Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение китайской цивилизации





Древнекитайский очаг земледельческого неолита возник примерно в VI - V тысячелетиях до н. э. в бассейне Хуанхэ. Это хорошо известная специалистам культура Яншао. Расписная керамика и навыки выращивания зерновых культур, прежде всего чумизы, равно как и знакомство с одомашниванием скота (свинья), позволяют, наряду с некоторыми другими аналогичными факторами, ставить вопрос о ее генетической связи с аналогичными культурами расписной керамики более западных регионов, в частности ближневосточного, где происходила неолитическая революция и откуда шло массовое расселение неолитических земледельцев. И хотя этот взгляд на генезис китайского неолита вызывает возражения, значимость которых усилилась за последние годы в связи с открытием юго-восточноазиатского центра незернового земледельческого неолита (таро, яме, батат, бобовые), тем не менее многое, включая и некоторые новые археологические раскопки в западных районах Китая, по-прежнему говорит о том, что своими навыками в сфере зернового земледелия и тем более практикой росписи и формами орнамента на керамике культура Яншао обязана более ранним западным вариантам единой серии культур расписной керамики Евразии. Специальное изучение проблем генезиса китайской цивилизации показало, что и последующие кардинальные нововведения в сфере материальной культуры были связаны, по меньшей мере частично, с инфильтрациями извне. Речь идет не о миграциях в массовом масштабе; миграции были, видимо, минимальными. Хорошо известно, что преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле были монголоиды (вкрапления европеоидно-австралоидных расовых типов единичны), и именно это весьма существенно отличает древнекитайский очаг цивилизации от всех остальных, по крайней мере в Старом Свете. Но, несмотря на это, воздействия извне играли едва ли не решающую роль как в процессе трансформации культуры Яншао в неолит черно-серой керамики луншаньско-луншаноидного типа, для которого были характерны ближневосточные виды злаков (пшеница, ячмень) и породы домашнего скота (корова, овца, коза), гончарный круг и иные нововведения, к тому времени (II тысячелетие до н. э.) уже хорошо известные к западу от Китая, так и при переходе от неолита к эпохе бронзы. Бронзовый век в Китае зафиксирован археологами с середины II тысячелетия до нСковороды купить посуду посуда оптом www.mayer-boch.ru.. э., причем как темпы его появления и расцвета, так и высокий уровень бронзолитейного дела в сочетании с рядом иных важных нововведений, как, например, письменность, практика строительства пышных дворцов и сооружения гробниц, искусство резьбы по камню, высококачественная отделка утвари, украшений, оружия и многие иные аксессуары развитой урбанизации, позволяют предполагать, что цивилизация бронзового века в Китае (эпоха Шан-Инь) очень многим обязана культурным влияниям извне. Если учесть, что иньцы были монголоидами, трудно опять-таки говорить о миграциях в сколько-нибудь существенных размерах наподобие, скажем, арийской в Северной Индии. Но несомненно, что в какой-то степени такого рода миграции все же имели место. Об этом наиболее убедительно свидетельствуют иньские боевые колесницы, запряженные лошадьми Заказать дипломную курсовую контрольную работу studentland.biz.. H2о продажа подвесных моторов и катеров http://boat-ksmz.ru/.. Ни лошадей, ни колесниц доиньский Китай не знал, но зато и то, и другое было хорошо известно в ближневосточной древности, о чем уже упоминалось. Идентичность иньских колесниц индоевропейским ныне уже совершенно очевидна для специалистов, и это, в сочетании с данными некоторых лингвистических исследований о наличии в древнекитайской лексике определенного количества индоевропейских корней, позволяет с немалой долей уверенности предполагать, что мигрировавшие в сторону Средней Азии в середине II тысячелетия до н. э. индоевропейские племена могли сыграть определенную роль в процессе генезиса китайской цивилизации, предстающей ныне перед наукой в виде раскопанного археологами иньского городища в Аньяне (XIII- XI вв. до н. э.) и всей династии Шан-Инь.

Религиозные воззрения претерпевают эволюцию в эпоху Цинь и Хань, время цен­трализованной империи. Религиозные традиции фор­мируются под воздействием двух факторов:

- наследие архаических шаманских обрядов и верований;

- тенденции к рационализации древней религии и мифологии, прежде всего под влиянием таких школ, как конфуцианство и дао­сизм.

Несмотря на эклектизм в китайской религии присутствует единое представление о потустороннем мире как продолжении жизни земной. Это проявляется в том, что у богов по образцу земной империи также существует штат чиновников и правителей. К богам обращаются посредством отправления им письменных посланий. В соответствии с этими представлениями у человека имеется две души: одна остается в теле после смерти и попадает в подземное царство Желтого источника, а другая возносится на небо.


Обитель душ, достигших бессмертия, связывается с тремя мифическими островами в Восточном море или горой Куньлунь, расположенной на западной окраине мира.

В соответствии с данными археологических раскопок, производившихся в 1974 г. в провинции Хунань, имеется возможность реконструировать представления о загробном мире (на основании изображения на шелковом полотенце). В соответствии с данным источником, подземный мир населен рыбами, змеями, рогатыми зверями, атлантами, поддерживающими землю. Небесное царство находится между солнцем и луной, где восседает богиня Нюй-ва. Душа усопшей знатной женщины возносится на небо с помо­щью драконов, протянутых с небес лент и других фантас­ти­ческих существ.

Китайскую мифологию и религию пронизывает символизм. Так, каждой стороне света соответствует свое существо и цвет: зеленому дракону – восток, красной птице – юг, белому тигру – запад, черепахе, обвитой змеей – север.

В религии значительную роль играли шаманы, являвшиеся посредниками между живыми и мертвыми. Правда, постепенно шаманская практика приобретает оппози­ционный характер и связывается с попытками оспорить существующую власть. В эпохи Цинь и Хань значительное место начинает отводиться разного рода магам, гадателям, всем тем, кто претендовал на право гармонизации в сфере мироздания, а также земной и загробной жизни. Большую популярность приобретают поиски средств достижения состояния бессмертного небожителя (Шэнь­сянь), освободившегося от бренной телесной оболочки.

К рубежу нашей эры в религии Ханьской империи первостепенное значение при­обрели жертвоприношения Небу и Земле, совершавшиеся соответственно у южной и северной ворот столицы.

Вообще же формы официальной религии в императорском Китае создавались пра­вительством больше по мере появления практической надобности, они не имели особой догматичности и могли рационализироваться. Основная же тенденция заключалась в совмещении божественного и природного, что нашло отражение в совмещении астро­номического и религиозного календаря в отношении официальных праздников им­перии.

Государство подчиняло религиозные запросы политике, давая санкцию на покло­нение одним божествам, и запрещая некоторые локальные. Имперские власти взяли на себя также «миссию» исправления народной религии. В официальных источниках встре­чаются упоминания о так называемых «непристойных культах», т. е. о тех, которые с позиции верховных властей подлегали запрету и искоренению. К таковым относились кровавые жертвоприношения, экстатические общения людей с богами. Т. е. те элементы архаической религии, которые представлявшие угрозу нормам цивилизации. В тоже время следует отметить, что в Китае это происходит не в плане догматической рели­гиозной нетерпимости, а отвергаются лишь крайности культовой практики, мешав­шие осуществлению мироустроительной мисии императора, установлению этической ди­станции между человеком и богами.

Черты:

- политеизм

- антропоморфизм с элементами зооморфизма

- относительная неразвитость космогонических представлений

- систематизация мифологических представлений в соответствии с идеей пентархии

- наделение божественными силами неба и земли

- включение богов в сферу гармоничной жизни (евгемеризация)

- большое внимание к культам культурных героев

- использование религии для обоснования земной жизни

 







Date: 2015-06-08; view: 753; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию