагогическими воздействиями на людей: обобщение и распространение педагогического опыта и инновационных процессов в интересах удовлетворения потребностей педагогической теории и практики, подготовка кадров социальных педагогов для работы вне образовательных учреждений, в гуще общественной жизни; • изучение исторического пути развития педагогики, выявление ценного и поучительного на сегодняшний день: анализ идей, содержания и лучшего опыта в системах образования за рубежом, особенно в развитых странах, участие в международных педагогических проектах, что может способствовать улучшению подготовки специалистов в России. Решение всех этих задач подчинено общей цели: повысить качество подготовки студентов[8] и профессионалов в различных ведомствах, стране в целом, людей педагогически компетентных, способных использовать данные педагогики в своей деятельности. Систематические опросы студентов, должностных лиц, повышающих свою профессиональную квалификацию в вузах, показали выраженные тенденции роста их заинтересованности в изучении педагогической науки. В среднем до 70% опрошенных оценивают педагогику как профессионально, жизненно значимую дисциплину, которую нужно «знать, понимать и уметь применить в практической работе». Хуже дело обстоит там, где систематический курс педагогики недостаточно емкий и специалисты довольствуются, по существу, эпизодическими (часто на бытовом уровне) сведениями педагогического характера. Как показывает опыт профессиональной деятельности специалистов,, педагогическая подготовленность — одно из непременных условий эффективности работы с людьми. Поэтому основательное изучение педагогики — одна из важнейших задач, требующая первоочередного решения во всех видах образовательных учреждений, а также в процессе самосовершенствования каждого субъекта педагогической деятельности.
Date: 2015-05-04; view: 648; Нарушение авторских прав |