Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
У истоков хохломской росписиДети мастеров из села Сёмино, в котором издавна занимаются хохломской росписью, рано приобщаются к искусству. В немалой степени этому способствует окружающая природа. Густые леса, просторы полей, голубые от цветущего льна, высветленные солнцем поля овса и пшеницы, зелёные луга. Воспитание красотой продолжается для ребят и на деревенской улице. Весело и нарядно смотрят на мир окна дома Елизаветы Васильевны Мосиной, мастера творческой группы фабрики «Хохломской художник». Наличники у окон голубые, а расписаны они рисунком с птицами и ветками ягод, простенькими цветочками. Особенно приветлива роспись, когда дом освещает солнце, и на фоне золотистых брёвен выделяется голубизна узеньких наличников и нарисованные на них фиолетовые и синие птицы и белые цветы. Расписные наличники украшают не только дом Елизаветы Васильевны. Почти на каждом сёминском доме, да и в окрестных сёлах можно увидеть резной или расписной узор наличника. И все они разные, ни один орнамент не повторяет рисунка на соседнем окне. Искусством резьбы по дереву, токарным ремеслом, мастерством кистевой росписи в здешних сёлах не удивишь. Узоры резных наличников и карнизов домов, искусно вы-
Миски и шкатулка «Петух». С. Веселое.
net (tulle) curtains covering bright mosaic design bed quilts panels
hardens
vermilion
painters' having settled themselves резанные ложки, затейливые по форме ковшй-утицы здесь могут изготовлять многие. Почти в каждой семье кто-нибудь работает в цехах фабрики «Хохломской художник» и в её филиалах. Встреча с красотой и искусством ждёт сёминских ребят и в самих домах мастеров, комнаты которых особенно уютны от тюлевых занавесей, от изобилия цветов на подоконниках, от разноцветных ковриков, застилающих пол, от живописной мозаики лоскутных одеял. На стенах комнат панно, круглые большие блюда с хохломской росписью. Особенно любят бывать дети в доме Степана Павловича Веселбва. Он давно на пенсии, но продолжает заниматься любимым делом: расписывает деревянную посуду, ложки, которые закаливает здесь же, дома, в большой русской печй. Чудеса начинаются с двери, выходящей на высокое крыльцо. На ней киноварью нарисованы петух и курочка. Картйнка-паннб с птицами на двери смотрится удивительно празднично. Пожалуй, это одна из лучших работ Степана Павловича с изображением птиц. А он их написал великое множество. Мастерская художника небольшая. Два окна, от которых в комнате очень светло. Стены мастерской сплошь завешаны орнаментами. Здесь же на столё, на полочках, на подоконниках, просто на полу - уже готовые токарные изделия с росписью и те, что ещё только в работе. Одним словом, мастерская - настоящий маленький музей хохломской росписи. В дни летних каникул школьников можно каждый день видеть в живописном или токарном цехе сёминской фабрики «Хохломской художник». Чувствуют они себя здесь свободно, а появление их в цехах фабрики так же естественно, как естественно и привычно видеть из окон живописного цеха подступающий к фабрике лес. Часто ребята приходят на фабрику прямо из леса, в котором можно найти сладкую и горячую от летнего зноя землянику, ягоды брусники. Здесь всё ребятам хорошо знакомо. И лес, и прозрачная Узбла, и гибкие доски мостков. Утром собирали грибы и вот теперь заглянули в цех. Корзинки с грибами живописным натюрмортом располагаются под окнами, а сами ребята, уютно устроившись на small bench
come in curls chisel (piece of) rough lime-wood round-bellied jug
women painters
broken touch (of colour) to lay on would make delicate lines palette
curving lines defective chip
tradition маленьких скамеечках, становятся зрителями. Неотрывно смотрят, как упруго и свободно ложатся под кистью на серебряный бок чашки ветки малины, как точно заполняет внутреннюю поверхность деревянной ложки рисунок из ягод рябины и двух золотых рыбок. Часами могут стоять мальчишки у токарного станка, глядя, как кудрится белая стружка под резцом и как из липовой заготовки рождается круглая чаша, пузатенький бочонок, поставец. Искусство создания токарных форм на станке - яркое и эмоциональное зрелище. Работа сёмин-ского токаря сродни искусству скульптора. Девочкам ближе искусство мастеров росписи. Здесь есть у кого учиться. Мастерицы охотно покажут, как надо «стебель наводить» (с этого начинается обучение хохломской росписи), как делать «приписки» травного орнамента, как тычком кисти ягоды «налёпливать». Но всё это объясняется и показывается школьникам как бы между делом: оторвётся мастерица ненадолго от росписи, черкнёт кистью несколько раз на стёклышке, которое лежит перед каждой из них и служит палитрой, - вот и готово пособие для ученицы. А сама опять скорее к основной своей работе. Девочки сами пробуют продолжать рисунок на стёклышках-палитрах, пристраивая к сочным и лёгким «кустикам», оставленным рукой мастера, свой росчерки «травок», завивают «стебель» на бракованном стаканчике, ложке, на чашке с щербинкой. Запас зрительных впечатлений от рисунков орнамента, которые дети видят и запоминают с детства, позволяет им без длительной тренировки создавать собственные композиции росписи, отмеченные наблюдательностью, поэтичностью, свободой в расположении рисунка. Продолжают своё знакомство с приёмами хохломской росписи дети в сёминской средней общеобразовательной школе на уроках труда. Трудятся ребята серьёзно, ответственно. Гордятся, когда кто-нибудь из старших похвалит их первую работу. Незаметно для самих себя школьники привыкают к ритму работы, к последовательности изготовления изделий, учатся ценить и понимать особенности росписи каждого мастера, умение токаря. Преемственность в передаче знаний и бпы- 33 Золотая хохлома Городецкие мотивы
Так учились мастерству родители школьников, а ещё раньше - их старшие сестры и братья, отцы и матери. Так было здесь всегда. Искусство и труд всегда существовали на промысле рядом, и невозможно отделить одно от другого. По Ю. Максимову. Фрагменты из книги «У истоков мастерства»
1. Как выглядит село Сёмино - один из главных центров Как жители села украшают свой дома? 2. Как мастера хохломской росписи знакомят школьников со своим промыслом? 3. Чем такие художники, как С.П.Веселбв, умеют заинтересовать детей? Как они помогают детям понять и полюбить древнее искусство хохломы?
lintels of windows distaffs shutters
|