Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






НИКИТИН Юрий Иосифович





ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТОЛОГИИ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

 

Пособие

 

Корректор И.А. Самсонович

Компьютерная верстка А.В.Островского

 

 

Оригинал сверстан и отпечатан в УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины».

Подписано в печать 2003 г. Формат 60х84 1/16

Бумага писчая. Усл. печ. л. 4.8 Уч.-изд. л. 4,0

Тираж 100. заказ №.

 

 

210602, г. Витебск. 1-я Доватора, 7/11.

Отпечатано на ризографе ВГАВМ. Лицензия ЛП №362 от 11.08.1999 г.

 

 


 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ПРОДОВОЛЬСТВИЮ И ЗАКУПКАМ   ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПРИ КОМИССИИ     ВИТЕБСКАЯ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ     Н.С. МОТУЗКО, Ю.И. НИКИТИН     ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТОЛОГИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ     Рекомендовано центром учебной книги и средств обучения Национального института образования в качестве пособия для студентов специальности «Зоотехния» сельскохозяйственных высших учебных заведений     Витебск 2003   УДК 636:612.8 ББК 57.1 я 7 М 85   Рецензенты: П.А. Красочко, доктор ветеринарных наук, профессор, академик Международной академии экологии, заведующий отделом вирусологии РУП «Белорусский НИИЭВ им. С.Н. Вышелесского»   Н.И. Гавриченко, кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой физиологии, биотехнологии и ветеринарии БГСХА.     Мотузко Н.С., Никитин Ю.И.   М 85 Физиологические основы этологии сельскохозяйственных животных: Учебники и учебные пособия / Н.С. Мотузко, Ю.И. Никитин. – Витебск: ВГАВМ, 2003. – 50 с. (Учебное пособие для высших учебных заведений) ISBN 985-04-0444     В пособии раскрываются основные закономерности этологии сельскохозяйственных животных, приводятся генетические и физиологические основы формирования поведения, виды поведения, а также особенности поведения разных видов сельскохозяйственных животных.     УДК 636:612.8 ББК 57.1 я 7     Учебное пособие рассмотрено и одобрено на заседании ученого Совета ВГАВМ 17 февраля 2003 г. (протокол № 2)   ISBN 985-04-0444 © Мотузко Н.С., Никитин Ю.И. © ВГАВМ, 2003     1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЭТОЛОГИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ   Название этология происходит от греческого слова «этос» – привычка, обычай, характер, поведение. Поведение является сложной биологической функцией организма, обеспечивающей его связь с окружающей средой и взаимоотношения с другими животными. Особенностями поведения животных, их повадками люди по разным причинам интересовались еще с древних времен. В современных условиях совершенно очевидна необходимость и целесообразность детального изучения разных форм поведения животных с целью использования их для удовлетворения нужд человека. Изучение этологии позволит зооинженерам и врачам ветеринарной медицины выводить популяции животных с новыми хозяйственно полезными качествами, создавать им необходимые, адекватные условия содержания, обеспечивать их высокую сохранность и продуктивность. В условиях промышленного ведения животноводства, когда на ограниченных площадях сконцентрировано большое поголовье скота, когда сама технология предусматривает частые перегруппировки животных, изучение их поведения приобретает особенно большое практическое значение. Несоблюдение установленного режима дня, смена обслуживающего персонала, механизация многих производственных процессов и т.д. – все это отрицательно отражается на физиологическом состоянии животных и их продуктивности. Поэтому для промышленного животноводства следует отбирать животных сильного уравновешенного подвижного типа высшей нервной деятельности. Общая этология изучает основы жизненных проявлений и влияние на них многообразных внешних и внутренних факторов. Частная этология исследует особенности поведения живых организмов, ориентацию в пространстве, территориальные и социальные отношения особей, особенности поведения животных при размножении, заботе о потомстве, приеме корма и т.д. Этология имеет тесную связь с такими дисциплинами как физиология, зоология, генетика. Выясняя закономерности формирования и проявления различных форм поведения животных, нельзя не учитывать уровень их эволюционного развития, условий внешней среды, роли нервной системы, естественного и особенно искусственного отбора. В генетической науке создано даже целое направление – генетика поведения. Одним из родоначальников этологии можно считать Ч.Дарвина (1809-1882), опубликовавшего труд «Выражение эмоций у животных и человека». Позднее в науке о поведении получило направление бихевиоризма (англ. «behavior» – поведение). Его основоположник американский психолог Э.Торидайк (1874-1949) изучал особенности поведения цыплят, кошек, собак, обезьян. Проводились интересные исследования по изучению скорости перемещения животных в разных, даже лабиринтных условиях и длительности сохранения этих навыков. Э.Торидайк уделял большое внимание связи “стимул – поведение”, не учитывая при этом роль центральной нервной системы. Р.Кёллер (1887-1967) основал новое направление по изучению психических явлений в поведении животных, получившее название гештальт психологии. Представители этого направления наблюдали, как шимпанзе для добывания пищи в экспериментальных условиях используют различные “орудия” и приспособления. Они пришли к выводу, что шимпанзе обладают разумной деятельностью и способны для достижения цели создавать образы (гештальты). В 20-30-х годах ХХ века К.Лоренц, Н.Тинберген, К. Фриш создали так называемое объективистское направление по изучению поведения животных не в экспериментальных, а в естественных условиях развития поведения в онто- и филогенезе. Вопросам этологии животных посвящены работы Л.В.Крушинского, А.Д.Слонима, птиц – А.Н. Промптова. Начало научного, объективного, основанного на принципах нервной системы, изучения проблемы поведения было положено И.М.Сеченовым и И.П.Павловым в их учении об условнорефлекторной и высшей нервной деятельности животных. И.П.Павлов считал, что поведение животных отражает реакцию организма на воздействие внешних и внутренних раздражений. Он придавал большое значение наследственности в формировании типов высшей нервной деятельности. Основой для этого служило положение, что любая поведенческая реакция животного детерминирована, т.е. причинно обусловлена действием на организм различных факторов внешней и внутренней среды. Изначально поведение животных осуществляется на основе наследственной безусловнорефлекторной деятельности нервной системы. При повторных воздействиях на организм одинаковых раздражителей поведение животных меняется в результате включения индивидуально приобретенных, в процессе жизненного опыта, условнорефлекторных реакций, имеющих адаптивную для животного ценность. Из этого следует, что поведение животных есть результат сложного взаимодействия врожденных, безусловнорефлекторных и индивидуально приобретенных условнорефлекторных реакций. Формирование и совершенствование поведения животных, их безусловно- и условнорефлекторной деятельности начинается уже в период натального и раннего постнатального онтогенеза. В пренатальный период раздражения на эмбрион передаются из организма матери, особенно в тот период, когда у эмбриона идет процесс организации функциональных систем, влияющих в дальнейшем на формирование поведенческих реакций. К этим системам относятся главным образом нервная и эндокринная системы. В ранний постнатальный период важную роль в формировании поведения играет обучение потомства родителями через подражание и «запечатление». Индивидуальные различия нервных процессов проявляются в разные возрастные периоды у животных разных видов, но уже в период раннего постнатального онтогенеза. Так, у собак индивидуальность в поведении проявляется к 2-2,5-месячному возрасту постнатального периода, у кроликов - к 2,5-3 - месячному. Различные воздействия на организм в пре- и ранний постнатальный периоды приводят к существенным изменениям его поведенческих и других физиологических функций, которые могут сохраняться и в последующих поколениях. Гены, контролирующие тип поведения, благоприятного в определенных условиях жизни, содействуют сохранению генофонда и росту популяции. В естественных условиях жизни определенного вида животных ген, контролирующий, например, агрессивность поведения, способствует, благодаря естественному отбору, закреплению в популяции таких особей и устранению менее агрессивных. В условиях искусственного отбора и направленной селекции человек может закрепить в популяции и распространить животных с желательным типом поведения. Одомашнивание животных привело к существенным изменениям их поведения. При этом происходит как утрата некоторых элементов поведения, например, получение эякулята на искусственную вагину, так и утрата сезонности в размножении, переход на полиэстричные половые циклы. Д.К.Беляев (1962) установил, что влияние искусственного отбора в процессе одомашнивания обеспечивает закрепление новых элементов в поведении животных. Роль поведенческих реакций важно учитывать и в процессе одомашнивания животных. В табл. 1 приведены данные о влиянии типа поведения на процесс приручения и одомашнивания животных, при этом оказалось, что животные с большой продолжительностью жизни и развитой заботой о потомстве легче подвергаются одомашниванию. Животных отличает многообразие форм поведения, которые складывались в результате сложного взаимодействия внешних стимулов и состояния внутренней среды организма. Наилучшие для выживания формы поведения закреплялись в процессе естественного отбора, который зависит от наличия генотипической изменчивости в популяции. Те особи, которые лучше всего приспосабливались к окружающей среде, имели возможность оставить более многочисленное потомство. Современная эволюционная теория подразумевает, что животные стремятся приобрести такие свойства, которые гарантируют им, что они не окажутся в худшем положении по сравнению с другими животными. Различные формы поведения животных управляются нервной системой, которая получает информацию об окружающей среде и внутреннем состоянии организма через сенсорные рецепторы. Поведение реализуется посредством деятельности мышц и желез внутренней секреции, вырабатывающих гормоны. Формы поведения животных имеют главным образом адаптивный по отношению к окружающей среде и ситуации характер. На разных этапах эволюционного развития формировались свои формы поведения. По приспособительному и биологическому значению различают половое, родительское, пищевое, оборонительное и др. формы поведения животных К врожденным адаптивным реакциям относят таксисы, безусловные рефлексы и инстинкты. К приобретенным – обучение, условные, инструментальные рефлексы, подражание, мышление и др. Таблица 1 Поведение, влияющее на адаптацию к условиям одомашнивания (Эрман, Парсонс, 1984)  
Факторы, облегчающие одомашнивание животных Факторы, затрудняющие одомашнивание
Структура группы
А. Большие группы (стая, стадо, свора); лидерство А. Семейная группировка
Б. Иерархическая структура Б. Территориальная структура
В. Самцы связаны с группой самок В. Самцы образуют отдельные группы
Половое поведение
А Промискуитет А. Прочные семейные пары
Б. Самцы доминируют над самками Б. Самец должен установить доминирование над самкой
В. Опознание полового партнера по позам и движению В. Опознание полового партнера по окраске и морфологической структуре
Взаимоотношения родителей и потомков
А. Запечатление (инпринтинг) А. Особенности внутривидового общения
Б. Самка принимает чужое потомство вскоре после рождения Б. Самки различают свое и чужое потомство
В. Выводковый тип развития В. Потребность потомства в длительной родительской опеке
Реакция на человека
А. Бегство на небольшое расстояние А. Большая осторожность
Б. Слабая реакция на человека Б. Пугливость
Другие признаки поведения
А. Универсальность пищевого поведения А. Специализация пищевого поведения
Б. Адаптация к широкому диапазону условий среды Б. Потребность в особой среде
В. Ограниченная подвижность В. Высокая подвижность

Таксисы - наиболее простая форма поведения, обеспечивающая ориентацию и движение организма к некоторым факторам внешней среды (свету, темноте).




Видом активного поведения является рефлекс, вначале как безусловнорефлекторная реакция организма на действие раздражителя. В процессе жизни и в тех случаях, когда за условным раздражителем (свет, звонок и пр.) следует действие безусловного положительного (корм) или отрицательного (удар) раздражителя у животных вырабатывается соответствующая условнорефлекторная реакция, которой они пользуются в своей дальнейшей жизни.

Инстинкт является более высокой врожденной, также наследственной реакцией, направленной на сохранение и развитие организма в условиях его среды. В процессе жизни и обучения инстинктивные реакции обрастают рядом условных рефлексов, образуя биологический комплекс, обеспечивающий выполнение сложных поведенческих реакций в разных условиях внешней среды.

Обучение основано на жизненном опыте, который позволяет животному в дальнейшем использовать его в своей жизнедеятельности. Существуют различные формы обучения. Одной из них является запечатление (импринтинг). Объектом запечатления могут быть разные как положительные, так и отрицательные предметы, звуки, расцветки и другие явления. Действие этих предметов и явлений очень быстро запоминается животным и долго хранится в его памяти, что позволяет ему адекватно реагировать при повторных встречах с аналогичным объектом или явлением.

Мышление - высшая форма поведения, характерная для деятельности человека. Однако надо признать, что элементы рассудочной, целесообразной, сложной деятельности отмечаются и у животных при решении сложных жизненных ситуаций.

На протяжении многих лет умы психологов, этологов и физиологов занимает вопрос: «Способны ли животные к психической деятельности?». И мнения различных исследователей по этому вопросу крайне противоречивы, иногда и совершенно полярны. Ранее считали, что только человек способен создавать и использовать орудия для удовлетворения своей цели. Однако теперь известно, что этой способностью обладают и многие виды животных. Вместе с тем некоторые способности, свойственные людям, обнаружить у животных очень трудно, и одной из таких способностей является язык, как уникальное свойство человека. Так это или не так? По этому поводу существует много взглядов, гипотез, но при всем при этом нельзя сразу отрицать возможность существования языка у животных. Язык осваивается ребенком в течение определенного периода его развития, а ведь то же самое происходит и у некоторых птиц, обучающихся песне своего вида. С помощью языка люди передают информацию о происходящем и во времени, и в пространстве. А некоторые сигналы тревоги у животных разве не обладают этими же свойствами? И все же, когда мы говорим о существовании языка у животных, необходимо соблюдать большую осторожность и не впадать в непреодолимые предубеждения. Язык – это средство коммуникации. Еще Дарвин понимал, что между выражениями лица человека и мимическими реакциями животных существует много общего. В общении животных можно обнаружить ряд особенностей, характерных для языкового общения человека. Например, сигналы, используемые в языке человека, весьма произвольны и они не характеризуют особенности окружающего мира, т.е. они абстрактны. Такое абстрактное поведение имеет место и в коммуникативных отношениях, например, медоносных пчел. Танец пчелы несет информацию о направлении полета, расстоянии, где находится пища. Конечно, язык человека отличается от языка животных своей абстрактностью и богатством. Поэтому язык нельзя определить как нечто присущее только человеку, поскольку коммуникация животных характеризуется многими чертами, напоминающими язык. Человекообразные обезьяны не могут научиться говорить, но они способны научиться общению с человеком при помощи знаков, символизирующих слово.

 







Date: 2015-06-07; view: 418; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию