Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рассмотрим данные положения на конкретном примере. Как использовать принцип общей и предельной полезности для обоснования потребительского поведения?Как использовать принцип общей и предельной полезности для обоснования потребительского поведения? Мы знаем, что потребитель стремится увеличить общую (TU) полезность от потребления благ. Но как он может это сделать, если предельная (MU) полезность по мере потребления благ убывает? Допустим, потребляются три блага: А, В, С. Предельная полезность этих благ, выраженная в рублях, составляет соответственно: MUA = 100, MUB = 80, MUC = 45. При этом суммарная предельная полезность составит 225 руб. (100 + 80 + 45). Цена единицы блага равна: PA =10, P B =4, P C= 3. Определим взвешенную предельную полезность каждого блага (т.е. предельною полезность, приходящуюся на 1 руб. — MU/P) и сведем данные в табл. 1. Таблица 1. Взвешенная предельная полезность
Из табл. 1 видно, что предельные полезности благ, приходящиеся на 1 руб. затрат, не равны. Это говорит о том, что распределение денежных средств не оптимально, поскольку благо В приносит наибольшую полезность, а благо А — наименьшую. Как в этом случае должен поступить рациональный потребитель? Он увеличит потребление блага В и уменьшит потребление блага А. Уменьшение потребления блага А даст экономию 10 руб. На эту сумму можно приобрести 2,5 ед. блага В. что увеличит полезность потребителя: 80 × 2.5 = 200 руб. От этой суммы необходимо отнять 100 руб. (сократим потребление последней части блага А), и в итоге получен рост общей полезности на 100 руб. (200-100). В результате предельная полезность блага А(MUA) возрастет, а предельная полезность блага В(MUA) снизится. Перераспределяя свой доход таким образом, потребитель постарается уравнять свои взвешенные предельные полезности. При этом он достигает положения равновесия (максимума благосостояния). В этом заключается смысл второго закона Госсена, который гласит: максимум полезности от потребления заданного набора благ потребитель получит при условии равенства предельных полезностей всех потребленных благ. В результате перераспределения расходов на покупки будут получены следующие данные (табл. 2): Таблица 2 Взвешенная предельная полезность после перераспределения расходов на покупки
В этом случае суммарная полезность от потребления трех благ составит 255 (150 + 60 + 45). Любая другая комбинация дает меньшую суммарную полезность для покупателя. Экономисты говорят, что потребитель находится в состоянии равновесия при условии: где λ — предельная полезность денег. Для всех не покупаемых товаров Х и Y будет верно условие: Это условие означает, что предельная полезность денег больше, чем полезность товаров X и Y поэтому данные товары не будут куплены потребителем.
Вопрос 4. Моделирование потребительского поведения: кривые безразличия и бюджетное ограничение (бюджетная линия). Оптимум потребителя.
Для моделирования потребительского выбора используются кривые безразличия и бюджетное ограничение (линия потребительских возможностей). Кривые безразличия. Они позволяют описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования благ. Впервые в экономический анализ они были введены итальянским экономистом В. Парето в начале 20-х гг. XX в. Предпочтения потребителя касаются всех благ, однако для упрощения будем рассматривать лишь два блага — X и Y. Кривая безразличия – график, отражающий множество наборов двух товаров, обладающих одинаковой полезностью для потребителя (потребителю безразлично какой из этих наборов ему выбрать). Кривую безразличия называют также равнополезным контуром (equal-utility contour). Движение вниз по кривой безразличия означает, что потребитель уменьшает количество потребления одного товара ради увеличения потребления дополнительной единицы другого товара. Множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различный уровень полезности, называют картой безразличия (см. рис. 2). Наборы товаров, выражаемые более высокими кривыми безразличия, имеют для потребителя относительно большую полезность. А, В, С, D - кривые безразличия. Таким образом, кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителей.
Рис. 2. Карта кривых безразличия
Рассмотрим эти положения на конкретном примере: Так, потребителю безразлично, какой набор товаров выбрать: - 6 батонов хлеба и 2 пакета молока. - 4 батона хлеба и 4 пакета молока, - 1 батон хлеба и 6 пакетов молока и т. д. Данные наборы товаров имеют одинаковую полезность (равноценны), так что если соединить все точки, обозначающие наборы в пространстве двух товаров X (хлеб) и Y (молоко), то получим линии равной полезности (кривые безразличия U1, U2, U3 на рис. 3). Кривые безразличия подобны горизонталям (изогипсам) на карте местности, соединяющим точки с одинаковой высотой над уровнем моря. Если, с точки зрения данного потребителя, наборы А и В равноценны, то точки А и В лежат на одной кривой безразличия. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Так, набор С содержит такое же количество товара Y, что и набор А, но большее количество товара Х. Из аксиомы о ненасыщенности следует, что набор С предпочтительнее набора А (С} А, где } – знак предпочтения). Все наборы на кривой безразличия U1 равноценны. То же относится и к наборам на кривой U2, U3 и т. д. Поскольку кривая U 2, находится правее кривой U 1, то любой набор, лежащий на кривой безразличия U 2 предпочтительнее любого набора на кривой безразличия U 1.
|