Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассуждение о народе





 

Красноречие и острый ум способствуют беспорядкам; ритуал и музыка способствуют распущенности нравов; доброта и челове­колюбие — мать проступков; назначение и выдвижение на должно­сти [добродетельных людей] — источник порока. Если потворству­ют беспорядкам, они разрастаются; если потворствуют распущен­ности нравов, она распространяется; если у проступков есть мать, они будут плодиться; если существует источник, порождающий по­рок, порок никогда не исчезнет. Там, где одновременно существу­ют все эти восемь [паразитов] народ сильнее своих властей; в стра­не же, где отсутствуют эти восемь [паразитов], власти сильнее сво­его народа. Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда власти сильнее своего народа, армия могущественна. Поэто­му, если в государстве существуют все эти восемь [паразитов], пра­витель не в состоянии заставить народ оборонять страну или вести наступление, и тогда государство непременно будет расчленено и погибнет. Если же в стране не будет этих восьми [паразитов], пра­витель всегда сможет заставить народ оборонять страну или вести наступление, и тогда [государство] непременно станет процветать и [правитель] достигнет владычества в Поднебесной.

Если [управлять] людьми как добродетельными, они будут лю­бить своих близких; если же [управлять] людьми как порочными, они полюбят эти порядки. Сплоченность [людей] и взаимная под­держка [проистекают оттого, что ими] управляют как добродетель­ными; разобщенность людей и взаимная слежка [проистекают отто­го, что ими] управляют словно порочными. Там, где [к людям отно­сятся] как к добродетельным, проступки скрываются; там же, где [к людям относятся] как к порочным, преступления жестоко караются. Когда проступки скрываются — парод победил закон; когда же преступления строго наказуются — закон победил народ. Когда на­род побеждает закон, в стране воцаряется беспорядок; когда закон побеждает народ, армия усиливается. Поэтому-то и сказано: «Если управлять людьми как добродетельными, то неизбежна смута и стра­на погибнет; если управлять людьми как порочными, то всегда утверждается образцовый порядок и страна достигает могущества».

Если государство, на которое трудно напасть, выступает в по­ход один раз, оно извлекает десятикратную выгоду; если же страна, на которую легко напасть, выступает в поход десять раз, ее потери будут стократны. О государстве, почитающем силу, говорят, что на него трудно напасть; о государстве, почитающем [пустые] речи, го­ворят, что на него легко напасть. Если народ любит [пустые] речи, его трудно использовать на [войне]. Страна, где народ боится госу­дарственных законов и послушен в войне, нападает с помощью си­лы; выступая в поход один раз, она извлекает десятикратную выго­ду. Страна, где народ не страшится государственных законов и не послушен в войне, нападает с помощью [пустых] речей; выступая в поход десять раз, она несет стократные потери.

Кары [должны быть] суровыми, а ранги знатности почетны­ми, награды незначительными, а наказания — вселяющими трепет. Когда ранги знатности почетны, это значит, правитель любит на­род; когда наказания вселяют трепет, народ пойдет на смерть за правителя. Поэтому, если процветающее государство применяет наказания, народ будет в выигрыше; если оно применяет награды, возрастает влияние правителя.

Когда законы [разработаны] подробно, число наказаний уве­личивается; когда законы кратки, число наказаний сокращается. На­род стремится к порядку, но своими действиями вызывает беспоря­док; если в стране [уже] возникла смута и [правитель] хочет навести порядок, он лишь усилит беспорядок. Поэтому наводить порядок в стране следует еще до того, как вспыхнут беспорядки, тогда в стране сохранится порядок; если же порядок будет наводиться, когда беспо­рядки уже вспыхнули, в стране останется беспорядок.

Люди по своей сути стремятся к порядку, однако действия их порождают беспорядок. Поэтому там, где людей сурово карают за мелкие проступки, проступки исчезают, а тяжким [преступлениям] просто неоткуда взяться. Это и называется «наводить порядок еще до того, как вспыхнут беспорядки». Там, где людей сурово карают за тяжкие преступления и мягко наказывают за мелкие проступки, не только нельзя будет пресечь тяжкие преступления, но и невозможно будет предотвратить мелкие проступки. Это и называется «наводить порядок, когда в стране уже вспыхнули беспорядки». Поэтому, если сурово карать за мелкие проступки, исчезнут сами наказания, дела в стране будут развиваться успешно, и государство станет сильным. Если же сурово карать за тяжкие преступления и мягко наказывать за мелкие проступки, то, наоборот, возрастет число наказаний, воз­никнут неурядицы и государство будет расчленено.


Храбрых людей надо награждать тем, к чему они сами стремя­тся; трусливых следует наказывать тем, что они больше всего нена­видят, — смертью. Тогда трусливый люд, подстрекаемый наказания­ми, превратится в храбрый, а храбрый народ, вдохновляемый на­градами, будет биться до самой смерти. Когда трусливый люд ста­нет храбрым, а храбрый народ будет сражаться не жалея жизни, страна не будет иметь себе равных и непременно добьется влады­чества [в Поднебесной].

Если люди бедны, они слабы; если государство богато, то [в нем] царит распущенность, а там, где царит распущенность, появ­ляются паразиты, а когда в государстве появляются паразиты, оно слабеет. Поэтому если беднякам приносить выгоду наказаниями, то они станут богатыми; если богатым наносить ущерб наградами, то они станут бедными. Когда, управляя страной, придают боль­шое значение тому, чтобы [при выдвижении] на должности бедных делали богатыми, а богатых — бедными, бедный станет богатым, а богатый — бедным и государство будет сильным.

Там, где три основные функции государства не [страдают] от паразитов, оно надолго сохраняет свою мощь; государство, в котором нет паразитов, непременно добьется владычества [в Поднебесной].

Наказания порождают силу, сила порождает могущество, мо­гущество порождает величие, вселяющее трепет, а величие, вселя­ющее трепет, порождает добродетель. Итак, добродетель ведет свое происхождение от наказания. Поэтому если наказаний много, то награды весомы, если наград мало, то наказания весомы. Есть вещи, к которым люди стремятся, и есть вещи, которые они нена­видят. То, к чему люди стремятся, — это шесть видов распущенно­сти; то, что они ненавидят, — это четыре трудности. Если в стране распространятся все эти шесть видов распущенности, то государст­во ослабеет. Если же в стране распространятся четыре трудности, армия станет могущественной. Поэтому в стране, достигшей гос­подства [в Поднебесной], на каждые девять наказаний приходится одна награда. Когда наказывают в девяти случаях [из десяти], будут пресечены все шесть видов распущенности; а когда награждают в одном случае [из десяти], распространятся четыре трудности. Ес­ли исчезнут все шесть [видов] распущенности, то в стране исчез­нут пороки; если распространятся четыре трудности, армия не бу­дет иметь равной себе.

Желания людей неисчислимы, но возможность для достиже­ния выгоды [кроется] лишь в едином и, пока люди не обратятся к единому, у них не будет пути для достижения своих желаний. Поэто­му надо сосредоточить стремления народа на едином. Когда единое будет достигнуто, [правитель] сможет сосредоточить в своих руках все силы людей, а когда все силы людей будут сосредоточены в руках правителя, страна станет могущественной, и, если могущественная страна будет [правильно] использовать эти силы, она станет вдвой­не могущественнее. Поэтому государство, способное вызывать к жи­зни силы [людей] и обуздывать их, называют «государством, атакую­щим врага», оно непременно станет могущественным. Оно закрыва­ет частные пути осуществления желаний и открывает лишь одни во­рота для достижения желаний. Тогда люди ради достижения своих целей прежде всего будут делать даже то, что им ненавистно, и тогда у государства будет много силы. Когда у государства много силы, но [она] не используется [правильно], стремления людей осуществля­ются. Если стремления людей осуществляются, то появляется ко­рысть, а если появляется корысть, то появляется и слабость. Поэто­му [государство], способное вызвать к жизни силы [людей], но не способное обуздать их, именуют «государством, атакующим себя», и оно непременно будет расчленено. О государстве, добившемся вла­дычества [в Поднебесной], говорят: «Оно не накапливает силы, а се­мьи там не накапливают [дома] зерна». [Слова] «государство не накапливает силы» значат: [силы] подданных используются [правиль­но]; [а слова] «семьи не накапливают [дома] зерна» значат: правитель хранит зерно [в житницах].


Если порядок в государстве покоится на суждениях семьи, [оно] достигнет владычества [в Поднебесной]; если порядок [в го­сударстве] покоится на суждениях чиновников, оно будет могуще­ственным; если порядок в государстве покоится только на суждени­ях правителя, оно ослабеет. Если карать за мелкие проступки, как за тяжкие [преступления], то наказания будут упразднены; если сделать постоянными правила назначения на должности, то воца­рится хорошее управление. Надлежит сократить количество нака­заний и ввести [систему] взаимной ответственности. При награж­дении нельзя изменять данному слову. Если люди стали неукоснительно доносить о совершенных преступлениях, [это значит, что] они сами стали выносить суждения в душе.

Когда правитель издает указы, люди знают, как осуществлять их. Успешное осуществление закона зависит от отношения к нему семьи, чиновники же только применяют его. Это как раз и означает, что суждения о делах выносит семья. Поэтому у того, кто добился владычества [в Поднебесной], решения о наказаниях и наградах по­коятся па суждениях людей в душе, а решения об использовании за­кона покоятся на суждениях семьи. Если [принципы] управления страной ясны, то [суждения правителя и подданных] едины; если [принципы] правления неясны, то [суждения правителя и поддан­ных] различны. Если [суждения] едины, то [дела] осуществляются, а если [суждения] различны, то [дела] не осуществляются. Если [де­ла] осуществляются, то в стране царит порядок; если же [дела] не осуществляются, то в стране царит смута. Если [в стране] порядок, это значит, что он покоится на суждениях семьи; если же [в стране] смута, это значит, что дела решаются лишь одним правителем.

Тот, кто управляет страной, дорожит суждениями подданных. Поэтому [государство], где дела решаются на основании суждения [каждых] десяти общин, — слабое; [государство], где дела решаются на основании суждения [каждых] пяти общин, могущественное. Когда дела решаются на основании суждения одной семьи, остается свободное [время]. Поэтому и говорят: «[Государство], где порядок устанавливают за один день, добьется владычества в Поднебесной». Когда дела решаются на основании суждений чиновников, не хвата­ет времени, поэтому и говорят: «[Государство], где порядок устанав­ливают за [день и] ночь, будет сильным». Когда дела решаются на ос­новании суждения правителя, возникает смута, и в таких случаях го­ворят: «[Государство], которое медлит с наведением порядка, будет расчленено». Поэтому в государстве, идущем истинным путем, [чи­новники] осуществляют хорошее управление, не слушая правителя, а народ не следует за чиновниками, [а следует закону].







Date: 2015-06-08; view: 807; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию