Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Релевантность
Релевантность – это фундаментальное понятие теории информационного поиска. Наиболее часто используются следующие виды релевантности: 1. Когнитивная релевантность, или пертинентность – характеризует степень соответствия информации из документа и реальной информационной потребности пользователя. Это истинная и наиболее трудноопределимая релевантность. Все остальные виды релевантности являются ее приближениями. 2. Тематическая (предметная) релевантность – характеризует степень близости предмета (тематики) информационной потребности и найденного документа. Под тематикой здесь понимается область интересов пользователя, в пределах которой существует его информационная потребность. 3. Ситуационная релевантность – определяет полезность информационного ресурса для задачи, решаемой пользователем, с точки зрения временных затрат, способа взаимодействия пользователя с системой и т. п. 4. Системная (алгоритмическая) релевантность – характеризует степень близости между формализованной информационной потребностью (запросом) и найденным поисковой системой документом. Теоретически релевантность можно измерить некоторым числом в интервале от нуля (полностью непертинентный документ) до единицы (полностью пертинентный документ). На практике же релевантность в основном определяется при оценке просматриваемых документов – подходит ли данный документ пользователю или не подходит. Таким образом, релевантность обычно характеризуется бинарным значением. Существуют также методы оценки релевантности по многозначной шкале. В этом случае коллектив экспертов просматривает доступные документы и присваивает каждому из них некоторое значение релевантности, которое определяется для каждого запроса. Такая методика используется главным образом при сравнении эффективности нескольких поисковых систем. Один и тот же документ может быть релевантным согласно одному определению релевантности и нерелевантным согласно другому. Так, документ, релевантный алгоритмически, может оказаться непертинентным. Например, если в неспециализированной ИПС искать информацию о компьютерных манипуляторах типа "мышь" и использовать для этого запрос, состоящий из слова "мышь", то велика вероятность получения ряда непертинентных документов из области зоологии и географии, описывающих мышей-грызунов. При этом найденные непертинентные документы формально будут соответствовать запросу, так как в их тексте содержится термин запроса – "мышь". Качество поиска в информационно-поисковых системах обычно характеризуется двумя критериями – полнотой и точностью. Полнота поиска определяется общим количеством найденных документов, а точность – соотношением между найденными релевантными и нерелевантными документами. Из-за многозначности определения релевантности абсолютного критерия точности поиска не существует, и в результатах любого поиска всегда присутствуют как релевантные, так и нерелевантные документы. Нерелевантные документы, которые сравниваются с релевантными, иногда называются шумом, по аналогии с теорией передачи информации. Релевантные документы в таком случае можно называть сигналом, а эффективность поиска оценивать по соотношению "сигнал - шум". Date: 2015-06-08; view: 1049; Нарушение авторских прав |