Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкурс «Разминка»





Из предложенного списка командам в течение 2-х минут необходимо выбрать названия представителей отряда Воробьинообразные.

 

Сойка, перепел, сыч мохноногий, снегирь, скопа, крапивник, сухонос, синица большая, пустельга обыкновенная, иволга, рябчик, грач, ласточка деревенская, гоголь обыкновенный, трясогузка, пеночка.

Ответ: Сойка, снегирь, крапивник, синица большая, иволга, грач, ласточка деревенская, трясогузка, пеночка.

Конкурс «Эрудит» На доске – таблица с номерами вопросов. Команды по очереди выбирают вопросы. Если команда отвечает на вопрос без звёздочки, то она заработает 1 балл, а за ответ на вопрос со звёздочкой- 2 балла. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответа предоставляется второй команде

1. Обобщив свои наблюдения, члены биологического кружка пришли к выводу о том, что самые разные птицы, охраняющие свои территории, проявляют поразительное единодушие в выборе соседей: они ничего не имеют против, если в их владении поселятся дальние пернатые родственники. Но птицы делают все, чтобы избавиться от представителей своего вида. Предположите, как юные биологи объяснили это явление. Ответ: Участки рьяно охраняются главным образом потому, что именно здесь будет добываться весь корм, чтобы появившиеся птенцы нормально росли и развивались. Многие родители, пока птенцы малы, не могут надолго от них отлучаться. Малышей надо обогревать. А добыть корм поблизости проще, если рядом нет других претендентов на него.

2. Юные орнитологи обратили внимание на то, что в гнездах разных птиц яйца обычно тупым концом обращены к наружной стенке гнезда и вверх. Внимательно изучив строение птичьего яйца, они поняли, какое значение имеет такое положение яиц. Объясните «открытие» юных орнитологов. Ответ: На тупом конце яйца расположена воздушная камера, положение яиц способствует лучшему газообмену с окружающей средой при развитии зародыша.


3. Экспедиция орнитологов отправилась в степь и обнаружила там много таких птиц, каких нет ни в лесах, ни в тундре. В сухой степи, не тронутой человеком, расхаживают тяжеловесные дрофы. Там живут хохлатые и черные жаворонки, быстроногие бегунки, кулики, большие кроншнепы, белый журавль, перепела и серая куропатка, в воздухе парят орлы-курганники, стремительно проносятся соколы-балобаны, трепеща крыльями, «висят» в воздухе соколки-пустельги... Объясните причины многочисленности и разнообразия видов птиц в нетронутой степи. Ответ: Птицы приспособлены к жизни в условиях открытой местности: одни из них прекрасные летуны, другие скрываются в траве, третьи в качестве спасительной защиты используют быстрый бег.



4. Данные многочисленных наблюдений убедили юных орнитологов, что птицы по-разному и в разных местах строят гнезда: лесной конек — прямо на земле из опавших веточек ели; дрозды — на высоте 2—3 м из трав, сцементированных глиной; зяблик — в развилке берез из мхов, облицовывая гнездо лишайниками; глухари, тетерева — на земле. Помогите орнитологам объяснить значение различий в выборе места постройки гнезд. Ответ: Каждый вид птиц занимает свою экологическую нишу; это проявляется и в различных местах гнездования, разнообразных материалах, используемых для строительства птичьих гнезд. Эти приспособления снижают конкуренцию между популяциями разных видов птиц и обеспечивают выживаемость в лесном биоценозе.

5. Орнитологи отмечают в Москве и городах области быстрый рост численности серой вороны. За последние 20— 30 лет число этих птиц возросло в 10 раз. Объясните, почему наблюдается такая тенденция. Ответ: Серая ворона хорошо приспособилась к изменившимся условиям обитания. Птицы научились размачивать в воде сухой хлеб, охотиться на зазевавшихся голубей. Вороны перестали откочевывать зимой к югу, находя себе корм в городах. В весенний период они гнездятся на зданиях.

6. Ученые утверждают, что в отдельные суровые зимы гибнет до 90% лесных птиц. Сформулируйте гипотезу относительно основной причины гибели птиц. Ответ: Птицы гибнут от голода. При наличии достаточного количества пищи обеспечивается необходимый уровень обмена веществ и птицы не замерзают.

7. Отары пасущихся овец и коз часто сопровождают небольшие птицы с большим ртом. Эти птицы были названы козодоями, поскольку некоторые люди предполагали, что они лакомятся молоком. Молодой пастух знает, что это не так, но он в затруднении: зачем тогда козодои часто сопровождают пасущихся животных, дайте ответ пастуху. Ответ: Птицы ловят насекомых, спугиваемых пасущимися животными. Признак приспособленности к питанию насекомыми на лету — широкий рот.

8. Ученики долго спорили о том, как и где синицы питаются зимой. Оказалось, что зимой в смешанных стайках большие синицы ищут корм на деревьях, в кустах, па пнях, а часто и на снегу; синицы-гаечки обследуют в поисках корма преимущественно крупные ветви; длиннохвостые синицы кормятся на концах ветвей. Объясните ученикам значение, которое имеют различия в особенностях добывания пищи птицами родственных видов. Ответ: Птицы избегают конкуренции друг с другом за счет разных мест и характера поиска пищи.



9. Наблюдая за обыкновенными чайками, гнездящимися большими колониями в дюнах на морском берегу, дети увидели, как те сразу после вылупления птенцов уносят прочь яичную скорлупу. Объясните малышам, зачем чайки уносят скорлупу. Ответ: Белая внутренняя сторона оболочки яиц хорошо заметна хищникам, в отличие от пестрой наружной.

10. Орнитологи утверждают, что у каждой птицы — свой потолок полетов. Мелкие певчие птицы, разыскивая пищу, редко поднимаются на большую высоту. Ласточки и стрижи летают в поисках пищи значительно выше, Определите значение, которое имеют подобные различия. Ответ: Особенности питания характеризуют экологическую нишу, занимаемую каждым видом птиц. Различия в питании снижают конкуренцию между видами.

*11. Во время тетеревиных токов на одной полянке можно видеть одновременно несколько дерущихся пар самцов. А в стороне на ветвях деревьев сидят тетерки, ожидающие исхода боев. «Чуфырканье», «бормотание» и петушиные драки заканчиваются тем, что брачные пары соединяются так: молодые тетерки остаются со старыми косачами, а старые, наоборот, с молодыми. Объясните биологический смысл такого распределения. Ответ: При подобном разновозрастном скрещивании рождается жизнестойкое, наследственно разнообразное потомство.

*12. Найдите биологическую ошибку в тексте: «Австралийская большеногая курица закапывает свои яйца в кучу гниющего мусора для того, чтобы предохранить их от перегрева в знойные летние дни». Ответ: Закапывая свои яйца в кучу гниющего мусора, австралийская большеногая курица инкубирует их.

13. Некоторые виды мух очень похожи по окраске на ос и других жалящих перепончатокрылых. Юные зоологи проделали опыт: мух-имитаторов подложили молодым и взрослым птицам. Молодые птицы с охотой поедали их, взрослые не трогали. Помогите зоологам объяснить результаты опыта. Ответ: У взрослых птиц выработался условный рефлекс на жалящих насекомых (ос, пчел), поэтому они не трогали мух-имитаторов, у молодых птиц такого рефлекса еще нет. Имитирующая окраска для мух имеет защитное значение и предохраняет от склевывания птицами.

*14. Мальчик отправился на рыбалку. Проходя через кусты ольшаника, он увидел серенькую птичку с коричневыми крылышками — крапивника, потом он обратил внимание на шары, сплетенные из мха, листьев папоротника и трав. Любопытный рыболов забрался на дерево и, заглянув внутрь шаров, догадался, что это гнезда. Но каково было недоумение мальчика, когда он увидел птенцов только в одном из пяти гнезд. Объясните юному рыбаку - зачем же крапивник строит столько гнезд. Ответ: Крапивник иногда строит до 10 ложных гнезд. Это своеобразное защитное приспособление, обеспечивающее лучшее выживание потомства.

*15. Данные наблюдений позволили ученым установить, что при резких похолоданиях птенцы стрижей впадают в оцепенение, а взрослые птицы откочевывают на десятки километров. Когда становится теплее, родители прилетают и насильно кормят птенцов, которые постепенно выходят из оцепенения. Объясните значение способности птенцов на время впадать в оцепенение. Ответ: При оцепенении у птенцов резко снижается обмен веществ и соответственно потребность в пище, что спасает птенцов от гибели.

 






Date: 2015-04-23; view: 1003; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2020 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию