Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффект замещения (замены). Эффект дохода





 

Изменение цены блага влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода.

Эффект дохода связан с тем, что изменение цены блага равнозначно изменению реального дохода (покупательной способности).

Эффект замены одного блага другим возникает в результате относительного изменения цен (потребитель не станет на весь свой доход покупать товар, цены на который снизились).

• Для определения эффекта замены необходимо элиминировать влияние эффекта дохода.

• Для определения эффекта дохода необходимо элиминировать влияние эффекта замены.

Существуют два способа разложения общего эффекта увеличения спроса при снижении цены на эффект дохода и эффект замены, которые были предложены английским экономистом Дж. Хиксом и русским математиком и экономистом Е. Е. Слуцким. Они отличаются тем, как определяется реальный доход. Согласно Хиксу, постоянный реальный доход подразумевает, что потребитель остается на той же кривой безразличия, поскольку он обеспечивает один и тот же уровень удовлетворения потребностей. Согласно Слуцкому, реальный доход остается постоянным тогда, когда доход потребителя не меняется и позволяет ему, если он хочет, приобрести прежний набор товаров по новой цене.

Рис. 12. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу.

Цена товара X снижается

Эффект замены и эффект дохода по Хиксу представлены на рис. 12 и 13.

 

Рис. 13. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу.

Цена товара X повышается

 

Эффект замены и эффект дохода могут изменяться в разных направлениях в зависимости от типа товаров.

Прежде всего отметим, что эффект замены всегда отрицателен: снижение цены товара ведет к увеличению его потребления, и наоборот. При этом потребление другого товара или группы товаров характеризуется обратным движением. Эффект дохода может быть отрицательным для нормальных товаров (рис. 14, а) и положительным для некачественных товаров (чем выше реальный доход потребителя, тем в меньшей степени он будет склонен к приобретению таких товаров). Вместе с тем для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены превышает положительный эффект дохода, так что общий эффект замены цены будет все же отрицательным (рис. 14, б). Лишь в случае с товарами Гиффена положительный эффект дохода превышает отрицательный эффект замены (рис. 14, в).

Рис. 14.Направление изменений эффектов замены и дохода для разных типов товаров: а) нормального товара; б) некачественного товара; в) товара Гиффена

Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому представлены на рис. 15.

Как уже отмечалось, Слуцкий иначе трактует понятие реального дохода, чем Хикс. По Хиксу, потребитель после изменения цен стремится сохранить прежний уровень удовлетворения потребностей, тогда как в модели Слуцкого постоянство реального дохода достигается при таком его уровне, который обеспечивает потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и до изменения.

Рис. 15.Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому

 

На рис. 15 показано, что в случае повышения цены товара X до уровня оптимум потребителя смещается из точки Е1 в точку E2 (потребитель приобретает меньше товара X, но несколько увеличивает потребление товара Y). Далее на графике показана новая бюджетная линия, параллельная линии I/Ру – I/Px, которая проходит через точку E, соответствующую оптимальному набору товаров X и Y при прежней цене. Она показывает, каким должен быть доход, необходимый для приобретения прежнего набора товаров X и Y при удорожании товара X с Рх до .

Эта бюджетная линия коснется более высокой кривой безразличия U3 в точке Е3. Это означает, что потребитель выбрал бы набор Е3 в том случае, если бы его доход был равен I’. В действительности же он выбирает набор Е2, поскольку цена товара X повысилась. Повышение цены стимулирует замену товара X товаром Y: (Х1-Х3) - эффект замены, а (Х32) - эффект дохода, который показывает, что при повышении Рх рост потребления товара Y будет обеспечен за счет сокращения потребления товара X.

Различия в подходах Хикса и Слуцкого к измерению эффекта замещения удобнее рассмотреть, совместив их на одном рисунке (рис. 16).

Рис. 16.Эффект замены по Хиксу и по Слуцкому

Изображенный на графике эффект замены Хикса показывает, что потребитель при постоянстве реального дохода остается на той же кривой безразличия (U1), т. е. он перемещается из точки Е0, соответствующей старой цене, в точку Е1, соответствующую новой, более низкой цене товара X. Эффект замены Слуцкого означает, что реальный доход является постоянным тогда, когда доход потребителя не меняется и позволяет ему, если он хочет, приобрести прежний набор товаров по новой цене. В таком случае происходит перемещение из точки Е0 в точку Е2.

Date: 2015-06-07; view: 869; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию