Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Городецкие мотивы





Родина городёцкой росписи по дереву - маленький ста­ринный городок на Волге - Городёц. Это самый древний город в теперешней Нижегородской области. Он был осно­ван в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Высокий берег Волги около Городца застроен небольшими высокими до­миками. Городёц и окрестные деревни издавна славятся резчиками, которые умеют вырезать деревянное кружево, украшать избы, наличники окон, прялки, посуду, игрушки.

Городецкие резчики украшали фронтоны домов, налич­ники, ставни сказочными цветами и листьями, диковинны­ми травами, вырезали львов с добродушными мордами и цветком на хвосте, диковинную птицу Сирин, русалок Бе­регинь*. Резной наряд городёцких изб - явление выда­ющееся в русской народной архитектуре. Городецкая до­мовая резьба принесла главную славу городку.

Резьба городёцких резчиков близка к древней архитек­туре Владймиро-Суздальского края*, где тоже встречаются сложный рисунок трав, фигуры сказочных птиц и львов.

mermaids paganism

 

 

shipyards back-water

 

ship-building

 

barges stern

 

 

ultramarine red lead ochre

in decorating

 

 

household articles utensils


Изображения русалок, коней, птиц и различных живот­ных восходят к язычеству. Русалкам, например, молились, чтобы послали дождь. Звери будто бы охраняли жизнь от злых духов.

Наверное, такое же значение имели эти изображения и для городёцких жителей.

Зарождение городёцкой резьбы относят к концу XVII -началу XVIII века.

Земли у городёцких крестьян было мало. Надо было использовать лес и реку. Вот и стали строить деревянные суда на Волге и заниматься обработкой дерева, различными приёмами украшать деревянные изделия.

В конце XVII века, при Петре I*, в России начинается строительство морского и речного флота.

В различных городах построены верфи. В Городцё, где Волга образовала удобный для судостроения затон, тоже появились большие верфи. Суда и баржи, изготовленные на этих верфях, богато украшались городёцкими резчиками резьбой и росписью.

В XVII-XVIII веках Городёц, как и Нижний Новгород и другие селения по Волге, превратились в крупный центр судостроения.

Плотники городёцкой судоверфи были известны и за пределами Городца. Пётр I вызывал их даже на постройку военных кораблей в Преображёнское*. Вдали от родного Городца они распространяли свой навыки и умения, дели­лись опытом и сами учились у других мастеров.

Волжские баржи и суда украшались по краю внешней части и по корме резьбой, в которой был растительный ор­намент, русалки, львы, гербы. Чтобы этот узор выглядел де­коративнее, фон и рельеф раскрашивались разными крас­ками - ультрамарином, суриком, охрой.

С появлением на Волге пароходов и заводов стро­ительство деревянных судов сокращается.

А резные украшения стали употреблять в убранстве крестьянских изб. Резьба на городёцких избах усложня­лась, приобретала определённый стиль, для которого были характерны львы, птицы Сирин, русалки, вписанные в ра­стительный орнамент.

Резчики стали не только дома украшать, но и предметы домашнего обихода и утвари.

 

low


В конце XVIII века в Городцё начинают делать резные донца. В это время в России развивается текстильная про­мышленность, для которой нужна была льняная пряжа. Донца требовались почти в каждом доме, в котором пряли.

Что же такое донце? Это доска длиной семьдесят пять сантиметров, шириной двадцать-двадцать пять, один конец этой доски закруглён, на нём укрепляется гребень, на ко­торый надевается расчёсанная кудёль. Донце ставится на лавку, садится пряха и начинает понемногу брать левой ру­кой волокна кудели и прясть, вращая веретено правой ру­кой.

На посиделках, где раньше собирались по вечерам де­вушки прясть и рукодельничать, донце становилось пред­метом особой гордости... Донце входило в приданое не­весты вместе с вытканными холстами, полотенцами, ска­тертями.

Долгими зимними вечерами сидели девушки и пряли бесконечную пряжу, иногда пели песни, мечтали о женихе, грустили и радовались. Об этом рассказывает русская на­родная песня «Пряха».


 
 

room brown

(she) let (her hair) down lair

 

 

is looking sad

 

 

«Пряхи». Фрагмент миниатюры. Село Федоскино.

В низенькой светёлке Огонёк горит. Молодая пряха Под окном сидит.

Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса.

Русая головка, Думы без конца... Ты о чём взгрустнула, Девица-краса?..

В низенькой светёлке Огонёк горит. Молодая пряха Под окном сидит.


 

 

fumed

 

rider

 

proudly stands out

 

 

Black

 

prancing

 

 

(ceremony of) match­making

wedding procession

 

 

onion skin


В окрестных сёлах и в Городцё начинает развиваться дбнечный промысел. Всё способствовало его расцвету -кругом леса, в сёлах мастера-рёзчики. Какие только донца не делали в Городцё и соседних сёлах по рёчке Узбле. Горо­децкие донца быстро расходились по России.

В окрестных дубовых лесах пилили дубы, а иногда в рёчке Узбле вылавливали морёные дубы, много лет проле­жавшие в воде, с красивой сёро-зелёной древесиной, креп­кие и большие. Всё чаще стали использовать декоративный приём инкрустации. Сделают белое донце из липы или осины, а потом врезают туда вставки из сёро-зелёного мо­рёного дуба. А потом ещё мастера эти дубовые вставки стали украшать резьбой с изображением всадника на конё. Скачет такой конь и останавливается в середине доски, гор­деливо подняв голову и копыто. Изображение такого коня чуть-чуть выступает над плоскостью фона.

Многие резчики донца делали, коней на них вырезали, но каждый резчик делал донца в различных вариантах.

И хотя с глубокой древности народные художники пи­сали коней, писали всадников, но городёцкие кони отли­чаются ото всех - никогда ни с кем не спутаешь вороного городёцкого чудо-коня, изображённого всегда в профиль с поджатой ногой, с высоко выгнутой шеей.

На нижних половинках донец мастера обычно вырезали жанровые сцены гуляний кавалеров с дамами, сцены охо­ты, цирковые и военные сюжеты, нарядных барынь и кава­леров, гарцующих на конях, восседающих на стульях с вы­сокими спинками, танцующих, объясняющихся в любви.

В приданое невесты входили донца, на которых часто изображали сцены свадебного обряда: сватовство, смо­трины*, девичник*, встречу жениха, свадебный поезд и другие. Это были условные образы, сложившиеся на основе жизненных впечатлений.

В середине прошлого века сложную в работе инкруста­цию сменила роспись.

В росписи донец использовали три основных краски: сначала донце покрывали отваром луковой шелухи и оно приобретало разные оттенки жёлтого цвета, а потом при раскрашивании брали красный и синий.

В оформлении прядильных донец во второй половине XIX века появляются жанровые сюжеты. Сюжетами для


 

 

feasts buttercups


городёцких мастеров служила сама их жизнь, праздничная её сторона, нарядные костюмы, представления о благопо­лучии. Здесь сцены гуляний, свиданий, и чаепитий, и за­столий.

В это же время сложилась характерная форма расти­тельного орнамента с городёцкими купавками фантасти­ческой раскраски и такими пышными, что кажется, что бу­тоны вот-вот раскроются.

Ведущий сюжет росписи донец занимает его верхнюю половину. В центре этой композиции главная фигура или растительный мотив (фигуры людей, гирлянды цветов).


 

 
 

Фрагмент городецкого расписного донца. Нижегородская губерния. XIX век.


 

 

fancy flat

 

spindles bast baskets

 

declined

 

revival

 

rocking-chairs cutting boards salt-cellars


Лица своих героев народные мастера пишут в одной ма­нере - в виде белого кружка, на котором чёрными линиями обозначают черты лица. Причёски замысловатые, но всег­да окрашены только в чёрный цвет. Фигуры даны в плос­костном цветовом решении, главные детали окрашиваются без контура в основной цвет, а затем следует отделка ли­ний.

Донца, веретёна, лубяные лукошки для пряжи, лубя­ные коробки для хранения мотков льна городёцкие мастера продавали на Макарьевской и Нижегородской ярмарках*, откуда они расходились по всей России.

В начале XX века спрос на донца упал. Промысел пришёл в упадок.

В 20-е годы старые мастера - Ф.П.Краснояров, И.А. Мазин, И.К. Лебедев, П.А.Кблесов - начинают работу над новыми вещами в организованной ими мастерской на ро­дине промысла, в селе Курцево. В это время они создают панно с цветочными мотивами. Сюжеты были новые, сов­ременные: жизнь колхозной деревни, сельские праздники, жизнь советских воинов.

В годы Великой Отечественной войны* работы почти прекратились.

С 50-х годов началось бурное возрождение городёцкой росписи. Возрождение промысла связано прежде всего с именем потомственного мастера Аристарха Евстафьевича Коновалова. Ещё его дед красил для Макарьевской ярмар­ки детские стульчики.

Для работы А.Е.Коновалов привлекает мастеров, вла­деющих традиционными приёмами росписи, а также обучает городёцкому письму молодёжь.

В 60-е годы организуется фабрика «Городецкая ро­спись» и А.Е. Коновалов становится её художественным ру­ководителем. Фабрике удаётся решить проблему ассорти­мента изделий. Это детские столики, стулья, качалки, ска-мёйки-укладки* для хранения игрушек, разделочные дос­ки для кухни, солонки, расписные панно, блюда, тарелки и т.д. Большинство этих вещей украшено веточными моти­вами, среди которых можно увидеть птиц и коней.

Сегодня наследие старых мастеров, чьи изделия бере­ жно хранятся в музеях, не умерло, их лучшие традиции стремятся возродить художники, работающие на фабрике


 

 
 

Ларец «Застолье». Л. Беспалова.


«Городецкая роспись». На фабрике работают и опытные и совсем молодые мастера. Их работы продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей непосредственностью.


1.
Где находится город Городёц, центр резьбы и росписи по дереву, какова его история?

2. Какова роль петровских судостроительных верфей

в развитии городёцкого промысла? Какой резьбой и росписью украшали корабли и дома городёцкие мастера?

3. Что значит утверждение о том, что «городёцкая резьба была тесно связана с живописью»?

4. Расскажите, что украшали городёцкие мастера своей резьбой и росписью, какие темы, какие мотивы они использовали.

5. Что собой представляют современные городёцкие изделия?

6. Почему, по вашему мнению, русский народ в наши дни, в конце XX века, продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям городёцкого промысла?


 

landed estate

 

 

to make their way in life are of great renown

 

there was an atmosphere of manor

 

estate


Date: 2015-06-08; view: 577; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию