Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационный поиск





Поиск информации, связанной с решением проблемы потре­бителя,— вторая стадия процесса принятия решения о покупке. Она может рассматриваться как мотивированная активация зна­ния, хранимого в памяти, или обретение информации из внеш­ней среды.

Внутренний и внешний поиск

После осознания проблемы потребитель сначала предприни­мает внутренний поиск информации. Он обращается к своей долгосрочной памяти для определения — известны ли удовлетво­рительные решения, каковы характеристики потенциальных решений, как можно сравнить решения. Если эта информация внутреннего поиска недостаточна, предпринимается внешний поиск — потребитель концентрируется на внешних стимулах, относящихся к проблеме.

Для сбора информации по многим продуктам достаточно внутреннего поиска, то есть использования только ранее сохра­ненной в памяти информации. Реагируя на проблему, потреби­тель вспоминает единственное удовлетворительное решение — марку/ магазин. Покупается та марка, что вспомнилась,— так происходит процесс решения привычной проблемы. Например, обнаружив отсутствие хлеба, потребитель привычно отправля­ется в ближайший магазин. Аналогично может проходить процесс решения ограниченной проблемы. Обнаружив в точке продажи эффектно представлен­ный продукт, потребитель знакомится с атрибутами и вспоминает о своей неразрешенной проблеме, которую данные атрибу­ты способны разрешить. Покупка совершается без поиска допол­нительной информации. Так, например, могут покупаться бы­товые предметы и приборы — посуда, мебель, а также одежда.

Однако потребитель, заинтересовавшийся возможной покуп­кой продукта, может не делать ее сразу, а отправиться в дру­гие магазины в поисках лучшей цены или других характери­стик продукта. Тем самым он предпринимает внешний поиск — происходит расширенное решение проблемы. По мере близос­ти решения проблемы к расширенному типу растет значимость внешнего поиска.

В процессе внешнего поиска собирается следующая информа­ция:

• Мнения, поведение, опыт и чувства знакомых, соседей и родственников.

• Профессиональная информация, предоставляемая в брошюрах, статьях, книгах и получаемая при личных контактах.

• Непосредственный опыт в отношении продукта — через изучение или пробу.

• Генерируемая маркетологом информация, представленная в рекламе, на витринах или торговым персоналом.

Вероятность того, что потребитель ограничится внутренним поиском, зависит от степени восприятия потребителем своего знания как адекватного и качественного. Покупатель, соверша­ющий покупку впервые, скорее всего, не имеет достаточной для принятия решения информации и будет искать внешние ис­точники. Если продукт покупается редко или часто претерпе­вает изменения (цены, характеристик, марок, магазинов), внешний поиск также неизбежен.

Поиск информации потребителем осуществляется как при не­отложной потребности купить, так и без таковой. Внешний поиск, ведомый необходимостью предстоящей покупки,— это предпокупочный поиск. Не имея планов покупки продукта, потреби­тель ведет и текущий поиск — получая информацию на постоян­ной основе. Информация собирается для последующего исполь­зования нередко потому, что сам процесс сбора доставляет удо­вольствие. Так, просмотр красочных журналов, прогулка по хорошо оформленным магазинам и беседы со специалистами совмещают процессы удовольствия и сбора информации.

Если информационный поиск запускается осознанием проб­лемы, то текущий поиск — функция индивидуальности потре­бителя, продукта, рынка и ситуационных факторов.

Типы искомой информации

Потребители ищут информацию, позволяющую им определить: 1) оценочные критерии; 2) подходящие альтернативы; 3) харак­теристики потенциальных решений.

Потребитель, осознавший потребность в компьютере и име­ющий возможность покупки, стремится определить, какими характеристиками должен этот компьютер обладать. При не­достаточности внутреннего поиска потребитель обращается к знакомым, рекламе, обзорам и торговому персоналу.

Определив или определяя оценочные критерии, потребитель формирует приемлемый набор альтернатив — это могут быть мар­ки конкретных компаний-производителей: «Соmраq», «ТоshiЬа», 1ВМ, «Неwlett-РасkагЬ, «Азег», «dе11», «Vist», «Сапоп», «Арр1е». Этот набор рассматривается как набор осведомленности. В процессе сужения информационного поиска набор осведомленности делится на три группы по критерию воспринимаемой потребителем при­емлемости выбора:

1) истребованный набор, предварительный, то есть тот, что сформирован потребителем для последующего анализа;


2) инертный набор — тот, что безразличен;

3) неуместный набор — набор альтернатив, признанных не стоящими дальнейшего рассмотрения.

Формирование истребованного набора — значимый резуль­тат информационного поиска. Именно из этой группы альтер­натив потребитель делает окончательный выбор. Поэтому мар­кетинговые коммуникации поставщика должны обеспечить попадание своей марки в истребованный набор..

Формирование истребованного набора — значимый резуль­тат информационного поиска. Именно из этой группы альтер­натив потребитель делает окончательный выбор. Поэтому мар­кетинговые коммуникации поставщика должны обеспечить попадание своей марки в истребованный набор.

После формирования истребованного набора потребитель сравнивает оставшиеся альтернативы по оценочным критериям. Сравнение марок компьютеров ведется по критериям цены, бы­стродействия, памяти, веса, по размеру и типу экрана.

Источники информации

В процессе поиска информации потребители обращаются к следующим источникам:

1. Память о последних информационных поисках, личный опыт и низкововлеченное (пассивное) наблюдение.

2. Личные источники — знакомые, коллеги, соседи, члены семьи.

3. Независимые источники — государственные структуры, общественные организации.

4. Маркетинговые источники — реклама, буклеты, торговый персонал.

5. Экспериментальные источники — осмотр или апробация продукта.

Внутренняя информация — первоочередной источник, ис­пользуемый потребителями. Однако и эта внутренняя инфор­мация когда-то была заложена в память извне — из непосред­ственного опыта использования продукта, знакомыми, в про­цессе низко вовлеченного обучения.

Маркетолог не может полагаться только на генерируемую им информацию — рекламу, торговую презентацию. Марке­тинговые сообщения — лишь один из пяти потенциальных ин­формационных источников и нередко недостаточно ценный для потребительского решения. Личные источники часто иг­рают доминирующую роль в принятии потребительских реше­ний.

Тем не менее, маркетинговая деятельность влияет на все источники информации. Объективные характеристики продук­та, система его распространения составляют информационную основу, объективно представленную на рынке. Другие источ­ники — аналитические обзоры, экспертные оценки — отража­ют функциональные характеристики продукта. Личные источ­ники — знакомые, коллеги — основывают свои суждения на собственном опыте работы с продуктом. Поэтому значитель­ная доля маркетинговых усилий осуществляется для влия­ния на немаркетинговые источники информации. Так, например, фармацевтические компании привлекают к оценке своих товаров врачей, выписывающих лекарства потребителям. Ком­пании «Соса-Со1а» и «Рерsi-Со1а» проводят кампании продви­жения в расчете на вовлечение потребителями друг друга в процесс сбора бутылочных крышек с изображениями «поло­винок» призов.

 

Измерения идетерминанты поиска

Для влияния на процесс информационного поиска потребите­лей маркетолог должен уметь описывать, моделировать, прогно­зировать этот процесс. Процесс информационного поиска ха­рактеризуется тремя главными измерителями:

1) масштабом по­иска, или его объемом;

2) направлением, или содержанием поиска;


3) последовательностью поиска.

Масштаб, или объем, поиска характеризуется количеством рассматриваемых марок, магазинов, атрибутов, информацион­ных источников и величиной затраченного на поиск времени. Расширенное решение проблемы требует большего масштаба информационного поиска, чем ограниченное решение. Кроме того, даже в отношении покупки конкретного продукта пот­ребители различаются по масштабу предпринимаемого инфор­мационного поиска. По этому критерию рынок может сегмен­тироваться, с тем чтобы поддержать поисковые усилия наиболее склонных к этому потребителей. Для склонных к внешнему информационному поиску потребителей необходима реклама и внутримагазинная информация. Внимание не склонных к поис­ку информации потребителей способны привлечь бесплатные образцы и скидки.

Направление поиска не менее значимо, чем объем поиска. Направление поиска определяется ответами на вопросы, ка­кие марки, магазины, атрибуты рассматриваются и какие ис­точники используются. Атрибуты, привлекающие внимание потребителя, должны акцентироваться в материалах продви­жения, если они не являются слабым местом продукта. Инте­рес потребителя к цене затрагивает ценовые стратегии компа­нии.

Выявление роли рекламы в направлении информационного поиска может вестись на основе эксперимента: на одном рын­ке реклама ведется, на другом — нет, затем сравниваются ре­зультаты. Внутримагазинная реклама частично компенсирует недостаток количества и качества торгового персонала. Уста­новка компьютеризованных дисплеев со справочной информацией облегчает информационный поиск. Информация на упа­ковке несет аналогичную функцию. Продавцы остаются значи­мым фактором информационного поиска — особенно в случаях необходимости переговоров и обмена информацией в точке по­купки. В направление информационного поиска вносят свой вклад и масс-медиа, особенно если информация о продукте не­гативна. Социальное окружение покупателя также формирует направление поиска.

Последовательность поиска отражает порядок обретения по­требителем продуктно-атрибутной информации. Марочный тип последовательности поиска — это перебор марок. Каждая марка оценивается по разным атрибутам перед тем, как начнется оцен­ка следующей марки. Атрибутный тип последовательности — это получение информации о марке на атрибутной основе. Например, потребитель сначала смотрит на цены компьютеров и, выбрав приемлемые по ценам марки, ведет последователь­ную оценку их по быстродействию. Последовательность обре­тения продуктно-атрибутной информации — важное свойство правил решения, которые мы рассмотрим позднее. Выбор про­дукта — нередко результат последовательности инспекции ис­точников покупки.

Детерминантами поиска, то есть его определителями, яв­ляются характеристики ситуации, продукта, розничной среды и самого потребителя.


К ситуационным детерминантам относятся доступность и ка­чество информации на рынке, формат ее представления, вре­менной пресс и предшествующие события, назначение покупки, социальное и физическое окружение покупателя.

К продуктным детерминантам информационного поиска от­носятся степень дифференциации товаров и приятности само­го процесса поиска для потребителя. Например, поиск информа­ции о ритуальных услугах не доставляет удовольствия и потому ограничен. Чем выше цена продукта, тем больше финансовый риск и потому больше информационный поиск. Неопределен­ность и/или нестабильность характеристик товара, но­визна продукта — факторы расширенного поиска, сокращаю­щего воспринимаемый риск. Информационный поиск в отно­шении услуг как менее явного продукта в сравнении с продук­том в физической форме опирается в значительной мере на личные источники.

Характеристики розничных точек также детерминируют по­иск. Высокая концентрация точек продажи облегчает поиск по ним потребителя, что увеличивает объем поиска по количеству точек продаж. Визиты потребителя в далеко расположенные друг от друга точки менее вероятны. Дифференциация магазинов так­же влияет на их посещение в поисковых целях. Чем более раз­личны магазины (по ценам, ассортименту, условиям продаж), тем более вероятна инспекция потребителя в нескольких точ­ках.

К потребительским детерминантам поиска относятся знание потребителя, вовлеченность в процесс покупки, верования и от­ношения, а также демографические характеристики потре­бителя. Наиболее велик объем поиска для покупателей со средним уровнем знания о продукте. Слишком мало знающие не способны организовать собственный поиск, а слишком много знающие — практически не нуждаются в нем. Высокая вовлеченность потребителя в процесс поиска информации перед покупкой увеличивает объем поиска информации. Позитивное отноше­ние потребителя к путешествиям по магазинам означает боль­шой объем поиска. Восприятие сравнения затрат и выгод для информационного поиска также определяет его масштаб. Если затраты на поиск не стоят выгод от него — поиск огра­ничен.

Демографическими детерминантами поиска являются возраст и доход потребителя. С возрастом потребители сокращают по­иск, полагаясь на свой опыт. С ростом дохода потребителя рас­тет цена поиска — время стоит дороже, соответственно поиск сокращается.

Разработка стратегий влияния на информационный поиск предполагает деление марок (магазинов) на те, что входят в ис­требованный набор вариантов, и те, что не входят в этот набор. При этом важны типы решений, привычные, ограниченные, расширенные. Для потенциально приемлемых решений исполь­зуются соответственно стратегии поддержки поведения, захвата максимума доли рынка и обеспечения предпочтения. Для реше­ний, не входящих в зону потенциального выбора, используются стратегии переключения потребительского поведения с целью принятия марки в сферу потенциального выбора (срыв привыч­ного потребления, перехват потребителя на стадии поиска ин­формации, принятие марки соответственно для привычных, ог­раниченных и расширенных решений). Скорость переключения зависит от масштаба информационного поиска: чем больше масштаб, тем меньше скорость изменения потребительского по­ведения.

 

 







Date: 2015-06-07; view: 671; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию