Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок выполнения. 1. Прочитать и уяснить материалы разделов лекционного курса Мировые информационные ресурсы





1. Прочитать и уяснить материалы разделов лекционного курса "Мировые информационные ресурсы", относящихся к теме работы: "Мировой рынок информационных услуг", "Правовое регулирование применения информационных и коммуникационных технологий", "Электронно-библиотечные системы и базы данных", "Электронно-библиотечная система ТвГТУ".

2. Ознакомиться с общими сведениями о предмете лабораторной работы (см. выше в описании данной работы) и рекомендуемыми дополнительными материалами.

3. Уяснить цель работы.

4. Подготовить необходимые программные и технические средства (см. выше в описании данной работы).

5. Приступить к выполнению работы:

5.1. Изучить возможности двух поисковых систем ЭБС из списка согласно варианту:

1). ЭБС Тверского государственного технического университета http://cdokp.tstu.tver.ru/elibrary или http://lib.tstu.tver.ru.

2). ЭБС Тверского государственного университета http://web.lib.tversu.ru.

3). Корпоративный каталог "КОРБИС (Тверь и партнеры)" http://corbis.tverlib.ru/catalog.

При изучении функций и возможностей исследуемых ЭБС следует использовать доступную документацию и интерактивные справочные системы.

5.2. Принять список критериев оценки эффективности поисковых систем. Предлагаются следующие критерии:

1). Полнота поиска документов.

2). Полнота поиска электронных документов.

3). Точность поиска.

4). Возможности языка запросов.

5). Сложность формулировки запросов.

6). Удобство навигации по разделам ЭБС.

7). Художественный дизайн (оформление).

5.3. Назначить весовые коэффициенты (веса) принятым критериям, заполнив табл. 3.1.

Весовой коэффициент - параметр, отражающий значимость, относительную важность, «вес» данного критерия в сравнении с другими критериями. Например, для точности поиска весовой коэффициент принимаем равным 0.4, для полноты поиска – 0.2, для возможностей языка запросов – 0.1, для сложности формулировки запросов – 0.1, для удобства навигации – 0.1, для художественного дизайна – 0.1 и т.п. Сумма всех весов должна быть равной 1.

 

Таблица 3.1. Весовые коэффициенты

Критерий Весовой коэффициент
Полнота поиска документов  
Полнота поиска электронных документов  
Точность поиска  
Возможности языка запросов  
Сложность формулировки запросов  
Удобство навигации по разделам поисковой системы  
Художественный дизайн и оформление  

 

5.4. Получить тему для запросов согласно варианту для оценки эффективности поисковых систем. Предлагаются следующие темы:

1) Бухгалтерия. Аудит

2) Рынок. Финансовый анализ

3) Налоговый учет

4) Рынок ценных бумаг

5) Налоги и налогообложение

5.5. Сформулировать минимум три запроса по теме.

Запрос должен включать в себя несколько (не менее двух) ключевых слов и относиться к данной теме. Примеры запросов: "автомобили ВАЗ", "материалы ремонт квартира июль", "горные лыжи Кавказ" и т.п. Важно соблюдать следующее правило: количество слов в запросе по каждой теме должно быть одинаковым.

5.6. Выполнить каждый запрос в поисковой системе каждой исследуемой ЭБС.

5.7. Из полученных списков результатов выбрать следующую информацию:

1). Общее количество найденных документов (Д).

2). Количество найденных электронных документов (ЭД).

3). Общее количество релевантных документов (РД.).

4). Общее количество релевантных электронных документов (РЭД). Результаты выполнения запросов свести в табл. 3.2.

 

Таблица 3.2. Результаты выполнения запросов

№ темы запрос ЭБС ТвГТУ ЭБС ТвГУ
Д ЭД РД РЭД Д ЭД РД РЭД
                 
                 

 

5.8. Выполнить первичную обработку результатов, сведя их в табл. 3.3:

5.8.1. Вычислить средние арифметические значения показателей Д, ЭД, РД, РЭД для каждой ЭБС.

5.8.2. Определить место каждой ЭБС по критерию "Полнота поиска". Для определения места использовать среднее количество найденных документов Д. Система, которая нашла больше документов, считается лучшей. Самой лучшей системе присваивается место 1, самой худшей – место 2.

5.8.3. Для каждой ЭБС определить коэффициент точности поиска P для каждой системы по следующей формуле:

где


a – число релевантных документов, выданных поисковой системой в ответ на запрос,

b - полностью непертинентных документов, выданных поисковой системой в ответ на запрос.

Для определения величин a и b использовать среднее общее количество релевантных документов (РД).

5.8.4. Определить место каждой ЭБС по критерию "Точность поиска". Система, имеющая большее значение коэффициента точности поиска P, считается лучшей. Самой лучшей системе присваивается место 1, самой худшей – место 2.

5.8.5. Определить значение критерия "Возможности языка запросов". Для этого использовать пятибалльную шкалу: 0 - плохо, 1 – посредственно, 2 – средне, 3 – хорошо, 4 – превосходно.

5.8.6. Определить место каждой ЭБС по критерию "Возможности языка запросов". Самой лучшей системе присваивается место 1, самой худшей – место 2.

5.8.7. Определить значение критерия "Сложность формулировки запросов". Для этого использовать пятибалльную шкалу: 0 - плохо, 1 – посредственно, 2 – средне, 3 – хорошо, 4 – превосходно.

5.8.8. Определить место каждой ЭБС по критерию "Сложность формулировки запросов". Самой лучшей системе присваивается место 1, самой худшей – место 2.

5.8.9. Определить значение критерия "Удобство навигации". Для этого использовать пятибалльную шкалу: 0 - плохо, 1 – посредственно, 2 – средне, 3 – хорошо, 4 – превосходно.

5.8.10. Определить место каждой ЭБС по критерию "Удобство навигации". Самой лучшей системе присваивается место 1, самой худшей – место 2.

5.8.11. Определить значение критерия "Художественный дизайн и оформление". Для этого использовать пятибалльную шкалу: 0 - плохо, 1 – посредственно, 2 – средне, 3 – хорошо, 4 – превосходно.

5.8.12. Определить место каждой ЭБС по критерию "Художественный дизайн и оформление". Самой лучшей системе присваивается место 1, самой худшей – место 2.

5.9. Вычислить рейтинг каждой исследуемой системы R по следующей формуле:

где

m - количество критериев оценки ЭБС,

i - номер критерия оценки ЭБС,

wi - весовой коэффициент для критерия оценки i,

qi - место ЭБС по критерию оценки i.

N - количество исследуемых систем.

5.10. Определить лучшую ЭБС.

6. Оформить результаты работы по предлагаемой форме:

6.1. Предварительные результаты экспериментов и назначенные значения параметров представить в виде табл. 3.1 и 3.2.

6.2. Основные результаты работы оформить в виде табл. 3.3.

6.3. Сформулированные выводы: достигнута ли цель работы; приемлема ли точность значений количественных и качественных характеристик ЭБС, полученных в ходе выполнения работы; предложения по повышению точности результатов; предложения по расширению (изменению) состава сравниваемых характеристик.

 

Таблица 3.3. Результаты сравнительного анализа ЭБС

Критерий ЭБС ТвГТУ ЭБС ТвГУ
Полнота поиска - среднее количество найденных документов (Д)    
Место (полнота поиска)    
Полнота поиска - среднее количество найденных электронных документов (ЭД)    
Место (полнота поиска ЭД)    
Среднее общее количество релевантных документов (РД)    
Среднее общее количество релевантных электронных документов (РЭД).    
Коэффициент точности поиска P    
Место (точность поиска)    
Возможности языка запросов    
Место (язык запросов)    
Сложность формулировки запросов    
Место (формулировка запросов)    
Удобство навигации по разделам поисковой системы    
Место (удобство навигации)    
Художественный дизайн и оформление    
Место (дизайн)    
Рейтинг (R)    

 


Контрольные вопросы

1. Каким браузером в ходе выполнения первого задания Вы пользовались?

2. Каким из предложенных сайтов в первой части работы Вы пользовались до этого?

3. Что такое информационная потребность пользователя? Расскажите о четырех этапах представления информационной потребности.

4. Дайте определение релевантности. Что такое непертинентный документ и пертинентный документ?

5. Что такое поисковые системы? Какие системы Вам известны.

6. Что такое электронно-библиотечная система? Пользовались ли Вы когда-нибудь ЭБС?

 







Date: 2015-06-08; view: 771; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию