![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Порядок выполнения работы и обработки результатов
Приборы и принадлежности: генератор, источник питания генератора, приемник, гальванометр, плосковыпуклая линза, металлическое зеркало и поляризационная решетка.
Упражнение 1. Изучение преломления волн и фокусирующих свойств плосковыпуклой линзы. Приемник устанавливают на некотором расстоянии от генератора. Фиксируют величину сигнала, поступающего в приемник. Между генератором и приемником помещают собирательную плосковыпуклую линзу и, перемещая ее к приемнику, фиксируют усиление сигнала в приемнике по сравнению с сигналом в этом месте без линзы. Усиление сигнала связано с собирательными свойствами линзы.
1. Установите приемник волн на расстоянии 50 см от генератора, измерьте величину сигнала, улавливаемого приемником (отклонение стрелки гальванометра в делениях - n0), и запишите его значение в табл. 1. Таблица 1. Результаты измерений и вычислений. n0= делений
2. Между приемником и генератором поместите плосковыпуклую линзу, на расстоянии 30 см от приемника (плоской стороной к генератору). Измерьте величину сигнала - n и запишите в табл. 1, отметив положение линзы на оптической скамье (координату). 3. Перемещая линзу к приемнику через каждый сантиметр, фиксируйте положение линзы и величину сигнала. Результаты измерений записывайте в табл. 1. 4. Рассчитайте усиление сигнала для каждого положения линзы (n/n0) и результат запишите в табл. 1. 5. Постройте графическую зависимость усиления сигнала (n/n0) от положения линзы х. 6. По графику определите фокусное расстояние линзы.
Упражнение 2. Изучение интерференции волн и определение длины электромагнитной волны по интерференционной картине стоячей волны. На скамье расположены генератор и металлическая пластина. Между генератором и пластиной перемещается приемник волны. Электромагнитная волна, отраженная от металлической пластины, интерферирует с прямой (падающей волной), в результате образуется стоячая электромагнитная волна. Перемещая приемник по скамье, измеряют места, соответствующие пучностям (максимальный сигнал) и узлам (минимальный сигнал). По расстояниям между пучностями (или узлами) определяют длину волны. 1. На расстоянии 60 см от генератора перпендикулярно ему расположите металлическое зеркало, отражающее волну в обратном направлении. 2. Между генератором и металлическим зеркалом поместите приемник на расстоянии ~ 40 см от экрана, измерьте по гальванометру величину сигнала n и положение зеркала на оптической скамье х. Результат запищите в табл. 2.
Таблица 2. Результаты измерений
3. Перемещая приемник к зеркалу через каждые 0,5 см, фиксируйте положение приемника на оптической скамье X и величину сигнала n. Измерения выполните на отрезке ~ 15 см. 4. Постройте графическую зависимость величины сигнала n от положения приемника на оптической скамье х. Должна получиться синусообразная кривая, в которой максимумы соответствуют пучностям в световой волне, а минимумы - узлам. 5. Измерьте по графику расстояние между соседними пучностями по всей кривой (Δ x) и результаты запишите в табл. 3.
Таблица 3. Результаты вычислений.
6. По расстояниям между соседними пучностями рассчитайте длину волны по выражению λ=2Δx и результаты запишите в табл. 3. 7. Оцените точность ваших измерений, определив среднее выборочное и доверительный интервал, задавшись доверительной вероятностью. Обработку выполните, как для прямых измерений.
Упражнение 3. Изучение поляризации волн и определение плоскости поляризации электромагнитной волны.
Рис. 7. а – волна не проходит; б – волна проходит частично; в – волна проходит полностью. 1. На расстоянии ~ 50 см от генератора волн установите приемник. Между генератором и приемником поместите поляризационную решетку. 2. Вращая решетку вокруг оси, установите металлические прутки в решетке вертикально, зафиксируйте величину сигнала в гальванометре n и запишите результат измерения в табл. 4, отметив угол поворота решетки φ = 0°.
Таблица 4. Результаты измерений.
3. Поворачивая решетку через каждые 15°, произведите измерение величины отклонения стрелки гальванометра; результаты измерений запишите в табл. 4. 4. Постройте графическую зависимость отклонений стрелки гальванометра n от угла положения решетки. По графику сделайте вывод о плоскости поляризации волн.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что такое электромагнитная волна? Какова скорость ее распространения и от чего она зависит? 2. Запишите уравнения в интегральной форме для плоской электромагнитной волны и изобразите графически мгновенную картину такой волны. 3. Объясните основные свойства электромагнитных волн: отражение и преломление, интерференция, дифракция и поляризация. 4. Как образуется стоячая волна? Запишите уравнение стоячей волны. Что такое пучности и узлы в стоячей волне? 5. Опишите установку и методику измерений в каждом упражнении.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. На пути неполяризованной электромагнитной волны устанавливают две поляризационные решетки с металлическими прутками. Одну из решеток начинают вращать вокруг направления распространения волны. Что будет фиксировать приемник, установленный после обеих решеток? 2. При интерференции когерентных волн в местах, соответствующих максимуму интерференционной картины, интенсивность волн (энергия, переносимая через единицу площади в единицу времени) возрастает в 4 раза. Не возникает ли здесь противоречие с законом сохранения энергии?
ЛИТЕРАТУРА
1.Савельев И. В.Курс общей физики.— М.: Наука, 1978.— Т.2.—480 с. 2. Трофимова Т.И. Курс физики: Учебник для студ. вузов.-М.:Высш.шк.,1985.-432с.
Издательство кафедры физики ПГТУ 10 экз. январь 2011г. [1] Здесь Δ - оператор Лапласа, обозначающий сумму вторых частных производных по координатам ( Date: 2015-05-04; view: 429; Нарушение авторских прав |