Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
V. Продолжение работы по теме урока. – Прочитайте условие задачи1. В ы п о л н е н и е задания № 471. – Прочитайте условие задачи. – Что известно? Прочитайте вопрос. – Решите задачу. (Для двух цветных карандашей требуется достать 12 карандашей, для трех простых – 7 карандашей.) – Измените данные задачи так, чтобы для получения трех простых карандашей потребовалось достать больше карандашей, чем для получения двух цветных. (Достаточно поменять местами данные «10 цветных» и 4 «простых карандаша».) 2. В ы п о л н е н и е задания на с. 159. – Учащиеся выполняют математический фокус. Примечание. Секрет фокуса в том, что при любом задуманном числе после отбрасывания всех цифр кроме единиц остается 5, а значит, результат последнего умножения всегда 25, сумма цифр которого равна 7. Рассмотрим последовательно все шаги фокуса. Любое натуральное число при умножении на 2 дает четное число. Сумма четного числа и единицы всегда число нечетное. Значение произведения нечетного числа на 5 оканчивается цифрой 5. О дальнейшем сказано выше. Помимо римской нумерации, знакомство с которой начинается во втором классе, желательно познакомить учеников еще хотя бы с одной системой записи чисел, которая использовалась до того, как появилась современная система, которой пользуются в настоящее время. Одним из вариантов может явиться рассмотрение нумерации, которая использовалась в России до эпохи Петра 1. Она интересна как с точки зрения получения исторических знаний о нашей стране, так и с точки зрения того, что относится к алфавитным системам записи чисел, которые были достаточно широко распространены в мире. Принцип алфавитной системы нумерации заключается в использовании для записи чисел не специальных знаков-цифр, а букв того алфавита, которым пользуется народ, с добавлением определенных знаков, которые позволяют отличать записи чисел от других записей теми же буквами. В период распространения алфавитной записи чисел на Руси использовался старорусский алфавит, буквами которого записывались числа. Отличительным знаком того, что записано число, являлся знак «», который назывался титло. Первые 9 букв обозначали числа от 1 до 9, следующие 9 – круглые десятки от 10 до 90, следующие 9 – круглые сотни от 100 до 900. Таким образом, буквы алфавита позволяли записать все однозначные, двузначные и трехзначные числа. При этом буквы записывались в том порядке, в каком назывались разряды числа. Например, для всех двузначных чисел, больших 20, сначала записывалась буква, обозначающая число десятков, а справа от нее буква, обозначающая число единиц. Для двузначных чисел второго десятка сначала писалась буква, обозначающая число единиц, а затем буква, обозначающая один десяток. Приводим буквы старорусского алфавита и их числовые значения: Практическую работу, связанную со знакомством с данной системой нумерации не следует проводить на основе использования незнакомого детям старорусского алфавита. Значительно проще и понятнее будет использование нашего современного алфавита. Поскольку в нем 33 буквы, а требуется только 27, оказывается возможным исключить часть букв. Мы предлагаем исключить буквы Ё, Й, Щ, Ъ, Ь, Ы. В этом случае получим: – 1, – 2, – 3, – 4, – 5, – 6, – 7, – 8, – 9, – 10, – 20, – 30, – 40, – 50, – 60, – 70, – 80, – 90, – 100, – 200, – 300, – 400, – 500, – 600, – 700, – 800, – 900. Приведем примеры записи разных чисел при помощи закрепленных значений букв, обозначенных выше: 11 = 15 = 19 = 28 = 54 = 87 = 396 = 707 = 518 = В третьем классе в течение практически всего учебного года можно ограничиться только изложенным выше материалом, предлагая задания на написание чисел до 999 при помощи современных букв русского алфавита и принципов алфавитной русской нумерации, изложенных выше, а также задания, которые предлагают перевести буквенную запись в запись при помощи современных цифр десятичной системы. Только в конце третьего класса дети могут познакомиться с записью чисел, больших 999. Для этого наши предки использовали те же буквы, но добавляли к ним не титло, а другие значки. Так, если буква А должна обозначать не единицу, а одну тысячу, слева внизу от нее ставился знак «», который обозначал слово тысяча. Таким образом, те же 9 букв с новым знаком позволяли записать все числа, содержащие единицы тысяч. – 1 000, – 2 000, – 3 000, – 4 000, – 5 000, – Десятки тысяч обозначались этими же девятью буквами, но обведенными кружком. Один десяток тысяч назывался тьма. – 10 000, – 20 000, – 30 000, – 40 000, – 50 000, – 60 000, – 70 000, – 80 000, – 90 000. Сотни тысяч обозначали теми же девятью буквами, но кружок вокруг них проводили пунктирной линией. Одна сотня тысяч называлась легион. – 100 000, – 200 000, – 300 000, – 400 000, – Единицы миллионов обозначались теми же буквами, но кружок вокруг них составляли из черточек. Один миллион носил название леодр. – 1 000 000, – 2 000 000, – 3 000 000, – 4 000 000, – 5 000 000, – 6 000 000, – 7 000 000, – 8 000 000, – 9 000 000. Запишем, например, в описанной системе число 7 589 326. которое читается так: семь леодров пять легионов восемь темь 9 тысяч триста двадцать шесть. Описанная выше нумерация называлась малое число. Но существовала еще нумерация, которая называлась большоечисло или великое число. В отличие от описанной системы малого числа, в которой счет велся только в пределах единиц миллионов, система большого или великого числа позволяла записывать числа в пределах 49-значных чисел в современной системе счисления. Эта система интересна также тем, что названия больших чисел строились по принципу «столько раз по столько». В этой системе не число 10 000, а число 1 000 000 называлось тьма (обозначалась буквой в круге). Затем число, в котором тьма I взята тьму раз (1 000 000 000 000), называлось легион (обозначался буквой в круге из точек), легион легионов образовывал леодр (обозначался буквой в круге из черточек), леодр леодров образовывал ворон (обозначался буквой в круге из крестиков). Десять воронов образовывали колоду (она обозначалась как А). На этом числе счет окончательно прекращался. Как написано в рукописи XVII века «... и более сего несть человеческому разуму разумевати». Приведем соответствующие записи основных больших чисел системы великого числа: – тьма – 1 000 000, – легион – 1 000 000 000 000, – леодр – 1000 000 000 000 000 000 000 000, – ворон – 1 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000, – колода – 10 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 Объем материала, который будет использован в работе с учениками, форма его использования (включение в уроки, использование на занятиях математического кружка или в группе особо заинтересовавшихся детей и т. д.) полностью определяет учитель. В а р и а н т ы з а д а н и й: 1) Построение самой системы (желательно, чтобы дети сами соотнесли единицы, десятки и сотни с соответствующими буквами алфавита на основе общего разъяснения со стороны учителя и обсуждения вопроса о необходимом количестве букв). 2) Запись чисел, данных в современной записи, при помощи алфавитной системы (в основном используются двузначные и трехзначные числа, работа с большими числами проводится только по желанию самих учеников). 3) Переход от алфавитной записи чисел к современной нумерации (числовой уровень таких заданий аналогичен уровню, описанному в предыдущем пункте). 4) Обязательным компонентом знакомства с алфавитной русской системой нумерации является ее сравнение с римской и современной системами. Особенно важно сравнение с современной системой, которой пользуются ученики, так как это наглядно покажет ее совершенство и красоту, что и является одной из главных целей знакомства с любыми другими системами записи чисел. Алфавитные системы нумерации были широко распространены в мире. Ими пользовались греки, от которых наши предки и позаимствовали эту систему вместе с православием, арабы, грузины, армяне, евреи. В России алфавитная система существовала до 1703 года, когда вместе с реформами Петра I в страну пришла десятичная позиционная система.
|