Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство БССР в 20—30-е гг. Живопись





Культурная жизнь в Белорусской Советской Социалистической республике (БССР) в области изобразительного искусства была похожа на общесоюзную: творческая инициатива развивалась в самых разных направлениях, много спорили, экспериментировали, кто-то вдали от реальной жизни, кто-то впрямую завися от современных событий и фактов.

Знакомство с современным искусством началось с агитационно-политических плакатов, которые привозились в Беларусь из России и Украины, а потом стали изготовляться в Витебске силами УНОВИСА. Грандиозное убранство было сделано в Витебске в 1918 г. и 1919 г. в честь годовщины Октябрьской революции под руководством Марка Шагала, который здесь работал комиссаром по делам искусства. С 1920 г. Витебск оформлялся супрематическими росписями К. Малевича и уновистами.

Это были панно (у Шагала с изображением лошадей, коз, конников с трубами, яростного крестьянина, поднявшего над головой дворец “Мир избам, война дворцам” и т. д.; у уновистов геометрические композиции с противостоящими цветами черным и красным, красным и белым и т. д.) лозунги, выполненные на ткани. Оформление делали и реалисты Ю. Пэн, С. Юдовин, Я. Минин. Украшались к знаменательным датам и другие города.

В послереволюционное время создаются многочисленные студии изобразительного искусства, но они давали лишь самые первые навыки рисования и живописи. В Минске были открыты художественно-производственные мастерские, которые делали все, что умели, писали портреты, плакаты, лозунги, игрушки и гобелены.

Проходят различные художественные выставки, среди них и Всебелорусские. Создаются и объединения художников, в 1927 г. создается Всебелорусское объединение художников, в 1928 г. оно было реорганизовано в Революционную ассоциацию художников Беларуси. На государственном уровне культурой Беларуси руководил Главполитпрос с отделами театра, кино, музыки и изобразительного искусства. Отделом ИЗО руководил М. Станюта.

Доминирующее место в сюжетах картин 20-х гг. занимали темы революции, гражданской войны и строительства социализма. Основателем белорусской исторической живописи выступил Валентин Викторович Волков (1881—1964), ученик В. Я. Савицкого в Петербургской Академии искусств. В его творчестве тема революции находила яркое отражение (“Баррикады”, 1923, “Партизан”, 1928 и др.).

К концу 20-х гг. появляются изменения идейного характера в творчестве живописцев старшего поколения: М. Станюты, Г. Виера, Я. Кругера, М. Филиповича и др. Кругер обращается к злободневности (“Школа беспризорников”, 1927, “Детская колония”, 1930 и др.).

Удивительные произведения по настроению и динамике выходят из-под кисти Михаила Матвеевича Филиповича (1896—1947), который учился у К. Коровина и прошел увлечение абстракционизмом Малевича. Он обращается к истокам народного творчества (“На Купале”, “Весенний праздник”, 1922, “Народное гулянье”, 1921, “Обработка льна”, 1928). С конца 20-х гг. у Филиповича появляется новый герой — человек из народа (“Женщина в намитке”, 1928). Филипович вел активную общественную работу по созданию советского белорусского искусства, В 1921 г. в Минске он открыл свою мастерскую и создал кружок “Свободная академия М. М. Филиповича”, сюда приходили художники, чтобы писать с натуры, обсуждать многочисленные проблемы и вопросы.

Михаил Матвеевич Филиппович (1896–1947) – один из самых значительных деятелей белорусского изобразительного искусства первого послереволюционного десятилетия. Он создал незаурядные, ставшие классическими для национальной культуры произведения, прежде всего в живописи, а также в графике и мелкой пластике. Стилистический диапазон его творчества – от супрематических опытов до традиционных иллюстраций к классической литературе. На временном расстоянии Филиппович воспринимается как символическая фигура белорусской культуры 1910–1940-х годов. Его жизнь и искусство были драматическим сочетанием взлётов и бедствий, непревзойдённых шедевров и малоудачных работ.

До наших дней дошло свыше 100 произведений М.Филипповича (кроме журнальной графики и работ, сохранившихся только в репродукциях) – что большая редкость для белорусского художника этого поколения (причём около 20 произведений в теперешнем собрании музея были возвращены в послевоенные годы из Германии). Его творчество было оценено по достоинству в 1920-е годы в публикациях Змитрока Бядули и Николая Щекатихина, и спустя десятилетия, после долгого периода полупризнания и недомолвок, в 1971 году появилась итоговая книга Виктора Шматова о жизни и творчестве М. Филипповича, раскрывшая и утвердившая действительную и особую его роль в истории белорусского искусства.

Ученик Константина Коровина, Роберта Фалька, Александра Древина Филиппович переплавил в своём творчестве стилистическое многоцветье искусства начала ХХ века, отдавая предпочтение эмоционально близким ему течениям. Сцены народной жизни, портреты и пейзажи он интерпретировал современным художественным языком, выражая лирико-романтическое отношение к окружающему.

Вспоминает Стефания Михайловна Станюта:“... он был такой тюхтяй, чаще всего сидел, опустив голову, и молчал. Что-то прошамкает или хрипло засмеется – и опять молчит. Унылый, лицо будто заспанное, мятое. Он выглядел значительно старше, чем был на самом деле. Никогда не увидишь его причесанным, зубы никак не вставит, будто давно уже махнул рукой на все и на себя самого. И вдруг – точно совсем другой человек перед тобой: он начинал работать. На меня это производило такое сильное впечатление – я даже не представляла, что такое может быть. Глаза живые, молодые, взгляд пронзительный, цепкий, а движения легкие, быстрые – ну не узнать! Он делался просто красивым. Если бы кто меня спросил, как может выглядеть вдохновение, я, наверное, сразу бы увидела в памяти Михаила Филипповича за работой, – да, его, нашего Михаила Матвеев

Рабочему классу Минска посвящал свои работы Михаил Петрович Станюта (1881—1974), ученик А. Архипова и Касаткина в Московском училище. (“Завод стекла”, 1924, “Бетонщики”, 1927, Строительство университетского городка”, 1928, “Литейный цех”, 1931). Выразительны и глубоки его портреты (“Портрет художника М. Филиповича”, 1925, “Портрет дочери”, 1923). Начало историко-революционной тематике положили работы Ивана Осиповича Ахремчика (1903—1971; “I съезд РСДРП в Минске”, “Подписание манифеста о создании БССР”).

Михаил Петрович Станюта (1881−1974) “Рисованием увлекся еще в детстве. Рисовал “как мог” и “что мог”. Перерисовывал иллюстрации с книжек, пробовал делать наброски с натуры – карандашом или пером. Акварельные краски купил уже, когда стал на “самостоятельный” жизненный путь”. М.П. Станюта.

Михаил Станюта родился 19.09(1.10.)1881 года в городе Игумене (теперь Червень) Минской губернии. Учился в художественной студии Я.М. Кругера в Минске (1908−1911), Высших художественно-технических мастерских в Москве (1918−1920). Преподавал рисование в школах, художественных студиях и кружках в Минске (1920−1939). Художник − автор тематических картин, портретов, пейзажей, натюрмортов. Наша выставка знакомит зрителей со Станютой-портретистом − внимательным, честным, точным в характеристиках. Эти работы не потеряли своей выразительности и на сегодняшнее время.

Портрет дочери. 1923 г. «Портрет дочери», созданный в 1923 году (первоначальное название − «Эскиз к портрету») − признанный шедевр художника. На нем изображена Стефания Михайловна Станюта (1905—2000) − народная артистка Беларуси, актриса Белорусского государственного академического театра имени Янки Купалы, которому она отдала более 70-ти лет творчества.

Девичье обаяние модели, ее красоту и изящество помогает раскрыть колорит работы − многоцветный, неспокойный, а также своеобразная орнаментальность. Полотно дышит сияющей юностью, верой в свои способности и в свою мечту, присущей 18-летней актрисе, в то время ученице Белорусской драматической студии в Москве. О «Портрете дочери» сама Стефания Станюта вспоминала так «…однажды, когда летом отдыхала дома, отец решил написать мой портрет − а может, я сама предложила или попросила, и все получилось быстро и просто, без подготовки. В серо-голубом сатиновом платье с короткими рукавами, с узким белорусским пояском на голове, я села на столе, подкрутив ноги, опираясь на стол руками и смотря куда-то в сторону, а обе косы легли на колени. Скорее всего все это я сама и придумала позировать именно так, потому что припоминаю, как делала «фон», развешивая синий платок и закрепляя на нем что-то вроде бантов из красной гофрированной бумаги. Отец взял лист бумаги, примерно метр на полметра, и за один или два сеанса этот декоративно-плоскостный портрет темперой был готов».

Портрет художника М. Филипповича. 1925 г. Кисти Станюты принадлежит и портрет Михаила Матвеевича Филипповича (1896−1947), друга художника, одного из самых ярких белорусских живописцев 1920-х годов. Он обладал большой природной одаренностью, плодовитостью, широтой интересов, а в его творчестве преобладали национальные темы. В портрете Станюта стремится запечатлеть и передать зрителю образ в первую очередь белоруса, с характерной природной мягкостью, непосредственностью, доверчивостью, грустным покоем, в результате чего получилось глубоко психологичное произведение. Работа сдержана по живописному и композиционному решению: глухой фон, плоскостность изображения, спокойный колорит.

Автопортрет. 1935 г.

К 1930-м годам Михаил Петрович Станюта достиг своей творческой зрелости; в то же время, это период резкого перелома в белорусской культуре. Началось преследование национальной интеллигенции, появился новый термин советской эстетики − «социалистический реализм». В «Автопортрете» 1935 года в полной мере передано то состояние растерянности, в котором пребывал тогда 54-летний мастер.

Работу отличает темный колорит, крепкая реалистическая манера; в ней нет традиционных атрибутов, указывающих на профессиональную принадлежность портретируемого: перед нами не творец, не поклонник искусства, а задумчивый, пожилой человек. Этот портрет ярко иллюстрирует возникшую в советское время концепцию нового типа художника − не творческой индивидуальности, а труженика культуры.

В славной традиции передвижников продолжает работать Юрий Пэн (“Автопортрет”, 1922, “Сапожник-комсомолец”, 1925 и др.).

Слабее, чем портретная и сюжетно-тематическая живопись был развит жанр пейзажа. Почти каждый живописец обращался к этому жанру эпизодически.

Особо следует сказать о творчестве Владимира Николаевича Кудревича (1884—1954), получившего образование до революции в Лиепаи, в Латвии, писавшего в основном пейзажи (“Ранняя весна”, “Вечер”). В его картинах ощущается влияние французских импрессионистов.

Плодотворно работает уже известный пейзажист Витольд Белыницкий-Бируля (1872—1957), ученик Левитана, мастер лирического пейзажа, он создает поэтические полотна “Голубая часовня” (1920), “Первый снег”, “Озеро” и др.

В графике наблюдается всплеск агитационно-плакатного искусства, а также искусства оформления книги (книжная графика). Среди художников, которые внесли значительный вклад в создание белорусской книги, нужно назвать М. Филиповича, Павла Гутковского, Анатолия Николаевича Тычину. Видными графиками-станковистами являются А. Астапович, А. Тычина, М. Добужинский, С. Юдовин, Я. Минин, З. Гарбовец.

В 30-е гг. в связи с известным постановлением устранилось разделение искусства на пролетарское, крестьянское, левое, правое, сочувствующее тем или иным, были ликвидированы ярлыки и титулы в идеологической ориентации художников (декаденско-модернистской эстетике было не по пути со строительством социализма). Марксистско-ленинский взгляд на жизнь, метод социалистического реализма должны были насыщать социальным смыслом и правдивостью тематические картины белорусских советских художников.

Темы революции, труда, гражданской войны, партийных съездов стали преобладающими темами в живописи (К. Космачев “В подпольной типографии”, 1940, М. Маносзон “Выступление М. И. Калинина перед рабочими Минска в 1919 г.”, 1919, Я. Зайцев. “Чапаев”, 1937, “Вступление красной армии в Минск в 1920 году”, 1940, В. Волоков. “Передача опыта”, 1937 и др.)

Пейзажная живопись представлена теми же мастерами, что и в 20-х гг. Портретный жанр развивается в творчестве И. В. Ахремчика (портреты В. И. Голубка, 1931, Ю. М. Пэна, 1938), Я. М. Кругера, Ю. М. Пэна, М. Тарасикова (“Портрет академика Никольского”, 1940, “Комсомолка”, 1937) и др.

В это время появляются картины с изображением В. И. Ленина (Волоков “Ленин в Октябре”, Пэн “Ленин и революция”, Тарасиков “Ленин на фоне кремлевской стены”; эти полотна погибли во время Великой отечественной войны). В 30-е гг. появляется множество портретов Сталина. Как правило, это парадные монументальные образы, далекие от искусства официозного и казенного характера.

Монументально-декоративное искусство было развито очень мощно, так как в это время шло активное строительство общественных зданий. Особую значимость имели монументальные росписи М. Лебедевой и И. Френк в Доме правительства БССР на темы индустриализации, коллективизации и т. д. в 1936 г.

Графика развивалась в русле книжной графики и достигла значительных успехов. Художники, графики и скульпторы получали образование в Москве, Ленинграде или в Витебском художественном техникуме, в других республиках СССР. В это время была развита система творческих командировок художников на заводы, фабрики, в колхозы для создания заказных работ к различным праздникам и юбилеям.

Развивалось изобразительное искусство и в Западной Беларуси, которая воссоединилась с БССР только в 1939 г. Значительным было творчество Петра Алексеевича Сергиевича (1900—1984), ученика Ф. Рущица в Виленском университете на художественном факультете. Жизнь белорусов и белорусы — основная тема его работ “Белорусы”, 30-е гг., “Дорогой жизни”, 1934, “Свадьба в Беларуси”, 1929, “Коваль кует коня”, 1939, “Белорусская учительница”, 1938, “Девочка в синем сарафане” и мн. др.).

Интересным представляется творчество М. К. Севрука (“Жниво”, 1937), и Я. Н. Дроздовича, который был живописцем, графиком, этнографом, фольклористом, мастером декоративно-прикладного искусства (“Изгнание князя в Полоцке, 1948, “Встреча весны на Сатурне”, 1932, множество книжных графических работ и др.).

 

Date: 2015-06-08; view: 6405; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию