Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






У истоков хохломской росписи





Дети мастеров из села Сёмино, в котором издавна зани­маются хохломской росписью, рано приобщаются к ис­кусству. В немалой степени этому способствует окружа­ющая природа. Густые леса, просторы полей, голубые от цветущего льна, высветленные солнцем поля овса и пше­ницы, зелёные луга. Воспитание красотой продолжается для ребят и на деревенской улице. Весело и нарядно смотрят на мир окна дома Елизаветы Васильевны Мосиной, мастера творческой группы фабрики «Хохломской худож­ник».

Наличники у окон голубые, а расписаны они рисунком с птицами и ветками ягод, простенькими цветочками. Особенно приветлива роспись, когда дом освещает солнце, и на фоне золотистых брёвен выделяется голубизна узень­ких наличников и нарисованные на них фиолетовые и си­ние птицы и белые цветы.

Расписные наличники украшают не только дом Елиза­веты Васильевны. Почти на каждом сёминском доме, да и в окрестных сёлах можно увидеть резной или расписной узор наличника. И все они разные, ни один орнамент не повто­ряет рисунка на соседнем окне.

Искусством резьбы по дереву, токарным ремеслом, ма­стерством кистевой росписи в здешних сёлах не удивишь. Узоры резных наличников и карнизов домов, искусно вы-


 

 
 

Миски и шкатулка «Петух». С. Веселое.


 

 

net (tulle) curtains covering

bright mosaic design

bed quilts

panels

 

 

hardens

 

 

vermilion

 

painters'

having settled themselves


резанные ложки, затейливые по форме ковшй-утицы здесь могут изготовлять многие. Почти в каждой семье кто-ни­будь работает в цехах фабрики «Хохломской художник» и в её филиалах.

Встреча с красотой и искусством ждёт сёминских ребят и в самих домах мастеров, комнаты которых особенно уют­ны от тюлевых занавесей, от изобилия цветов на подокон­никах, от разноцветных ковриков, застилающих пол, от живописной мозаики лоскутных одеял. На стенах комнат панно, круглые большие блюда с хохломской росписью.

Особенно любят бывать дети в доме Степана Павловича Веселбва. Он давно на пенсии, но продолжает заниматься любимым делом: расписывает деревянную посуду, ложки, которые закаливает здесь же, дома, в большой русской печй.

Чудеса начинаются с двери, выходящей на высокое крыльцо. На ней киноварью нарисованы петух и курочка. Картйнка-паннб с птицами на двери смотрится удивитель­но празднично. Пожалуй, это одна из лучших работ Степа­на Павловича с изображением птиц. А он их написал вели­кое множество.

Мастерская художника небольшая. Два окна, от кото­рых в комнате очень светло. Стены мастерской сплошь за­вешаны орнаментами. Здесь же на столё, на полочках, на подоконниках, просто на полу - уже готовые токарные из­делия с росписью и те, что ещё только в работе. Одним словом, мастерская - настоящий маленький музей хо­хломской росписи.

В дни летних каникул школьников можно каждый день видеть в живописном или токарном цехе сёминской фабри­ки «Хохломской художник». Чувствуют они себя здесь сво­бодно, а появление их в цехах фабрики так же естественно, как естественно и привычно видеть из окон живописного цеха подступающий к фабрике лес.

Часто ребята приходят на фабрику прямо из леса, в ко­тором можно найти сладкую и горячую от летнего зноя землянику, ягоды брусники. Здесь всё ребятам хорошо зна­комо. И лес, и прозрачная Узбла, и гибкие доски мостков. Утром собирали грибы и вот теперь заглянули в цех. Кор­зинки с грибами живописным натюрмортом распола­гаются под окнами, а сами ребята, уютно устроившись на small bench

 

 

come in curls chisel

(piece of) rough lime-wood

round-bellied jug

 

women painters

 

broken touch (of colour) to lay on

would make delicate lines palette

 

 

curving lines

defective

chip

 

tradition


маленьких скамеечках, становятся зрителями. Неотрывно смотрят, как упруго и свободно ложатся под кистью на се­ребряный бок чашки ветки малины, как точно заполняет внутреннюю поверхность деревянной ложки рисунок из ягод рябины и двух золотых рыбок.

Часами могут стоять мальчишки у токарного станка, глядя, как кудрится белая стружка под резцом и как из липовой заготовки рождается круглая чаша, пузатенький бочонок, поставец. Искусство создания токарных форм на станке - яркое и эмоциональное зрелище. Работа сёмин-ского токаря сродни искусству скульптора.

Девочкам ближе искусство мастеров росписи. Здесь есть у кого учиться.

Мастерицы охотно покажут, как надо «стебель наво­дить» (с этого начинается обучение хохломской росписи), как делать «приписки» травного орнамента, как тычком кисти ягоды «налёпливать». Но всё это объясняется и по­казывается школьникам как бы между делом: оторвётся мастерица ненадолго от росписи, черкнёт кистью несколь­ко раз на стёклышке, которое лежит перед каждой из них и служит палитрой, - вот и готово пособие для ученицы. А сама опять скорее к основной своей работе.

Девочки сами пробуют продолжать рисунок на стё­клышках-палитрах, пристраивая к сочным и лёгким «ку­стикам», оставленным рукой мастера, свой росчерки «тра­вок», завивают «стебель» на бракованном стаканчике, ложке, на чашке с щербинкой.

Запас зрительных впечатлений от рисунков орнамента, которые дети видят и запоминают с детства, позволяет им без длительной тренировки создавать собственные компо­зиции росписи, отмеченные наблюдательностью, поэтич­ностью, свободой в расположении рисунка.

Продолжают своё знакомство с приёмами хохломской росписи дети в сёминской средней общеобразовательной школе на уроках труда.

Трудятся ребята серьёзно, ответственно. Гордятся, ког­да кто-нибудь из старших похвалит их первую работу. Неза­метно для самих себя школьники привыкают к ритму ра­боты, к последовательности изготовления изделий, учатся ценить и понимать особенности росписи каждого мастера, умение токаря. Преемственность в передаче знаний и бпы-


33 Золотая хохлома Городецкие мотивы


 


та, в овладении искусством «травной» росписи, токарным и столярным мастерством происходит для детей естественно и просто.

Так учились мастерству родители школьников, а ещё раньше - их старшие сестры и братья, отцы и матери. Так было здесь всегда. Искусство и труд всегда существовали на промысле рядом, и невозможно отделить одно от другого.

По Ю. Максимову. Фрагменты из книги «У истоков мастерства»

 

1. Как выглядит село Сёмино - один из главных центров
хохломской росписи?

Как жители села украшают свой дома?

2. Как мастера хохломской росписи знакомят школьников со своим промыслом?

3. Чем такие художники, как С.П.Веселбв, умеют заинтересовать детей?

Как они помогают детям понять и полюбить древнее искусство хохломы?


 

lintels of windows distaffs

shutters


Date: 2015-06-08; view: 518; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию