Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс оценки и выбор альтернатив





По результатам информационного поиска потребитель оце­нивает альтернативы (варианты) покупки и выбирает оконча­тельный вариант. Нередко процессы информа­ционного поиска и альтернативной оценки перекрываются. Это может иметь место при отборе критериев оценки и определе­нии их значимости, при сужении альтернативы.

Альтернативная оценка начинается с выбора оценочных кри­териев, определения их значимости и формирования набора рас­сматриваемых альтернатив. Далее происходит оценка каждой из альтернатив по каждому критерию. Затем применяется одно или более правил решения, которые мы рассмотрим позднее, и в ре­зультате происходит окончательный выбор.

Процесс альтернативной оценки может быть достаточно сложным, например, при покупке дорогостоящих товаров дли­тельного пользования — автомобилей, компьютеров, жилья, бытовых приборов. Но для ряда решений он может практичес­ки отсутствовать. Например, привычные решения не требуют или почти не требуют оценки альтернатив — здесь просто повторяется последняя покупка. Решения ограниченных проб­лем предполагают небольшое количество альтернатив и кри­териев их оценки. Кроме того, ряд продуктов покупается по эмоциональным (то есть нерациональным) причинам (парфю­мерия, некоторая одежда). Эмоционально ориентированные Продукты, а также продукты, предназначенные для социальных ситуаций (подарки, украшения), покупатели чаще связы­вают с ожиданием реакции других людей в большей степени, чем с альтернативной оценкой.

Оценочные критерии

Оценочные критерииэто атрибуты продукта, использу­емые для оценки альтернатив покупки. Это характеристики продукта, ассоциируемые потребителем либо с желаемыми вы­годами, либо с затратами на эти выгоды. Наиболее распрост­раненными критериями оценки являются цена, марочное назва­ние, страна происхождения.

Цена — один из значимых критериев оценки, ограничива­ющих сферу выбора. Так, например, создание приемлемого компьютера ценой ниже 1000 долларов для рынка развитых стран — фактор значительного расширения спроса на компью­теры. Чувствительность рынка к цене значительно варьируется, поэтому она нередко используется для сегментации рынка.

Марочное название нередко служит суррогатным индикатором качества. Придаваемая потребителем значимость марочному названию зависит от способности потребителя оценить качество продукта. Например, затруднения потребителей в оценке каче­ства лекарств ведут к предпочтениям известных, хотя и более дорогих марок. Нередко марка рассматривается как статусный символ, что мотивирует покупку определенным покупательс­ким сегментом, например сигарет «МагlЬого», часов «Rо1ех».

Страна происхождения также является суррогатным инди­катором качества. Место сборки компьютеров, телевизоров не­редко воспринимается потребителями как характеристика каче­ства продукта.

Для управления процессом выбора покупки потребителем маркетолог должен знать, какие и сколько критериев использу­ются потребителем, а также какова относительная значимость каждого из критериев. Число используемых оценочных кри­териев зависит от продукта, потребителя и ситуации. Для недо­рогих продуктов повседневного спроса, таких, как хлеб, зубная паста, мыло, количество критериев невелико. Компьютеры, автомобили, жилье оцениваются по достаточно большому коли­честву критериев. Индивидуальные характеристики покупателя (знания, мотивация, степень вовлеченности в процесс покупки, возраст) также влияют на количество критериев. К ситуацион­ным факторам числа критериев оценки относятся характеристики ситуации покупки — социальное и физическое окруже­ние, недостаток времен.

Различная значимость критериев продукта для потребителей означает различие выбранных альтернатив. Так, например, при оценке компьютера-лэптопа три потребителя не одинаковы в своих предпочтениях (табл. 1). Для потребителя А наибо­лее значимы вес и техническая поддержка компьютера. Для потребителя В — цена и размеры. Для потребителя С — качество изображения и быстродействие. Достаточно крупные группы потребителей с одинаковыми предпочтениями могут составить сегменты рынка.

 

Таблица 1

 

критерии Ранг значимости для потребителя  
А В С  
Цена   1    
Быстродействие     2  
Память        
Качество изображения     1  
Размеры   2  
Вес 1 3  
Техническая поддержка 2    

 


Информация о критериальном аспекте альтернативной оцен­ки покупки собирается маркетлогом несколькими методами. К методам прямого, непосредственного сбора информации о кри­териях относятся опрос, фокус-группы, наблюдение. К методам непрямого сбора информации относятся проекционные методы, в которых респондент неосознанно проецирует собственные мо­тивы в ассоциациях слов, фраз и характеристик третьих лиц. идентификации суждений потребителей о продуктах используются карты восприятия, шкалы семантического дифферен­циала и шкалы постоянной суммы.

2.3.2 Правила решений

Правила решений — это модели выбора из нескольких альтернатив. Это стратегии потребительского выбора из нескольких альтернатив покупки. Правила решений варьируют по степени сложности. Они могут различаться по количеству за­трачиваемого времени и усилий. Правило привычного выбо­ра — покупай ту же марку, что и в прошлый раз. Если выбор непривычен, решения также могут быть достаточно несложны­ми. Например — покупай самое дешевое. Часто покупатели де­лают не оптимальный, а приемлемый выбор, не имея време­ни и усилий для оптимального выбора, что характерно для по­вторных покупок невысокой значимости. В ситуациях высокой ценности оптимального выбора покупатели используют более сложные правила решений.

Маркетологи должны знать правила решений, обеспечиваю­щие выбор окончательной альтернативы покупки, и уметь использовать эти правила для управления потребительским выбором. Рассмотрим эти правила на примере выбора марки компьютера из нескольких условных альтернатив. Практи­чески выбор компьютера сегодня ведется на уровне ско­рее модели, чем марки, но в целях упрощения примера мы будем выбирать на уровне марки. Значения оценок потребите­лем каждой из марок-альтернатив по критериям показаны в табл. 2.

 

 

Таблица 2

Оценки потребителем по критериям

(от 1 – «очень плохо» до 5 – «очень хорошо»)

марка Compaq Hewlett- Packard Canon Toshiba
Цена        
Вес        
Процессор        
Дисплей        

 

Все правила решений делятся на две категории – компенсационные и некомпенсационные.

Если в результате применения одного из правил остается бо­лее чем одна альтернатива, применяется другое правило, или до­бавляются новые критерии, в результате чего остается одна аль­тернатива — окончательное решение.

1. Некомпенсационные правила решения

Некомпенсационные правила решения не допускают ком­пенсации низких оценок продукта по одному атрибуту высо­кими оценками по другому атрибуту. Это имеет место, нап­ример, когда потребитель не покупает компьютер с низким быстродействием, даже если он дешево стоит.

Таким образом, низкая оценка продукта по одному атри­буту — низкое быстродействие — не компенсируется достоин­ством продукта по другому атрибуту — привлекательная цена.

К группе некомпенсационных правил относятся: совмест­ное правило, раздельное правило, правило элиминирования по аспектам, лексиграфическое правило.

▪ Совместное правило решения

Совместное правило решения ус­танавливает минимальный уровень оценки продукта по каж­дому из атрибутов. По этому правилу выбираются марки, удов­летворяющие минимальный уровень требований по каждому из атрибутов. Предположим, что потребитель имеет минималь­ные требования к атрибутам, приведенные в предпоследней графе табл. 3.


В результате применения правила, марки «Соmраq» и «Тоshibа» исключены из рассмотрения по критерию цены. Марка «Неwlett-Packard» исключена по критерию веса. В результате выбор падает на марку «Сапоп».

Совместное правило решений используется часто для сужения набора альтернатив в результате отсечения тех, что не удовлет­воряют минимальные требования потребителя. Правило исполь­зуется часто для низко вовлеченных покупок — потребитель вы­бирает первую альтернативу, удовлетворяющую его мини­мальные требования.

 

 

Таблица 3

Совместное правило решения

Оценочный критерий Compaq Hewlett- Packard Canon Toshiba Требуемый минимум Выбор
Цена           HP, Canon
Вес           Canon
Процессор            
Дисплей            

Canon

 

▪ Раздельное правило решения

Раздельное, или несовместное, правило решения устанавливает минимальный уровень требований потребителя только по значимым критериям, не принимая в расчет остальные критерии. Приемлемыми считаются все альтернативы, удовлетворяющие минимальные требования по значимым критериям.

Таблица 4

Раздельное правило

Оценочный критерий Compaq Hewlett- Packard Canon Toshiba Требуемый минимум Выбор
Цена         Не важно Все марки
Вес           Canon Toshiba
Процессор         Не важно  
Дисплей            






Date: 2015-06-07; view: 1054; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию